В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Мезенцев: В энергетическом аспекте значение Азиатско-Тихоокеанского региона для ... Назад
Дмитрий Мезенцев: В энергетическом аспекте значение Азиатско-Тихоокеанского региона для ...
Заместитель Председателя Совета Федерации Д.Ф. Мезенцев выступил на 15-й ежегодной сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума с докладом на тему "Энергетическая безопасность в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе - роль России как члена "Большой восьмерки". Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе Совета Федерации, он, в частности, заявил:
"Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Как известно, каждое государство формирует свою национальную энергетическую стратегию и представление о критериях энергетической безопасности, руководствуясь собственными национальными интересами.
Однако сегодня реализовать заложенные в любой национальной энергетической стратегии приоритеты и обеспечить реальную энергетическую безопасность возможно лишь в случае согласованности и взаимозависимости собственных стратегий и аналогичных программ своих соседей и партнеров.

Не секрет, что в современном глобальном мире становится все меньше вопросов чисто национальных, так сказать, локальных. Особенно это заметно в таких важных секторах экономики, как энергетика. Современность убедительно доказывает, что обретение энергетической безопасности в рамках обособленного государства невозможно. То есть, как я уже обращал внимание на нашей прошлогодней встрече в Джакарте, разговор следует вести о глобальной энергетической безопасности.

Как сказал Президент России В.В. Путин на саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге: "Сегодня у нас есть уникальная возможность открыть новую страницу в глобальной энергетике. Ее смысл в переходе от отдельных проектов, от двусторонних диалогов к отношениям мирового энергетического партнерства. И саммит "Восьмерки" в Санкт-Петербурге дает нам хороший шанс начать именно такую работу, вместе искать и находить общие подходы к построению эффективной энергетической базы цивилизации на долгосрочную перспективу".

Отмечу, что для России встречи "Большой восьмерки" - это, в том числе, и хорошая возможность для того, чтобы продемонстрировать перед странами - мировыми лидерами нашу позицию и наметить пути решения насущных задач в энергетической сфере.

"Большая восьмерка" приглашает к "энергетическому" разговору и крупнейшие страны-потребители с растущими экономиками - Китай, Индию, Бразилию, Мексику, и крупнейших производителей из стран ОПЕК. Только в таком составе можно принять действенные решения по укреплению глобальной энергетической безопасности.

Говоря о перспективах и текущем состоянии дел на мировом энергетическом рынке, нельзя не обратить внимание на то, что, согласно прогнозам, мировое энергопотребление в ближайшие 15 лет может возрасти на треть. Уже сейчас наблюдается резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах, а также увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства углеводородного сырья в развитых странах. Кроме того, все острее и очевиднее становятся проблемы, связанные с недостатком нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей.

В этих условиях Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности в первую очередь как надежное обеспечение энергоресурсами других стран.

Вновь процитирую Президента России, который сказал так: "Сбалансированное и равномерное обеспечение энергией - это без сомнения один из факторов безопасного мира. Мы обязаны оставить нашим потомкам такую архитектуру мировой энергетики, которая сбережет их от конфликтов, от неконструктивных форм борьбы за энергообеспеченность".

В рамках своего председательства в "Большой восьмерке" Россия предложила сосредоточиться на четырех основных направлениях, таких как: надежное обеспечение мировой экономики традиционными углеводородными ресурсами по разумным ценам, диверсификация энергоснабжения за счет новых источников энергии, повышение эффективности и безопасности энергетики и создание условий для перехода в перспективе к качественно новой, экологически чистой энергетике.

Отдельно следует сказать об экологической составляющей концепции глобальной энергетической безопасности. В последнее время в оценке Российской Федерацией энергетических проектов наметилась очень, на мой взгляд, позитивная тенденция - я говорю о повышенном внимании к вопросам охраны окружающей среды.

Приведу несколько "горячих" примеров. Так исключительно по экологическим соображениям был изменен маршрут прокладки трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), который теперь существенно отодвинут от уникального озера Байкал.

Именно вопросы несоблюдения экологических норм вызвали определенные изменения в ситуации с реализацией другого масштабного проекта - "Сахалин-2".

Не удивительно, что одной из важнейших тем, затронутых в Декларации по глобальной энергетической безопасности, принятой на саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, стала именно экологическая безопасность энергетических проектов.

Что же касается роли России в обеспечении энергетической безопасности в АТР, то здесь мы исходим из понимания того, что Азиатско-Тихоокеанский рынок - это самый бурно растущий рынок в мире, который по оценкам международных институтов, в перспективе будет все больше расширяться.

В свою очередь, честно исполняя обязанности ответственного поставщика, Российская Федерация планирует наращивать свой энергетический экспорт, развивать сеть трубопроводов. При этом "расти" трубопроводы будут в основном не к уже освоенным, а к новым рынкам. В частности, особые надежды по увеличению объемов экспорта мы возлагаем на нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан.

Строительство трубопровода начато в апреле 2006 года, и сейчас труба растет на 3 км в сутки, что позволит завершить первый этап проекта в конце 2008 года. После этого на перспективный азиатский рынок будет поступать 30 млн. тонн нефти в год, а в перспективе - 80 млн. тонн в год.

В целом же, к 2020 году объемы нефтяного экспорта России возможно кардинально изменятся - треть "черного золота" будет уходить в Азию по сравнению с 3 % в настоящий момент.

Вообще, в энергетическом аспекте значение Азиатско-Тихоокеанского региона для России с каждым годом будет только возрастать.

В этой связи не удивительно, что в стратегическом плане Россия уже сегодня инфраструктурно привязывает новые сибирские и дальневосточные центры добычи углеводородного сырья к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как известно, в недрах Восточной Сибири и Дальнего Востока расположены значительные запасы и нефти и природного газа, которые позволяют сформировать в данном регионе новые центры нефтегазодобычи, обеспечивающие как внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок. Усиленными темпами осваиваются газовые и нефтяные месторождения на Сахалине, Камчатке, в Якутии. Ожидается, что объемы добычи только газа в этом регионе уже к 2015 году смогут возрасти более чем в 10 раз, а к 2020 году - в 15 раз.

Если говорить о проблеме диверсификации энергоснабжения за счет новых источников энергии, то Россия будет последовательно увеличивать роль атомной, водородной и иной, так называемой альтернативной энергетики.

Замечу, что атомная энергетика на сегодняшний день является одним из важнейших секторов энергетики как таковой. Мы будем стремиться к тому, чтобы в России к 2020 году доля атомной энергетики выросла с 16% до 22-24%%, а возможно, даже и до 25 %.

Не могу обойти вниманием еще один момент. Любые политические спекуляции на эту тему должны пресекаться на корню.

Завершая свое выступление, хочу еще раз подчеркнуть, что обеспечение энергетической безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона - это наша общая задача, решить которую мы сможем только в режиме конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

При этом нам исключительно важно и дальше развивать международное сотрудничество, в том числе в рамках выполнения положений соответствующих международных инициатив, таких, как Инициатива в области энергетической безопасности, Инициатива КАИРНС, План действий Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по укреплению энергетической безопасности, Совместная инициатива в области данных о нефти (JODI).

Возможно одна из задач парламентов Азиатско-Тихоокеанского региона в этом процессе, стать "инструментом" обеспечивающим всестороннюю законодательную поддержку этой деятельности.

В этой связи, полагаю, что принятие резолюции подготовленной участниками нашего форума по теме "Энергетическая безопасность" будет заметным шагом на пути к глобальному и равноправному энергетическому сотрудничеству.

Благодарю за внимание".


http://www.regions.ru/news/2047259/

24.01.2007


Док. 396834
Перв. публик.: 24.01.07
Последн. ред.: 15.11.07
Число обращений: 456

  • Мезенцев Дмитрий Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``