В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Аверченко: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (29.06.2004) Назад
Владимир Аверченко: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (29.06.2004)
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Владимир Аверченко, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Эфир ведет - Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА - У микрофона Ольга Бычкова, добрый день, в ближайшие 20 минут мы обсуждаем реформу жилищно-коммунального хозяйства, новый жилищный кодекс, который рассматривается в ГД. Наш гость - это Владимир Аверченко, руководитель федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Добрый день, Владимир Александрович.
В. АВЕРЧЕНКО - Добрый день.
О. БЫЧКОВА - Вот тема эта, жилищный кодекс, реформа ЖКХ как таковая, она, на самом деле, такая, в общем, очень и очень спорная, да, потому что очень много в последнее время публикаций.
В. АВЕРЧЕНКО - Она болезненная просто, да.
О. БЫЧКОВА - Болезненная, конечно, и много непонятного там, и очень много публикаций о том, что это отказ от всех вообще плюсов, оставшихся, и завоеваний предыдущих десятилетий, о том, что эта реформа в интересах всяких строительных воротил. И новый жилищный кодекс, вот у меня, например, одна из статей лежит перед глазами, путь на социальное дно. Очень много разного рода претензий и очень много вопросов возникает у граждан. Поскольку вы представляете строительный сектор, Владимир Аверченко, я напомню, руководитель федерального агентства по строительству и ЖКХ.
В. АВЕРЧЕНКО - Чтобы проще было, бывший Госстрой.
О. БЫЧКОВА - Бывший Госстрой, то я сразу вас спрошу, вот самая распространенная идея, жилищный кодекс, реформа ЖКХ проводится в интересах как раз крупных строительных компаний, которые и так неплохо существуют в стране, особенно в Москве и в больших городах, а теперь им будет еще лучше, за наш счет.
В. АВЕРЧЕНКО - Действительно, строительные компании на российском рынке существуют очень неплохо, и как раз их неплохое существование связано с отсутствием реальной конкуренции на этом строительном рынке. Достаточно сказать, что в среднем в прошлом году по стране рост цены на жилье на первичном рынке составил 26%, значительно выше, чем уровень инфляции. И естественно, это не может удовлетворить ни правительство РФ, ни общество, ни конкретных граждан. Насчет фразы, которую вы произнесли, путь на социальное дно, я хотел бы обозначить, где мы находимся и как далеко ли от того самого дна, от которого нас пытаются, так сказать, удержать многие журналисты, чаще всего пишущие не совсем профессионально на эту тему, потому что тема сложная. Я назову цифры, от какого дна нужно защищать 5 млн. человек, живущих в ветхом и аварийном фонде, они уже там, на дне.
О. БЫЧКОВА - 5 млн. человек - это где?
В. АВЕРЧЕНКО - Это в ветхом и аварийном фонде, которое непригодно для проживания, износ которого свыше 70%.
О. БЫЧКОВА - Это цифра по стране?
В. АВЕРЧЕНКО - Это цифра по стране. От какого дна нужно защищать 40 млн. человек, живущих с удобствами в огороде, которые ходят до ветру, у которых нет воды, канализации, они и так в отвратительных условиях. Наш жилой фонд катастрофически стареет, и сегодня, вот если говорить о 2003 г., значит, ремонт составил всего 0.5% жилого фонда страны. В то время, как для его поддержания необходимо 4-5% ремонтировать каждый год.
О. БЫЧКОВА - Полпроцента?
В. АВЕРЧЕНКО - Полпроцента. Если мы строим всего 37 млн. кв. м в год, это данные по прошлому году, это 0.25 кв. м на человека в среднем по стране, в то время, как во всех странах, даже в Китае, строят уже 1 кв. м на человека. Это та необходимая цифра, которая позволяла бы обновлять жилой фонд, улучшать жилищные условия, совершенствовать планировки, создавать нормальные комфортные условия для жизни. Китай сегодня строит 1 млрд. с лишним кв. м в год, США - 250 млн. кв. м, мы строим 37 млн. кв. м. Это при том, что мы имеем 88.7 млн. кв. м аварийного и ветхого фонда на сегодняшний день. Т.е. сейчас, собственно, защищать никого и не надо, одна две третьих жилого фонда имеет износ до 65%, то жилье, в котором проживают сегодня граждане России, не выдерживает никакой критики. И на подходе износ так называемых хрущевок, построенных в 60-е гг., их нужно или сносить, или реконструировать, благоустраивать, менять коммуникации, совершенствовать планировки.
О. БЫЧКОВА - Потом подойдут и старые блочные дома, которые разваливаются на глазах, да.
В. АВЕРЧЕНКО - Они уже подошли. На подходе еще 35 млн. кв. м, это те, которые уже близки к 70% износу, это при том, что в стране не очень активно поставлена инвентаризация. Если более детально проинвентаризировать, то ситуация может оказаться куда хуже. Так вот, те задачи, которые сформулировал Владимир Владимирович Путин в своем послании обеим палатам парламента, когда он две страницы текста посвятил жилищному сектору, строительству доступного жилья, и в массовом порядке, они являются просто правильной реакцией государства на сложившуюся критическую ситуацию. Складывалась она не сегодня. В стране громадное количество жилого фонда, 165 млн. кв. м, построенных до 20-го г., основная часть жилого фонда, две третьих, построена до 70-го г., и повторяю, с износом до 65%. Поэтому те меры, которые сейчас намечены правительством РФ, в частности, федеральным агентством по строительству и ЖКХ, они направлены на формирование четкой нормативной базы законодательной, нацеленной на развитие качественных услуг в жилищно-коммунальной сфере, недорогих услуг, доступных для граждан, и формирование рынка жилья, причем рынка доступного жилья.
О. БЫЧКОВА - В этом же вся проблема.
В. АВЕРЧЕНКО - Достичь это можно при массовой конкуренции.
О. БЫЧКОВА - Да, но в этом вся проблема, потому что понятно, что дефицит жилья существовал всегда, да, многие и многие десятилетия, все мы жили, в общем, осознавая, что людям не хватает жилплощади. Но сейчас вроде бы в Москве строят много. Например, в Москве, то, что я вижу, например, вокруг себя.
В. АВЕРЧЕНКО - В Москве строят мало.
О. БЫЧКОВА - Ну кажется так, да, то, что называется строительный бум.
В. АВЕРЧЕНКО - Это кажется непрофессионалам, в Москве строят 0.43 кв. м на человека в год.
О. БЫЧКОВА - Т.е. больше в два раза, чем в среднем по стране.
В. АВЕРЧЕНКО - Меньше половины того, что необходимо для обновления жилого фонда. Кстати, Москва не на самом первом месте по объемам строительства жилья на одного жителя, на первом месте Астраханская область, 0.58, на втором - Московская область, на третьем находится Белгородская область, на четвертом - Москва, на пятом - Чувашия и т.д. Но есть регионы, которые не строят вообще.
О. БЫЧКОВА - А что такого придумали в тех регионах, которые находятся в первых строчках? Не считая Москвы, допустим.
В. АВЕРЧЕНКО - Во-первых, более внимательно относятся к бизнесу, привлекают этот бизнес для строительства, создают условия для развития ипотеки, вводят социальную ипотеку с тем, чтобы дать возможность строить за свои средства жилье, в том числе и людям с невысоким достатком, оплачивая проценты по ипотеке за счет региональных бюджетов. И многие другие меры, сносят ветхое жилье, а в ветхом жилье находятся, проживают граждане, которые социально не защищены, и материально неблагополучные семьи, т.е. семьи с низким достатком, т.е. фактически снос ветхого и аварийного фонда - это социальная программа по защите малоимущих, по борьбе с бедностью.
О. БЫЧКОВА - Да, вот наш слушатель Дормидонт пишет о том, что вряд ли кто-то согласился бы жить в таких домах массовых застроек, которые строят сегодня в Китае. Вот что будут строить, если объемы строительства в нашей стране удастся увеличить хотя бы на те небольшие цифры, о которых вы говорите?
В. АВЕРЧЕНКО - Я согласен с радиослушателем, конечно, нельзя строить в России жилье такое, которое строят в Китае. У каждой территории есть свои климатические условия, они влияют и на конструкцию жилых домов, и на их инженерное обеспечение, но, допустим, я бывал в Колумбии, там жилье - не требуется ни для утепления, ни для термоизоляции от жары, потому что средняя температура по стране круглый год +24 градуса, зачем отопительные приборы? Естественно, другие условия в Китае. Россия - суровая страна, в ней коэффициент, так сказать, климатический - 5 000, а, допустим, в такой стране, как Германия - 3 800. Т.е. у нас другой расход топлива на кв. м для содержания этого жилого фонда, для поддержания там комфортных условий. Но надо понимать, что наши жилые дома плохо утеплены, мы теряем много энергии, и отсюда эти затраты ложатся целиком на граждан, в большей части на 90%, на 10% на государство. Но я назову такие цифры, если в Германии на отопление 1 кв. м тратится 3 литра топлива, то в России - 80.
О. БЫЧКОВА - 3 против 80?
В. АВЕРЧЕНКО - Против 80.
О. БЫЧКОВА - Ничего себе.
В. АВЕРЧЕНКО - И конечно, Германия - более теплая страна.
О. БЫЧКОВА - Но это не Африка все равно, да.
В. АВЕРЧЕНКО - Да, но это не Африка. Но в Швеции, которая находится в одинаковых с нами климатических условиях, на поддержание тепла в 1 кв. м в год тратится от 14 до 18 литров топлива. У нас, подчеркиваю, 80.
О. БЫЧКОВА - Т.е. это абсолютная расточительность?
В. АВЕРЧЕНКО - Это весьма неэффективные конструкции и инженерное обеспечение. Вот мы только что проводили вместе с правительством Москвы международную ярмарку-выставку, и там были представлены громадные снимки г. Москвы тепловизорами с самолетов. Все теплотрассы видны под дорогами, они светятся, светятся все крыши, все дома, значит, все подземные переходы, т.е. все это видно, хотя это все скрыто под конструкциями.
О. БЫЧКОВА - Т.е. вот это то, что называется отапливать улицу, да?
В. АВЕРЧЕНКО - Мы топим белый свет. И это все ложится тяжелым бременем на простого гражданина, на квартиросъемщика, на владельца квартиры, именно то, что не было предусмотрено в конструкциях в предыдущие годы в этих зданиях. Я вам скажу, что сегодня наша страна производит 9 млн. кв. м утеплителей различных, а потребность у нас - 55 млн. Сейчас мы очень много утеплителей для того, чтобы строить современные дома, дешевые и в то же время современные, с хорошей теплоизоляцией, мы громадное количество утеплителя пока покупаем за границей. Пользуясь нашим эфиром, я просил бы частный бизнес обратить на это внимание и строить больше заводов по утеплителям.
О. БЫЧКОВА - Так проблема вот в чем, что кто-то не обратил внимание и не строит достаточного количества нужных заводов, что опять нет денег или что не хватает соображения какого-то? Вот где это звено, за которое нужно потянуть, чтобы каким-то образом все заработало в нужном направлении?
В. АВЕРЧЕНКО - Вот такого звена одного нет. Первое звено, за которое нужно потянуть, нужно сформировать нормальную законодательную базу. И сейчас правительство РФ внесло ряд законов в ГД, и сейчас они рассматриваются, до 10 июля 27 законов будет рассмотрено в пакете во втором уже чтении. Насчет другой цепочки, за которую нужно потянуть, это, естественно, привлечение частного капитала, создание конкурентной среды. Вот федеральное агентство сейчас всю свою работу строит, в том числе, и в направлении привлечения крупного капитала и в жилищно-коммунальную сферу, и в строительство.
О. БЫЧКОВА - А каким образом? Если он туда не идет, то, значит, или недостаточно идет, или не идет в те сферы, которые, прежде всего, нуждаются в средствах, значит, там чего-то не хватает?
В. АВЕРЧЕНКО - Я хотел бы сказать, что у нас есть весьма предвзятое отношение к жилищно-коммунальному сектору как к убыточному, очень неразвитому. Я назову цифры. В прошлом году оборот в жилищно-коммунальной сфере составил 5.9% ВВП страны и сравнялся по сумме 30 млрд. долларов. Убытки составили всего 10%. Вот мы проанализировали эффективность отопления средней московской квартиры площадью 60 кв. м, выводы специалистов, потребление газа при внедрении современных технологий можно уменьшить в 10 раз, тарифы можно уменьшить в два раза, и эти деньги направить на модернизацию и совершенствование инженерных инфраструктур.
О. БЫЧКОВА - Ну так и что мешает?
В. АВЕРЧЕНКО - Это говорит о том, что резервы в жилищно-коммунальной сфере у нас из-за нерадивости, расточительности, несовершенства системы, их высокой затратности настолько велики, что при нынешнем объеме убытков, 10%, это уже может быть прибыльным бизнесом. И многие компании сейчас это хорошо понимают. Вот мы провели переговоры с рядом крупных компаний и уже подписали договор с фондом регионального сотрудничества, который обязался вложить в ЖКХ, в развитие ЖКХ 50 млн. долларов. И на подходе заключение с другими крупными компаниями. Мы говорим, что в ЖКХ должен прийти частный капитал, но не с целью захвата собственности, не с целью роста тарифов, а с целью модернизации и получения тарифов за счет снижения издержек, с тем, чтобы реформа, так называемая реформа ЖКХ, на самом деле, элементарное наведение порядка, способствовала улучшению условий жизни людей и снижению платы за жилье. Вот при этом крупные компании могли бы прийти, и некоторые уже приходят, но на условиях аренды или концессии, т.е. с тем, чтобы собственность оставалась собственностью государства и муниципалитетов.
О. БЫЧКОВА - Собственность на что?
В. АВЕРЧЕНКО - Собственность инженерной инфраструктуры, которая обслуживает водопроводы, канализацию, теплосистемы и другие сферы ЖКХ.
О. БЫЧКОВА - Понятно.
В. АВЕРЧЕНКО - Но чтобы они были в концессии на длительный срок, чтобы у этих компаний была возможность их модернизировать и окупить за счет снижения издержек. Вот для того, чтобы тратилось 14 л на кв. м, а не 80, вот остальные сэкономленные пусть идут в прибыль компаниям, на модернизацию, на то, чтобы люди жили более комфортно.
О. БЫЧКОВА - Т.е. у каждого участка, условно говоря, у каждого маленького или большого, должен быть свой хозяин, который будет считать эти деньги, это топливо и эту энергию, все, да?
В. АВЕРЧЕНКО - Нет, я бы сказал так, у каждого гражданина должен быть выбор, выбрать такую компанию, которая бы была ему по душе и по цене, а не так, как сейчас, по сути дела, сегодня муниципальные компании - это монополисты, которые только повышают тарифы и не додают качественных услуг.
О. БЫЧКОВА - А частные компании тоже не очень рвутся туда?
В. АВЕРЧЕНКО - Я бы так не сказал, уже на разных уровнях частные компании стали приходить в разные секторы экономики. И даже при убыточности содержания жилья появились управляющие компании во многих городах и регионах РФ, которые добиваются при том же уровне тарифов прибыльности бизнеса и улучшения качества.
О. БЫЧКОВА - Спасибо вам, к сожалению, время нашего эфира истекло, хотя еще можно было послушать Владимира Аверченко, руководителя федерального агентства по строительству и ЖКХ, заслуженный строитель России был в нашем прямом эфире.
В. АВЕРЧЕНКО - Тема настолько широкая, что очень трудно за 20 минут что-то сказать.
О. БЫЧКОВА - Необъятная, да, будем возвращаться, приходите, еще рассказывайте, спасибо вам.
В. АВЕРЧЕНКО - Спасибо, приглашайте.



http://www.echo.msk.ru/interview/26167/

29.06.2004


Док. 397096
Перв. публик.: 29.06.04
Последн. ред.: 16.11.07
Число обращений: 400

  • Аверченко Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``