В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Технопарк - точка роста Назад
Технопарк - точка роста
Высшая школа нуждается в реформеДепутат Государственной Думы РФ Гаджимет САФАРАЛИЕВ - известный политик Дагестана. Он лауреат Государственной премии Российской федерации в области образования, заслуженный деятель науки РФ, профессор, заместитель руководителя Межрегионального координационного совета партии "Единая Россия" по ЮФО, Мы побеседовали с Г.Сафаралиевым о проблемах и перспективах образования в нашей республике и стране.- Гаджимет Керимович , приоритетные национальные проекты, с которыми сегодня связывают надежду на совершенствование системы образования, в основном направлены на поддержку средней школы. А как высшая школа, что будет с ней?- Выделение средней школы в нацпроект вовсе не означает, что высшую школу забыли. К примеру, в настоящее время в Красноярске и Ростове создаются два национальных университета. Это практическая реализация давно назревшей концепции реформирования системы высшего образования. Будущие абитуриенты должны, независимо от места жительства на просторах России, иметь равные возможности для получения высококачественного образования. На реформу высшей школы и создание национальных университетов уже выделяются большие средства. Теперь и за пределами столиц появляются современные вузы, дающие хорошее образование. Таких вузов не может быть очень много; об этом говорит пример развитых зарубежных стран.Сейчас вузы получили возможность более активно участвовать в инновационных проектах. В 2006 году 17 вузов России получили от 200 до 500 млн. рублей на их реализацию. В 2007 году сумма финансирования будет еще увеличена. ДГУ и ДГТУ подали такие заявки. Хотя при столь серьезном конкурсе выиграть будет очень сложно, но все же для вузов это шанс получить средства для плодотворной исследовательской работы.В то же время очень многие проблемы высшего образования тесно взаимосвязаны с состоянием средней школы. Поэтому просто нет смысла противопоставлять реформу высшей и средней школы. Средняя школа давно нуждалась во внимании со стороныгосударства. Поддержка лучших учителей, материальное обеспечение учебного процесса, компьютеризация и доступ к Интернету - все это и многое другое - давно назревшие и необходимые меры.Сегодня нам нужна концепция развития образования. Пока же в учебном процессе нет единства, нет системности, нет стандарта. В итоге сложился замкнутый круг. Плохой преподаватель вуза готовит плохого учителя для школы, тот плохо учит школьников, из которых все хуже и хуже подготовленные абитуриенты приходят в вузы. И так по спирали - вниз. Улучшить ситуацию предполагает введение ЕГЭ, так как будут ужесточаться и требования к качеству среднего образования.- Как у дагестанских вузов, в частности у ДГТУ, сейчас обстоит дело с научной деятельностью?- В ДГТУ уже несколько лет действует инновационно-инвестиционный центр. Мы выигрываем гранты, занимаемся наукой, создаем новые технологии. К сожалению, в Дагестане нет предприятий, на которых мы могли бы внедрять в производство свои наработки. Надо создавать, помимо прочего, и малый научный бизнес, который мог бы зарабатывать на высоких технологиях. Только тогда изобретения будут приносить реальную пользу. Но это уже задача не только ученых, но и экономистов, политиков.Президент Дагестана Муху Алиев принял правильное решение создать на базе ДГТУ первый в Дагестане технопарк, который должен стать "точкой роста". Предполагается создавать банки изобретений. К сожалению, как и везде по стране, наши предприятия еще не вышли из кризиса, сами выживают как могут, и им не до инноваций.В США вузы активно занимаются исследовательской работой, но при этом и средняя планка подготовки студентов очень высока. Мы же к этому только стремимся. В вузах пока нет условий, чтобы заниматься наукой, а в академических заведениях нельзя готовить специалистов. Во многом условия для интеграции вузовской и академической науки пока не сложились по вине законодателей. Но теперь надо активно создавать инновационные коллективы в вузах, в институтах РАН. Одновременно надо развивать и предприятия с высокотехнологичным производством. Наиболее перспективны для Дагестана направления исследований: геотермия, гидроэнергетика, микроэлектроника, нанотехнологии. Надо привлекать к работе предприятия республики, вузы, академические и отраслевые институты.- В Дагестане многие дети не ходят в школу. Как вы относитесь к этому факту?- В последние годы общественное сознание сделало сильный крен в сторону религиозного образования. Степень веры - личное дело каждого человека. Но в светской стране эти дети уже не найдут себе никакого применения. Им придется искать себе место в религиозной вертикали или трудиться на работах, не требующих образования и квалификации. За детей выбор сделали их родители, но вот последствия этого выбора лягут на плечи детей и общества в целом.- Какова, на ваш взгляд, ситуация в высшей школе в нашей республике? Что надо сделать для ее реформирования?- Прежде всего надо убрать параллелизм в образовании. У нас несколько вузов готовят специалистов одного профиля. Соответственно, на рынке труда большое перепроизводство специалистов, и выпускникам будет трудно найти работу. Вдобавок, у нас нет прежней системы распределения. Прежде всего надо объективно подсчитать, а сколько же и каких специалистов республике надо. Пора начать объединять вузы. Они усилят и дополнят друг друга, а затем начнут открываться новые, востребованные рынком специализации. Пока же ситуация далеко не радужная.В Дагестане сейчас 5 федеральных вузов и 1 региональный, это - не считая десятков частных вузов и филиалов, которые по большей части занимаются профанацией образования.Отдельная проблема - коррупция. Она везде. Но в системе вузов она особенно губительна. Как такой специалист потом будет лечить или судить? В вузах надо обеспечить максимальную прозрачность и открытость.Из-за накопившихся проблем продолжает снижаться качество подготовки в вузе. Устарели оборудование и материальная база, низким остается кадровый потенциал. Многие преподаватели состарились, ушли на отдых, а молодых пока мало. Очень мало книг и наглядных пособий, те, что есть, устарели физически и морально. Чтобы решить эту проблему, в частности, надо создавать электронные библиотеки.Обществу, власти надо больше внимания уделять проблемам образования. Образование - тот вид деятельности человека, который имеет непосредственное отношение ко всем сторонам жизни. Без хороших специалистов мы не поднимем народное хозяйство, здравоохранение, социальную сферу. Ведь простую истину "кадры решают все!" никто не отменял.- Вы в основном работаете в Москве. Ваш взгляд - это взгляд "со стороны". Есть ли в последние годы позитивные изменения в Дагестане?- Безусловно, есть. Только в 2006 году бюджет республики вырос на 4 млрд. рублей. Бюджет Дагестана сегодня - около одного миллиарда долларов!Изменилось и отношение к Дагестану по всей стране. Если раньше нас жалели, сочувствовали, то теперь все больше имидж республики становится позитивным, увязывается с созиданием и успехами. Я думаю, и дальше ситуация будет улучшаться, а республика будет пользоваться поддержкой центральных властей. Ведь Дагестан - приграничная республика, геополитически и стратегически очень важный для России регион.




Дагестанская правда,Махачкала
31.01.2007
http://www.er-duma.ru/pubs/21539

Док. 396985
Перв. публик.: 31.01.07
Последн. ред.: 15.11.07
Число обращений: 280

  • Сафаралиев Гаджимет Керимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``