В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Мезенцев: Парламентарии приветствуют ужесточение наказания за нарушение ПДД Назад
Дмитрий Мезенцев: Парламентарии приветствуют ужесточение наказания за нарушение ПДД
Большинство парламентариев приветствует ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Они считают, что повысить размер штрафов следовало уже давно, поскольку уровень дисциплины автолюбителей очень низок, что влечет за собой увеличение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) со смертельным исходом.

В то же время законодатели говорят о том, что одними штрафами ситуации на дорогах не изменить. Для ее улучшения необходимо также усовершенствовать состояние дорог и дорожной разметки, а также повысить ответственность самих сотрудников ГИБДД и исключить среди них коррупцию, чему, кстати, способствует и наличие так называемой вилки в штрафах.

16 марта Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий поправки в "автомобильную" главу Административного кодекса. В соответствии с ним, размер штрафов за отдельные нарушения ПДД увеличивается до 10 раз.

Как заявил накануне спикер Госдумы Борис Грызлов, "необходимо довести размер штрафов до такого уровня, чтобы не хотелось бы их платить". По его словам, необходимость в увеличении санкций за нарушение ПДД связана с тем, что "сегодня, когда дорожный инспектор останавливает нарушителя, он сразу видит протянутые 100 рублей".

Председатель Госдумы также считает, что дифференцированные штрафы за однотипные нарушения ПДД создают возможность для коррупционных действий сотрудникам ГИБДД. "Хотел бы высказать свое мнение относительно нормы, которая будет обсуждаться в рамках внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Они предполагают вилку штрафов. Я последовательно выступаю против - это возможность для коррупционных действий", - сказал Грызлов. Он уточнил, что, к примеру, в новом законопроекте, штраф за проезд на запрещенный знак предполагается от 1000 до 1500 рублей. "Чем отличается этот проезд, чтобы за него можно было платить от 1000 до 1500?", - удивляется спикер. "Это предлог для коррупции, шантажа и вымогательства", - подчеркнул Борис Грызлов.

Этот документ был разработан в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". В соответствии с ним, увеличивается нижний предел административного штрафа. Вместо 50 рублей он составит 300.

Значительно возрастет наказание за превышение скорости. Так, за превышение скорости на 40 км/ч водителю придется либо заплатить от 1 до 1,5 тыс. рублей, либо лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев. Такой же штраф грозит за проезд на красный свет. Правда, в этом случае водительское удостоверение могут изъять на срок от 2 до 4 месяцев. А за выезд на встречную полосу нарушителю придется отдать от 2 до 2,5 тыс. рублей или распрощаться с правами на 4-6 месяцев.

Увеличить наказание предлагается и за проезд по тротуару - штраф до 2 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев, в зависимости от тяжести последствий. А за не пристегнутый ремень безопасности планируется наказывать суммой в 300 рублей.

В качестве нововведения законопроектом предлагается ввести измерительную технику для фиксации правонарушений и положение о том, что водитель должен будет доказывать свою невиновность, если нарушение было заснято на фотокамеру.

Самое же суровое наказание ожидает за езду без прав и в нетрезвом виде - 5 тыс. рублей или административный арест на 15 суток.

Законопроектом также утверждается допустимый уровень содержания алкоголя в организме водителя. "Под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамм на один литр крови или 0,15 миллиграмм и более на один литр выдыхаемого воздуха", - говорится в документе. Кроме того, сотрудникам ГИБДД самим разрешается освидетельствовать водителей на дороге без участия врачей, т. е. узаконивается алкотестер.

По данным ГИБДД, в прошлом году за езду в нетрезвом виде в России было наказано более миллиона человек.

Ранее первый заместитель главы МВД Александр Чекалин заявлял, что водитель, который сел пьяным за руль, заслуживает пожизненного лишения прав и конфискации автомобиля. Он предлагал отбирать права на полтора года у тех, кто нарушает правила пересечения железнодорожного переезда.

В свою очередь, директор НИИ наркологии Николай Иванец считает, что 0,3 промилле - довольно низкий порог. "В Америке в разных штатах допускается содержание алкоголя от 0 до 0,7 промилле. В Швеции - 0,2. В Евросоюзе - 0,5. Я считаю, что нужно водить 0,5 промилле, это та концентрация, при которой человек может выпить кружку пива или бокал вина, или 28 граммов водки и через час сесть за руль. Максимальная доза - 0,3 промилле - скорее всего, не позволит водителям выпить. Впрочем, кефир или конфетка с ликером такого уровня не даст".

Николай Иванец также подчеркнул, что во всем мире при освидетельствовании на состояние опьянения руководствоваться показаниями "трубок" нельзя - необходимо делать либо анализ крови, либо мочи.

По данным МВД, в 2006 году правила дорожного движения нарушили 45 миллионов водителей - то есть практически каждый автомобилист. Погибло в ДТП 32724 человека, ранены - 285 тыс. 362. Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратилась к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Поможет ли этот законопроект улучшить ситуацию на дорогах, и нужна ли в штрафах "вилка"?".


"Ужесточить наказание для водителей, нарушающих правила дорожного движения, надо было давно, тем более, соответствующие разработки существовали уже несколько лет назад", - убежден заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от Законодательного собрания республики Карелия Владимир Федоров. "А то сейчас получается, что многие депутаты Госдумы используют этот закон, как предвыборный пиар", - добавил сенатор, возглавлявший в свое время ГУ ГИБДД России.

Тем не менее, парламентарий охарактеризовал его как необходимый. "Проступки многих водителей на дорогах уже стали настолько серьезными, что даже Владимир Путин два раза поднимал этот вопрос", - подчеркнул Владимир Федоров. При этом он сообщил, что количество смертельных случаев в ДТП вновь стало расти и приближается к уровню начала 90-х годов, когда на дорогах погибало до 37 тыс. людей в год.

Одним из достижений этого законопроекта зампред комитета назвал появление норматива по определению алкоголя в крови, т.е. узаконивание алкотестера. Кроме того, документ увеличивает ответственность за повторные нарушения: повторное вождение в нетрезвом состоянии, повторный проезд через железнодорожный переезд и т.д.

В то же время сенатор считает, что увеличение штрафа за не пристегнутые ремни безопасности всего лишь до 300 рублей - недостаточное. "Штраф за это правонарушение должен быть никак не меньше 1000 рублей, а может даже и больше. Ведь доказано, что в 80% случаев ремни спасают жизнь", - отметил парламентарий. В этой связи он рассказал, что сам неоднократно выезжал на ДТП и видел, что люди гибли именно из-за пренебрежения ремнями безопасности.

Что же касается использования так называемой вилки в штрафах, то зампред комитета выступает против нее и предлагает более четко подразделить правонарушения, за которые назначается конкретные суммы штрафов.

Владимир Федоров также сообщил, что еще в 2003 году он разработал некоторые нормы, которые полностью были учтены в нынешнем варианте законопроекта.


"Значительно увеличить суммы штрафов за нарушения ПДД вынуждает низкий уровень дисциплины наших автолюбителей", - заявил председатель Комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в СФ от Калининградской областной Думы Николай Тулаев.

Сенатор подчеркнул, что "уровень безответственности отдельных водителей сейчас таков, что влечет за собой все большее количество смертей на дорогах".

В то же время, продолжил парламентарий, "необходимо исключить практику, когда подобные правовые акты становятся коррупционными в руках тех должностных лиц, которые ответственны за их введение в действие".

Председатель комиссии является категорическим противником использования "вилки" не только в штрафах за нарушение ПДД, но и во всех других случаях. "Вилка" - это маневр для должностных лиц, что неизбежно влечет за собой коррупцию. Норма должна быть одна, однозначная и прямая, как указка, без всяких уловок и маневров", - заключил Николай Тулаев.


"Только увеличение размера штрафов для нарушителей ПДД к улучшению ситуации на дорогах не приведет", - уверен заместитель председателя Совета Федерации, представитель в СФ от администрации Иркутской области Дмитрий Мезенцев.

"Эта мера должна быть дополнена комплексным подходом", - подчеркнул он. Сенатор пояснил, что, во-первых, должно быть улучшено качество дорожного покрытия. Во-вторых, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки "должно происходить на основе здравого смысла, а не абстрактных инструкций, в результате чего знаки не совсем соответствуют дорожной ситуации". И, конечно, убежден Дмитрий Мезенцев, "ответственность самих сотрудников ГИБДД должна вырасти в такой же пропорции, как и штрафы". Тем более, заметил вице-спикер, "они нередко достаточно вольно трактуют правила дорожного движения".

Касаясь наличия так называемой штрафной вилки, парламентарий сказал, что является ее противником. "Размер штрафа должен быть фиксируемым. Только таким образом можно будет уменьшить число "вязких" переговоров водителей с сотрудниками ГИБДД и будет дисциплинировать одних и других", - заключил Дмитрий Мезенцев.


Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска считает, что законопроект, увеличивающий штрафы для автомобилистов приведет к уменьшению ДТП. "Это поможет в какой-то степени повлиять на дисциплинированность водителей", - заявила депутат.

По мнению парламентария, "благодаря этому законопроекту на дорогах будет меньше пьяных водителей и лихачей, которые не боятся ни законов, ни инспекторов, и им всегда все сходит с рук. Также, возможно, будет реже действовать телефонное право и выдача документов водителям-непрофессионалам, которые, поучившись 3 дня, выходят на серьезные трассы, по вине которых гибнет на дорогах до 35-40 тысяч людей".

Касаясь проблемы "вилки" в штрафах, первый вице-спикер подчеркнула, что "сумма штрафа должна быть фиксированная. Это не даст лишних поводов для коррупции". ""Вилка" "от" и "до" не нужна. Поэтому, если есть нарушение, то на него должна устанавливаться конкретная сумма штрафа, и ни каких "вилок"", - подытожила Любовь Слиска.


"Статистика, которая существует благодаря предыдущему увеличению штрафов, показала, что есть некоторые снижения случаев ДТП, поэтому этот законопроект приведет к уменьшению происшествий на дорогах", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Валерий Дятленко. "Конечно, эти уменьшения не велики, но все-таки они существуют", - добавил депутат.

Кроме того, отметил парламентарий, "необходимы фиксированные штрафы, чтобы не было никаких "вилок". Я противник этого, потому как любая "вилка" дает возможность принимать решение конкретному человеку". "Лучшим вариантом будет фиксированный штраф и, если нарушил, то заплати, причем не сотруднику ДПС, а через банк", - подчеркнул Валерий Дятленко.


Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Савельев не согласен со своими коллегами. "Этот законопроект не приведет к улучшению состояния, с точки зрения безопасности, на наших дорогах, в связи с тем, что подобные действия не раз уже предпринимались", - заявил он.

Депутат напомнил, что "некоторое время назад резко были взвинчены штрафные санкции, но потом их пришлось отменять, потому как вместо обеспечения безопасности на дорогах, все это привело к резкому взлету коррупции среди тех, кто должен контролировать и инспектировать дорожное движение. И сейчас будет абсолютно то же самое".

"Само появление этого законопроекта в Госдуме указывает на действие некой корпорации, которая намеривается увеличить коррупцию на дорогах, тем самым, повысив свои доходы, собираемые силами рядовых сотрудников - ДПС, для более высоких чинов. Поэтому, надеюсь, что у депутатов хватит здравого смысла не поддаться на эту провокацию, хотя решение на этот счет у нас принимают в правительстве, а депутаты только нажимают на кнопки, как им укажут", - убежден парламентарий.

Зампред комитета подчеркнул, что "вилки" в штрафах быть не должно. "Штрафы должны устанавливаться в точных суммах, и если необходимо, то они корректируются, чтобы не было возможности для взаимного коррумпирования. У нас есть подобные проблемы в Уголовном кодексе, где "вилки" связаны со временем лишения свободы, поэтому здесь и возникает произвол", - заключил Андрей Савельев.


"Увеличение штрафов позволит уменьшить количество ДТП", - заявил член Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Райков. "Этот законопроект - правильное и своевременное решение, потому как, если человек за рулем был в нетрезвом виде и ему кроме штрафа дали еще 15 суток общественных работ, то в следующий раз он задумается, прежде чем сесть за руль, пить ему или снова мести улицы Москвы", - считает парламентарий.

На вопрос о том, нужна ли в штрафах "вилка", депутат ответил, что "штраф должен быть фиксированным, поэтому в "вилка" не нужна". "Необходимо вводить законы прямого действия", - подытожил Геннадий Райков.


http://www.regions.ru/news/2061816/

16.03.2007


Док. 396831
Перв. публик.: 16.03.07
Последн. ред.: 15.11.07
Число обращений: 344

  • Мезенцев Дмитрий Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``