В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Аверченко: `Этот Жилищный кодекс предназначен для работы в новых социально-экономических условиях` Назад
Владимир Аверченко: `Этот Жилищный кодекс предназначен для работы в новых социально-экономических условиях`
Сегодня 1 марта 2005 года, и с сегодняшнего дня новый Жилищный кодекс вступает в свои права. Как будут вспоминать этот день, войдет ли он в историю? С этого вопроса началась наша беседа с Владимиром Александровичем Аверченко, руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

АВЕРЧЕНКО: Мне трудно представить, чтобы введение в действие Жилищного кодекса вошло в общечеловеческую историю. Потому что подобные процессы проходили многие государства, и для человечества это не является проблемой. А что касается нашей страны, то это вступление в некий новый этап взаимоотношений в жилищной сфере. Мы жили в рынке уже, а пользовались законодательством, сформированным в другую историческую и экономическую эпоху.


Владимир Александрович Аверченко

- Тот пакет документов, который сегодня вступает в законную силу, он достаточен для того, чтобы с сегодняшнего дня действительно уже по-новому зажить? Или возникает довольно много спорных моментов, и пока непонятно, как действовать, куда двигаться дальше?

АВЕРЧЕНКО: Я прежде всего хотел бы сказать, что сам факт принятия Жилищного кодекса и вступления его в законную силу - а Жилищный кодекс - это такой системообразующий законодательный акт, этот Жилищный кодекс предназначен работать именно в новых социально-экономических условиях, в условиях рыночной экономики, - это положительный факт. И, естественно, для того чтобы он эффективно действовал, нужно принятие ряда подзаконных актов, в том числе на уровне правительства Российской Федерации, и ряда подзаконных актов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Если говорить о том, приняты они или нет, то, к сожалению, нет. И на сегодняшний день требуется еще какой-то период времени для того, чтобы они были приняты. Как нас уверяют разработчики (это Министерство промышленности и энергетики, департамент по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которые занимаются вопросами формирования законодательного правопространства), эти законодательные акты будут приняты в течение марта месяца.

- Готовы ли регионы? Потому что по этому Жилищному кодексу очень строго распределяется ответственность между федеральным уровнем власти, регионами, муниципалитетами.

АВЕРЧЕНКО: И значительно расширяются права муниципалитетов и субъектов Российской Федерации.

- Насколько вот на этом уровне исполнительной власти, законодательной власти решены вопросы? Готовы ли регионы к введению нового закона?

АВЕРЧЕНКО: Я бы сказал, на уровне проработки готовность достаточно высокая. На уровне принятых подзаконных актов субъектов Российской Федерации - нет, не готовы.

- И что? Получается, что с сегодняшнего дня кодекс вводится в законную силу, но он повисает, потому что не на что опереться, нет подзаконных актов - правительство не подготовило, регионы не подготовили, муниципалитеты не готовы.

АВЕРЧЕНКО: Поскольку Жилищный кодекс - системообразующий акт, то, конечно же, он не сегодня требует решения многих проблем. Приведу пример. Сегодня у нас в очереди стоит на получение жилья порядка четырех с лишним миллионов семей. И естественно возникает вопрос: а дальше что? Ведь ликвидируется такое понятие, как первоочередники. Старая очередь, она так и остается и будет действовать многие-многие годы, до тех пор, пока люди не получат жилье по этой очереди. А вот что касается формирования новой очереди, то один месяц здесь не играет практически серьезной роли, поскольку у нас в течение месяца квартиры вновь поступившим на очередь не даются, такова реальность.

- Поэтому предусмотрен такой испытательный срок до 1 января следующего года.

АВЕРЧЕНКО: Вообще, вы знаете, я хотел бы сказать, что желательно было бы, чтобы к 1 марта все подзаконные акты были всеми уровнями власти приняты, и мы об этом неоднократно говорили на многих конференциях, семинарах, совещаниях, при обмене мнениями. Но, видимо, что-то не сложилось.

- Хорошо. Перейдем к тем моментам, которые для меня остаются загадочными, отчасти потому, что они новые. Например, выселение. Теоретически такая норма существовала и раньше. Но теперь, с принятием нового Жилищного кодекса, выселение становится действенным инструментом. Что такое человек должен сделать, чтобы его могли выселить из квартиры?

АВЕРЧЕНКО: Вообще, уже с 1-го числа существуют такие понятия, как собственник и наниматель жилого помещения. В статусе этих двух субъектов права есть некая разница. Во-первых, собственник жилого помещения вправе продать, подарить свою недвижимость, сдать внаем, вселить любого гражданина, любое количество людей, даже не являющихся членами его семьи. Собственника нельзя выселить из жилого помещения даже по суду, к примеру, за неоплату коммунальных услуг. Допустим, в течение шести месяцев собственник не платит за коммунальные услуги, и выселить его нельзя, кроме как по решению суда. А какое суд примет решение, я не могу предугадывать.

А вот что касается нанимателя жилого помещения, если он, допустим, в течение шести месяцев не вносит плату за жилое помещение или коммунальные услуги без уважительных причин (подчеркиваю, это очень важный момент, но опять-таки это должен определить суд, насколько причина уважительная), то нанимателя можно выселить в судебном порядке, но с предоставлением жилья по норме общежития.

- Вопрос сразу: куда?

АВЕРЧЕНКО: Если некуда выселить, то и выселить не могут. Такой фонд должен иметь муниципалитет. Этот фонд должен быть из расчета 6 квадратных метров на одного человека. Если, допустим, семья из трех человек, то им должны предоставить по норме общежития 18 квадратных метров. Такого жилья, как правило, у большинства муниципалитетов нет, и это проблема будет. Жилищный кодекс ведь предусматривает, что должен формироваться социальный жилой фонд. Вот те, кто получит квартиру по договору социального найма с 1 марта 2005 года, они не имеют права на приватизацию. И этот фонд постепенно будет формироваться. А те граждане, которые получили до 1 марта, они имеют право в течение двух лет оформить эту квартиру в собственность. То есть им дается право в течение двух лет подумать, стоит ли оформлять в собственность, есть ли в этом преимущество для них или нет, в состоянии ли они управлять этой собственностью. Ведь собственность - это не только право продать, подарить, завещать, сдать в аренду, но это еще и ответственность. Это обязанность платить налоги, содержать это жилое помещение в полном порядке, в том числе капитально ремонтировать.

- И мы должны будем привыкнуть к мысли, что если собственник квартиры не в состоянии заплатить налоги за эту собственность, то в итоге судом может быть принято решение о реализации на рынке, скажем, его квартиры для того, чтобы возместить налоговые долги.

АВЕРЧЕНКО: Вы знаете, опять-таки я не могу предугадать, какова будет судебная практика и какое решение примет суд. Но то, что собственник должен полностью возмещать затраты на содержание своего жилого фонда, своей недвижимости - это да.

- И в таком случае уже собственнику, который в результате такого решения суда может быть лишен квартиры, она пойдет на рынок, а вырученные деньги будут компенсировать его долги, ему уже ничего не положено, получается, ему никто не должен ничего предоставлять?

АВЕРЧЕНКО: Я не могу вам ответить на этот вопрос. Я точно так же могу задать вопрос вам. Предположим, что вам богатые родственники подарят виллу под Москвой, и содержание этой виллы будет в два раза превосходить ваши доходы трудовые по основному месту работы, и вы поймете, что вы не в состоянии содержать...

- Надо продавать.

АВЕРЧЕНКО: Благо, что это не единственная ваша квартира. Вы должны будете для себя определиться, каким образом поступить. Важно, чтобы не нарушалось конституционное право каждого человека на жилье. То есть человек должен иметь жилье, достаточное для того, чтобы достойно жить.

- Вот и у меня сердце болит именно за тех, у кого это единственная приватизированная квартира, за тех, кто там реально живет и перед кем в силу разных обстоятельств тоже может встать такая дилемма.

АВЕРЧЕНКО: Если вы являетесь собственником и не можете платить, то вы имеете право подать заявление и деприватизировать свою квартиру. То есть у каждого гражданина есть такое право выбора.

- Есть приватизированная квартира в доме, город решает, что дом должен быть снесен. Что с собственником происходит? Его просто выбрасывают на улицу, ему дают денег, ему дают новую квартиру?

АВЕРЧЕНКО: Очень интересный вопрос. Вот две квартиры рядом, одинаковые квартиры, одинаковое количество жильцов. Возьмем для примера двухкомнатную квартиру, три человека. Одна - собственность, а другая - по договору найма. И вот по договору найма могут предоставить квартиру не обязательно в этом районе. Мало того, если человек живет один в квартире, а квартира трехкомнатная, то ему предоставят одну комнату - по норме. А вот что касается собственника, то ему или обязаны компенсировать стоимость квартиры по рыночной стоимости, то есть сколько стоит квартира в этом районе, или предоставить в этом же районе идентичную по площади квартиру, ничуть не меньше, даже если он один живет в пятикомнатной квартире.

- Очень много вопросов, которые касаются капитального ремонта. Люди приватизировали квартиру в доме, который без капитального ремонта простоял всю советскую власть. И теперь получается, что все затраты на капремонт должны лечь на собственников этого жилья, включая тот долг, который в свое время государство не выплатило, потому что дом, может быть, на очереди на капремонт стоит лет 25, а все руки не доходят.

АВЕРЧЕНКО: Те долги, которые там висят, они висят в каком плане? За счет высокого износа основных фондов. А у нас очень изношены и жилой фонд, и инженерная инфраструктура, и в среднем этот износ колеблется в жилье на уровне 45 процентов, а в таких инженерных коммуникациях, как водопровод и канализация, - 65 процентов. И состояние нашего жилого фонда, и это должны граждане понимать, ухудшается. И ухудшается не в результате деятельности за один-два года, а фактически за несколько десятилетий, когда годами идет системный недоремонт. Мы фактически в стране ремонтируем в год примерно один процент жилого фонда, что значит, что последний дом будет отремонтирован через сто лет. Мы можем просто не дождаться.

Так вот, до 1 января 2006 года по постановлению правительства мы должны перейти на полное возмещение затрат по содержанию жилого фонда. И, естественно, это должно лечь на плечи собственников, муниципалитетов и государства. С одной стороны, не будет работать эффективно жилищно-коммунальная сфера до тех пор, пока там не будет полного возмещения затрат, а недофинансирование, допустим, в 2004 году составило порядка 59 миллиардов рублей. А с другой стороны, это бремя не в состоянии очень значительная часть населения нести на себе. Так вот для этого в течение 2006 года полностью вопросы жилищных субсидий должны перейти в отрасль социальной защиты. И должна быть адресная, персонифицированная социальная защита каждого гражданина.

http://old.radiomayak.ru/schedules/6852/20186.html

01.03.2005

Док. 397098
Перв. публик.: 01.03.05
Последн. ред.: 16.11.07
Число обращений: 336

  • Аверченко Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``