В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Что-то стало пригревать...` Назад
`Что-то стало пригревать...`
Глава Росгидромета Александр Бедрицкий: "По прогнозам в середине XXI века продолжительность отопительного периода в средних широтах России сократится на 5-10 процентов, а в южных регионах европейской части и северных регионах Сибири и Дальнего Востока - на 20 процентов"

Аномально теплая зима - симптом общего климатического нездоровья планеты. Чем именно больна старушка Земля, толком никто не знает, однако диагноз постепенно склоняется в пользу гипотезы глобального потепления. Чем обернется все это для России - бедой или благом? Возможно ли в новой климатической реальности своевременно и качественно прогнозировать метеопроцессы? Об этом и многом другом в интервью "Итогам" рассказывает глава Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Александр Бедрицкий.
- Александр Иванович, вы недавно побывали в Антарктиде. Каким ветром занесло вас на край света?
- Для меня это настоящее событие, потому что я оказался там впервые! Вырваться туда все не хватало времени, а тут повезло, что выпали такие длинные новогодние каникулы. Антарктида ведь до сих пор остается малоизученным материком. И в плане своего влияния на климат, и по запасам полезных ископаемых. Не случайно в Антарктиде сталкиваются геополитические интересы разных стран, спешащих заявить о своем присутствии на этом континенте. Сегодня даже Эстония участвует в антарктических экспедициях. Вступает в фазу исследований Белоруссия. Проявляет свой интерес Казахстан.
Мы же с коллегами во время поездки в Антарктиду, во-первых, хотели оценить готовность наших специалистов со станции "Беллинсгаузен" к проведению работ в рамках стартовавшего Международного полярного года, который был объявлен таким, кстати, по инициативе России. А во-вторых, состоялась уникальная операция по доставке в Антарктиду грузов и людей вертолетами Ми-8. Такого опыта у на еще не было. Наши вертолеты прошли четыре с половиной тысячи километров, в том числе больше тысячи километров без заправки, от чилийского Пунта-Аренаса до Южного полюса.

- Чем лично вам интересна Антарктида?
- Вы, наверное, слышали об открытии нашими учеными ледникового озера "Восток", которое находится на глубине почти четырех километров. По объемам оно почти как Ладожское. В следующем году мы надеемся получить из озера пробы воды, по ним можно будет судить о климате Земли за миллион лет.

- А сегодняшняя Антарктида носит на себе отпечаток глобальных климатических изменении, о которых толкуют на каждом углу?
- Картина неоднозначная. Отмечается рост среднегодовых температур, но за исключением районов в западной части и в центре континента.

- Является ли это поводом говорить о равномерном потеплении на всем земном шаре?
- Я так не считаю. Да, у нас выдались необычайно теплыми декабрь и январь, но в Сибири-то стоит обычная зима. Если кто не знает, в Якутии морозы бьют за 60 градусов. И потому у жителей восточной части страны нет ощущения, что с погодой происходит что-то неладное.

- Тем не менее на карте мира этой зимой много мест, где были отмечены нетрадиционно высокие температуры.
- Причиной тому аномальное поле высокого атмосферного давления, которое сформировалось в декабре в Северном полушарии. Оно и стало преградой на пути проникновения холодного воздуха в Европу, Канаду и на север США.

- Ваша служба ожидала, что в центральной части страны будет такая теплая зима?
- Мы прогнозировали с вероятностью 75 процентов, что в декабре и январе на европейской территории страны средняя температура будет на один градус выше нормы. Видите, в тенденции мы не ошиблись. А вот в ее величине, конечно, было очень сложно сориентироваться.

- Но в конце-то концов зима придет к жителям центральных регионов?
- Февраль мы прогнозируем уже в пределах нормы как по температуре, так и по осадкам.

- Многим теплая зима очень даже нравится. Меньше одежды надо надевать, дороги сухие. А для страны, и в частности для экономики, какие есть очевидные плюсы и минусы от изменения климата в сторону потепления?
- Для России как северной страны теплые зимы - настоящее благо. В том смысле, что меньше затрат требуется на отопление, на уборку снега. По прогнозам продолжительность отопительного периода к 2025 году на большей части территории России может уменьшиться на 5 процентов. В середине XXI века продолжительность отопительного периода в средних широтах России сократится на 5-10 процентов, в южных регионах европейской части, в северных регионах Сибири и Дальнего Востока -на 20 процентов. Экономия топлива в большинстве регионов составит 10 - 20 процентов. При строительном проектировании зданий вероятное потепление позволит уменьшить теплозащиту ограждающих конструкций.
Для сельского хозяйства России потепление климата в общем следует оценивать как благоприятное. Улучшение условий произрастания сельскохозяйственных культур наблюдается на значительной части земледельческой зоны, за исключением территории черноземного центра и ряда южных районов Восточной Сибири, где отмечен рост засушливости климата. В последние десятилетия во всех регионах значительно сократились площади гибели озимых от вымерзания. Урожайность зерновых культур в Ростовской области уже повысилась на 10-20 процентов, а в Ставропольском крае за последние десятилетия возросла более чем на 30 процентов. В нечерноземной зоне европейской части могут быть увеличены посевы более позднеспелых и более урожайных видов и сортов зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, картофеля. Граница выращивания среднеспелых сортов кукурузы и позднеспелых сортов подсолнечника к 2015 году продвинется к северу до широты Москвы - Владимира - Йошкар-Олы - Челябинска. Рост урожайности достигнет 24-26 процентов на территории Северного, Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономического районов.

- Это все плюсы, а какие минусы?
- У нас самые суровые для проживания погодные условия в мире, поскольку 60 процентов территории - это зона вечной мерзлоты. И процессы потепления будут существенно влиять на эту мерзлоту, на несущую способность зданий, сооруженных на сваях, на состояние дорог. Например, ожидается, что при увеличении среднегодовой температуры воздуха на 2 градуса несущая способность свайных фундаментов сократится на 50 процентов. Угрозе разрушения может подвергнуться более четверти стандартных жилых домов, построенных в 50-70-е годы в таких городах, как Якутск, Воркута, Тикси. Долговечность зданий в других регионах уменьшится вследствие более частого чередования оттепелей и заморозков. По той же причине ухудшится качество теплоснабжения в городах.
В сельском хозяйстве свои проблемы. В Иркутской области рост засушливости климата уже привел к падению урожайности яровых примерно на 20 процентов. К 2030 году, а возможно, и ранее ожидается падение урожайности: зерновых культур на 12 процентов в Восточной Сибири и на 6-7 процентов на Северном Кавказе и Западной Сибири.
В нечерноземной зоне России, Скандинавии, растет численность насекомых-вредителей. Так, на северо-западе страны отмечен факт миграции колорадского жука в более северные районы и частичной его акклиматизации вследствие исключительно мягких зим. Можно отметить, что характер распространения вредителей, патогенов и сорняков в России отражает глобальную тенденцию к их миграции по направлению к полюсам. Так что непонятно, радоваться нам потеплению или печалиться.

- Может, нам пора массово страховаться от непредсказуемых погодных явлений?
- В общем-то да. Вместе с Минсельхозом мы, например, готовим положение и порядок страхования сельхозпроизводителей с государственной поддержкой. Проблема неожиданно возникла в точной формулировке критериев. Если, например, страховые компании пишут, что страховка будет выплачена в результате уничтожения урожая из-за бури, возникнет спорная ситуация. Что такое буря? У нас нет такого метеорологического понятия. У Пушкина есть, а у нас нет. Поэтому критерии погодных явлений нуждаются в четком определении, и над этим мы сейчас работаем.
Сельское хозяйство - вообще отдельный предмет для разговора. По нашим экспертным оценкам, 60 процентов объема сельхозпродукции при наступлении опасного погодного явления, даже если оно спрогнозировано вовремя, спасти нельзя. Выручат в такой ситуации только страховые механизмы, которыми можно будет покрыть и снизить ущерб.

- А каково участие вашей службы в этой страховой цепочке? Я так понимаю, что если вы ошибетесь в прогнозах, то какая-то часть вины ляжет и на ваше ведомство?
- Страховые компании ориентируются на вероятность наступления события. Если в том, что оно случится, есть стопроцентная уверенность, никто от него, как вы понимаете, страховать не будет. Поэтому и наши прогнозы могут приниматься только с той степенью вероятности, на которую мы способны: это прогнозы на сутки, неделю или месяц. Но, допустим, событие произошло и причинило определенный ущерб. Страховщикам предстоит разбираться, было причинение ущерба следствием погодного явления или бесхозяйственности страхователя. Такое тоже может быть. Он прогноз получил, но ничего не сделал, чтобы сберечь свой урожай. Для этого страховым компаниям потребуется наша база данных по регионам.

- Наверное, потребуются какие-то специализированные страховые компании?
- Нет, сегодня страховые компании специализируются на всем, на чем угодно. Потребуются дополнительные эксперты в области метеорологии или, скажем, сельского хозяйства.

- Предпринимаются ли какие-то меры в плане гидрометеорологической безопасности на государственном уровне?
- Предусмотрено создание государственной системы гидрометеобезопасности. Прежде всего, в нашем понимании, она должна базироваться на двух основополагающих элементах - это система наблюдений и четкое прогнозирование. Нам предстоит не просто развить метеорологическую сеть, а развить ее на новой основе. На это дело нам выделено 132 миллиона долларов США.

- Деньги уже осваиваются?
- Да. Предусматривается модернизация вычислительной техники, а также наблюдательных систем, правда, не в полном объеме, потому что мы слишком большая страна и этих денег недостаточно. Но основные элементы наблюдения на метеорологической сети будут модернизированы, а порядка 300 автоматических станций мы должны дополнительно поставить. Затем планируем заменить всю старую технику, которая зондирует атмосферу, и установить на наших станциях новые аэрологические локаторы. Планируем развить сеть метеорологических локаторов и грозовых датчиков. В бассейнах трех рек - Кубани, Оки и Уссури - будем создавать комплексную систему автоматизированных наблюдений и систем прогнозирования паводков, как дождевых, так и весенних.

- Каким регионам нашей страны больше всего досталось в прошлом году от плохой погоды?
- Ветры и сильные осадки больнее всего ударили по Северному Кавказу, субъектам Федерации в районе Волги, по Алтайскому краю.

- Наверное, нам надо привыкнуть к тому, что в ближайшие годы погода будет преподносить всяческие сюрпризы. Скажите честно: то, что происходит, это необратимое потепление или все же некий циклический процесс?
- Если взять наблюдения за последние 110 лет, тренд роста температур примерно совпадает с трендом роста концентрации парниковых газов. Пока никто не может однозначно сказать, что тут первично, а что вторично. Есть широко известное мнение, что парниковые газы, накапливаясь в атмосфере, вызывают рост температур. Но имеются и данные исследований ледяных кернов, которые показывают, что аналогичные потепления происходят примерно раз в 120 тысяч лет. Поэтому есть стойкое мнение, что нынешний рост температур обязательно сменится похолоданием.

Дмитрий СЕРКОВ


http://www.insur-info.ru/press/20116

Док. 396852
Перв. публик.: 22.02.07
Последн. ред.: 15.11.07
Число обращений: 325

  • Бедрицкий Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``