В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя Руководителя Федеральной службы по тарифам Е.В.Яркина радио `Маяк` Назад
Интервью заместителя Руководителя Федеральной службы по тарифам Е.В.Яркина радио `Маяк`
Сегодня мы вернемся к разговору о тарифах, поскольку некоторые монопольные поставщики услуг уже начали поговаривать о повышении цен. Что ждет нас осенью? За что придется платить больше и почему? На эти и другие вопросы нам ответил заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Евгений Яркин.

- Евгений Валентинович, для начала давайте разберемся, какими тарифами занимается ваше агентство, какими тарифами занимаются региональные власти. Что регулируете вы?

ЯРКИН: Федеральная служба по тарифам (у нас не агентство, а федеральная служба по тарифам) в соответствии с 332-м постановлением, которое было принято 30-го июня 2004 года, то есть в прошлом году, существует положение о Федеральной службе по тарифам, которое регламентирует все вопросы, которыми мы должны заниматься. Это, прежде всего, если говорить об электроэнергетике, инфраструктурные организации. Имеется в виду администратор торговой системы, для которого мы устанавливаем тарифы на содержание РАО ЕЭС России, это плата РАО ЕЭС России, которая включает еще и определенную инвестиционную составляющую на достройку тех гидростанций в основном, которые у нас остались еще недостроенными с советских времен, и содержание системного оператора - это ЦДУ, то есть это тот диспетчер, который определяет все нагрузки электростанций и определяет их режим в единой энергетической системе. Вторая наша задача в электроэнергетике - это установление тарифа на передачу электроэнергии по сетям Федеральной сетевой компании. Это крупные магистральные сети, это напряжение в 220 киловольт и выше, это магистральные сети, которые связывают регионы между собой в Единой энергетической системе. Третья наша задача - это определение тарифов поставщиков электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии. И очень важная задача, это предельные максимальные и минимальные уровни тарифа на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителю. Средние отпускные тарифы, по регионам, которые мы устанавливаем. Если говорить, насколько это будет повышено, то прогнозируется максимальный уровень инфляции на следующий год 8,5 процентов, вчера на правительстве обсуждалась эта цифра. А тарифы на электроэнергию в 2006 году поднимутся ниже, чем уровень инфляции, то есть мы планируем максимальный уровень повышения тарифов в размере 7,5 процентов. Это уже, кстати сказать, второй год подряд, и в этом году мы ожидаем инфляцию 2005 года примерно 11 процентов, а тарифы были подняты на 9,4 процента.

- Вы планируете максимально 7 процентов на будущий год, я правильно понимаю?

ЯРКИН: Да, 7,5 процентов.

- Но это максимум. То есть, по идее, средний должен быть ниже. Как тогда относиться к заявлению "Мосэнерго", которое заявило, что повышение тарифов в будущем году будет 18 процентов?

ЯРКИН: Понимаете в чем дело? Это, заявка самого монополиста. Естественно, что мы рассматриваем все статьи расходов, все необходимые затраты, мы смотрим, что необходимо отнести на себестоимость, какие расходы надо осуществлять из прибыли. И поэтому на следующий год в Москве и Московской области запланирован предельный максимальный рост уровня тарифов среднеотпускного (это и промышленность, и население) 8 процентов. Никаких 18 процентов не будет.

- Простите, вы говорите то "максимальный", то "средний". Все-таки сейчас 8 процентов - средний?

ЯРКИН: Это предельный максимальный рост среднего тарифа.

- Что такое средний тариф тогда?

ЯРКИН: Средний тариф у нас состоит из ряда групп потребителей. Это, прежде всего, население, основная группа, это примерно 20 процентов в городе Москве электропотребления, и промышленность, и прочие группы, коммерческий сектор и так далее.

- То есть, грубо говоря, можно промышленности повысить на 4 процента, а населению на 12, в среднем будет 8. Я правильно понимаю?

ЯРКИН: Да, совершенно верно. И вот то, что волнует наших слушателей, это предельный минимальный и максимальный уровни для населения. Мы тоже их регулируем и ограничиваем. В газовой промышленности два основных направления - это оптовые цены на газ на выходе из системы магистральных трубопроводов, то есть в принципе это оптовые цены для "Газпрома", для "Якутскгазпрома", для "Норильскгазпрома", для "Сахалиннефтегаз" и "Кмчатнефтегаз". Это оптовые цены для монополистов, которые у нас осуществляют добычу и транспортировку газа. Также мы устанавливаем тарифы на транспортировку газа по трубопроводам. У нас есть еще и независимые производители газа, которые осуществляют самостоятельную добычу. "Итера", допустим", "Новотек" и так далее. По европейским масштабам это достаточно крупные предприятия. Другое дело, что они в России несопоставимы с "Газпромом", потому что "Газпром" - это действительно огромная организация, в мире, наверное, и аналогов нет. И еще за нами закреплена функция - это плата за услуги, оказываемые сбытовыми организациями по реализации газа.

- Тут что нас ждет?

ЯРКИН: Министерство экономического развития и торговли определило нам предельный уровень повышения цены на оптовый газ в 11 процентов, мы ее будем выдерживать. Эта цифра определена правительством, пока мы от нее не отходим и не собираемся отходить. Почему выше уровня инфляции? "Газпром" всегда настаивает на более высоком уровне, примерно 20-22 процента роста оптовой цены газа, мотивируя это тем, что у нас идет истощение дешевых месторождений, которые мы еще в советские времена начали обустраивать, износом трубопроводной системой, и для того, чтобы восполнить выбывающие месторождения, надо двигаться на более дорогие и более трудноосваиваемые участки - это северные районы Тюменской области, это Ямал, где действительно затраты будут высокие.

- Проблемы "Газпрома" понятны. Чем это оборачивается для потребителя?

ЯРКИН: Пока 11-ю процентами роста цены на газ, оптовой цены. И относительно будет небольшая надбавка, я думаю, что мы уложимся примерно в 12 процентов для конечных потребителей, именно для населения. Надо сказать, что нельзя для таких крупных капиталоемких отраслей, как электроэнергетика, газовая промышленность, строить без рассмотрения перспективы, мы должны рассмотреть все необходимые, включая капитальные, затраты на освоение новых месторождений. И такую работу мы совместно с "Газпромом" будем проводить, чтобы определить на пять лет, может быть, даже до 2015 года, какую необходимо задать тенденцию изменения цены для того, чтобы мы могли обеспечить 540-550 миллиардов кубов. Следующая наша функция - это транспорт нефти и нефтепродуктов. Это на прямую не сказывается на конечной цене, это очень мизерный процент, в основном на прокачку нефти, это экспортные поставки.

- А на цене бензина это как-то сказывается?

ЯРКИН: Практически нет. Это настолько низкий удельный вес в расходах при производстве и перегонке бензина. Следующий, очень важный, на мой взгляд, вопрос, который ведет Федеральная служба по тарифам, это тарифы на услуги транспортных терминалов. Это морские и речные порты и аэропорты. И тарифы на услуги ледокольного транспорта на Северном морском пути тоже мы устанавливаем.

- Ледокольный транспорт - это понятно, северный завоз, тут цена северного завоза. А аэропорты? Это сказывается на цене билета - то, чем вы занимаетесь?

ЯРКИН: Да, конечно, частично это сказывается, но инфраструктура тоже должна оплачиваться. Не надо думать, что аэропорт - это бесплатно. Потому что и взлетные полосы надо ремонтировать, мы живем не в идеальных климатических условиях, у нас летом достаточно жарко и зимой холодно, отсюда необходимость. Очень важная функция - это почтовые услуги, включая телефонную связь. Это тарифы на письменную корреспонденцию - письма, бандероли, почтовые карточки, тарифы на отправку телеграмм, тарифы на предоставление междугородних телефонных соединений, тарифы на предоставление доступа к телефонной сети, тарифы на предоставление местного телефонного соединения. И что, на мой взгляд, сейчас очень важно - тарифы на распространение и трансляцию общероссийских телерадиопрограмм. Работая в эфире, радио "Маяк" платит определенные деньги для того, чтобы можно было осуществить эту передачу.

- Что здесь нас ждет?

ЯРКИН: Пока мы еще не проработали этот вопрос, поэтому я сейчас вам не могу ничего сказать. Есть и еще одна очень важная функция - цены на продукцию оборонного назначения, это государство не может упустить, и Федеральная служба по тарифам, являющаяся государственным учреждением, тоже регулирует тарифы для оборонного заказа. Федеральная служба по тарифам определяет минимальные цены на этиловый спирт из пищевого сырья, произведенного на территории Российской Федерации, минимальные цены на алкогольную продукцию крепостью выше 28-ми градусов. И последняя важная функция, которую мы ведем, это реестр субъектов естественных монополий. Мы должны знать, кто осуществляет именно те услуги, которые относятся к естественным монополиям.

- Как я понимаю, все, что не относится к естественным монополиям, регулируют местные власти?
ЯРКИН: Только то, что относится на региональном уровне к естественным монополиям. Но вот сейчас проводится проработка вопросов делегирования прав, в частности, речные порты. Мы хотим делегировать это местным органам власти, которые будут заниматься конкретно этими вопросами.

Елена Щедрунова (ведущая программы)


Источник: Радио "Маяк"

Док. 397152
Перв. публик.: 05.08.05
Последн. ред.: 16.11.07
Число обращений: 365

  • Яркин Евгений Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``