В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гаджимет Сафаралиев:Наши в Дума Назад
Гаджимет Сафаралиев:Наши в Дума
- В прошлом созыве вы успешно работали в комитете по образованию. Не жаль столь резко менять профиль?

- Конечно жаль. Но это произошло по объективным, не зависящим от меня причинам.

Тем не менее, я все же нашел и в комитете по местному самоуправлению свое любимое дело, которым занимался и в прошлом созыве. Я имею в виду проблему наукоградов. Но если раньше я занимался научной составляющей, то теперь вопросами управления и власти. Ведь до сих пор нет ясности в том, что считать градообразующим фактором - научное учреждение или местную власть. Есть вопросы имущественных и финансовых взаимоотношений в наукоградах, которые в нашем законодательстве нечетко прописаны, и существует даже ряд противоречий в законах "О науке и научно-технической политике", "Об общих принципах самоуправления", в Налоговом и Бюджетном кодексах. И сегодня стоит задача устранить имеющиеся пробелы и противоречия. Для этого депутатам придется до конца года рассмотреть 34 закона в виде поправок к действующим законам, поскольку закон "Об общих принципах самоуправления" должен вступить в силу 1 января 2005 года. Эта работа захватывающая, поскольку интересно создавать на законодательном уровне правовую модель первичной управленческой ячейки нашего государства. Мы до сих пор как-то мало внимания уделяли органам местного самоуправления, хотя и понимали важность этой первичной структуры управления. Ведь в маленьком поселке решаются такие жизненно важные вопросы, как уплата и распределение налогов, развитие социальной сферы, вопросы землепользования, создание новых жилых поселений.

- К сожалению, у органов местного самоуправления слишком мало прав, и, как известно, без помощи районных и центральных решать вопросы самостоятельно они не способны...

- Вот поэтому и важно выстроить вертикаль власти, разграничить полномочия и сферы ответственности. Конечно, есть опасность в том, что если слишком много прав отдать местным органам, то непонятно, чем будут заниматься районные или региональные. Думаю, что все эти моменты найдут отражение в новом законе. Кстати, в законе очень много интересного. Например, если рядом находятся два села с населением численностью 500 и чуть больше человек (важно, чтобы в сумме получилось больше тысячи), они могут образовать поселение и сообща решать свои вопросы.

- Думаю, это очень важно для Дагестана...

- Безусловно, для такой полиэтнической республики, как наша, где в одном селе проживают представители разных национальностей. Хотел бы отметить еще один немаловажный момент - это выборы. В законе о выборах глав местных администраций есть положение, которое предусматривает проведение выборов, где решение принимается общим собранием, а есть и другой вариант, который дает возможность принимать на работу главу администрации по контракту. Словом, неясностей еще предостаточно. Считаю, что многие вопросы можно будет снять после совещания с главами местных администраций. Наш комитет планирует провести совместное выездное заседание в мае в Махачкале. Уже есть договоренности с председателем Госсовета республики, мэром Махачкалы о проведении такого совещания. Считаю, это будет полезно для всех участников. Мы очень надеемся услышать от местных руководителей конкретные предложения. Законодателям важно учесть все предложения и пожелания, чтобы уже в 2005 году запустить закон. Если даже и останутся какие-то недоработанные моменты, то жизнь сама отрегулирует закон.

- Почему вы так торопитесь с этим законом?

- Если раньше была жесткая централизация, то с учетом рыночных изменений сама жизнь требует законодательно закрепить права первичной ячейки государства и дать ей столько суверенитета, сколько она сможет взять для нормального развития. Не может село жить по указке из центра.

- Но есть опасность, что, получив много прав, люди столкнутся с проблемой местничества.

- Да, такая опасность есть, и она понимается разработчиками закона, поэтому прописаны регулирующие моменты, чтобы глава администрации поселка не чувствовал себя местным князьком.

- Новое поприще дает вам возможность быть ближе к республике, ее нуждам?

- Безусловно. Теперь я гораздо чаще бываю в Дагестане. За мной, как и прежде, закреплены два региона - Дагестан и Санкт-Петербург. И там, и там приходится решать вопросы науки и образования, работать с органами местного самоуправления. Все эти проблемы тесно связаны.

- Верите ли вы в эффективность новой схемы правительства?

- Схема, конечно, тяжелая. Если все останется как прежде, я имею в виду количественное соотношение чиновников, то реформа пойдет сложно, и сама структура будет малоподвижной. А если в министерствах пройдут сокращения, то изменения будут к лучшему. По сути, мы выбрали в качестве образца западную модель. Посмотрим, как она у нас приживется. Но все мы понимаем, что в конечном итоге главное лицо - президент. Им и будет определяться политика. Он взял на себя ответственность. Результаты увидим в 2008 году.

- В нынешней Думе работают десять депутатов-дагестанцев. Существует ли какое-то парламентское дагестанское лобби?

- Нет, такого пока нет, хотя какие-то разговоры время от времени на эту тему возникают. Но чтобы объединиться, надо прежде понять, для чего. Кроме того, надо все действия согласовывать с руководством республики, чтобы работать в унисон. Это относится и к обсуждению бюджета, и к основополагающим законам, в частности, к закону "О малых народах", который так и не прошел на палате.

Есть очень много проблем, которые надо вместе обсудить, обдумать. Я считаю, что канал влияния в Думе создать сложно. В прошлом созыве из этой затеи ничего не вышло. Каждый хочет быть первым. Конечно, было бы полезно для республики объединить усилия всех дагестанских депутатов. Но нужны конкретные предложения, четко поставленные задачи, чтобы бить в одну цель.

- На ваш взгляд, справедливо, что, несмотря на многонациональный состав парламента, на руководящих должностях Думы нет ни одного представителя нетитульной нации?

- Я думаю, что никто специально об этом не думал. Это в советское время существовали национальные квоты. Думаю, национальный фактор - не столь существенное условие эффективной работы. Главный критерий - профессионализм. У хорошего специалиста не спрашивают, какой он национальности.

- Над чем вы еще работаете?

- В основном занимаюсь наукоградами, так как без них не будет развития фундаментальной и прикладной науки. Последнее время участвую в программе по созданию вакцины против СПИДа. В прошлом году в США познакомился с сенатором, который чрезвычайно заинтересовал меня этой проблемой. Сейчас я договорился о создании рабочей группы в России. Нашел вирусологов, подключил математиков и специалистов по математическим моделям прогнозирования по созданию вакцины.

- А скоро ли будет готова вакцина?

- Думаю, что к 2007 году. США, Франция, Россия и Германия очень активно работают над этим. Это проблема биобезопасности нашей планеты. Поэтому, работая над этими проблемами, чувствуешь моральное удовлетворение.





НОВОЕ ДЕЛО, МАХАЧКАЛА
Ирина ИЗОПЕСКОВА
26.03.2004
http://www.er-duma.ru/pubs/2332

Док. 396615
Перв. публик.: 26.03.04
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 287

  • Сафаралиев Гаджимет Керимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``