В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политклуб. Ключ от квартир Назад
Политклуб. Ключ от квартир
Свою первую сессию депутаты Госдумы завершали "новостройкой": сооружен фундамент для создания в России рынка доступного жилья - депутаты строят правовую базу для решения квартирного вопроса миллионов россиян.

Сегодня разъяснение дает читателям депутат Государственной Думы, член фракции "Единая Россия" Виктор Семенович ОПЕКУНОВ.

- Виктор Семенович, что мешает осуществиться мечте миллионов россиян - иметь комфортное доступное жилье?

- Прежде всего низкие темпы жилищного строительства, высокие процентные ставки по ипотечным кредитам и засилье спекулянтов на рынке недвижимости.

Для того чтобы укрепить правовую базу рынка доступного жилья, во время работы Думы четвертого созыва был принят целый ряд законопроектов из "жилищного пакета", который несет кардинальные изменения Жилищного кодекса, Градостроительного кодекса. Депутатам пришлось поправить законы об ипотеке и ипотечных ценных бумагах, о государственной регистрации прав на недвижимость, о государственной пошлине, внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, создать принципиально новый для России закон о кредитных историях и многое другое. Всего этот блок законов включает в себя 28 законопроектов, и мы надеемся, что до конца года весь этот пакет законопроектов будет принят Госдумой и подписан президентом, чтобы 2005 год мы начали уже с наличием новой основы в сфере жилищного законодательства, в сфере формирования рынка именно доступного жилья.

Главная цель этого пакета законов - сформировать прежде всего финансовый инструментарий, такую бизнес-среду, деловую среду в сфере жилищного строительства, чтобы шаг за шагом, поэтапно можно было добиться для большинства наших семей возможности улучшить свои жилищные условия.

- Сегодня квартирный вопрос приобрел всероссийский масштаб. По данным социологов, 60% россиян не удовлетворены своими жилищными условиями, но лишь 9% могут позволить себе купить новую квартиру - очень высока цена. Новый законопроект помогает решить эту проблему?

- Сегодняшняя цена жилья далека от реальной стоимости строительства, на каждом шагу виден сговор между застройщиками, администрацией и коммунальщиками. В эту стоимость включается огромное количество доплат для того, чтобы получить разрешение на строительство: отвод земельного участка, получение документации на подключение домов к коммуникациям и сетям, вопросы, связанные с оформлением инвестиционных договоров и многое другое, что просто за глотку держит наших инвесторов, наших строителей. А дальше на инвестора накладывается требование отдать 15-20% жилья на муниципальную очередь, причем бесплатно, - за то, что разрешили строить. А кто должен оплатить эти 15-20%? Все это включается в стоимость строящегося жилья. Для того чтобы пройти все эти чиновничьи барьеры, которые невозможно обойти, требуется много сил. В новых законах предусматривается, что нельзя давать необоснованные нагрузки, завышенные условия застройщикам, земельные участки должны предоставляться по упрощенной схеме. Все это прописано в новых законах, чтобы снизить непрофильные затраты наших инвесторов до реальных, сократить время строительства за счет быстрого оформления документации, снизить стоимость нашего жилья.

- Но деньги все равно необходимы, ипотечное кредитование сегодня доступно лишь одному из десяти желающих. Как новые законопроекты помогают решить эту проблему, например, молодой семье?

- Система законов направлена не только на значительную дебюрократизацию всей системы, но и на доступность кредитования. Необходимо сделать эти кредиты доступными на нужный срок: не только на 5-10, но и на 15-20 лет, причем с минимальной кредитной ставкой - 5-10%, может, даже 3%. Ипотечный кредит можно будет брать не только под уже построенные здания, но и под незавершенное строительство - нулевой цикл и последующие этапы строительства, а также под капитальный ремонт здания. Что может быть залоговым имуществом у молодых семей, у которых нет такого имущества? Этим обеспечением может стать квартира, которая строится. Это новое положение в российском законодательстве позволит строительным организациям и индивидуальным застройщикам "поднять" гораздо больше кредитных денег.

С принятием "жилищного пакета" россияне при покупке квартиры при помощи заемных средств в качестве первоначального взноса будут вносить только 10% от ее стоимости, в то время как сегодня приходится выкладывать 22-25%. Мы должны дать возможность семье со средним достатком самостоятельно приобретать жилье. А те, кто не имеет достаточных финансовых возможностей, смогут улучшить свои условия с помощью государства. Что касается малоимущих, то они будут получать социальное жилье.

- На сегодняшний день недостаточная просветительская работа проводится с населением, и очень часто встречаются политические спекуляции, что данный законопроект ухудшит положение семей, финансовую надежность.

- В одном из калужских дворов, узнав, что я депутат Госдумы, люди задавали достаточно откровенные вопросы: "Правда ли, что нас могут выселить, если придут инвесторы и им понравится наше место?" и т.д. Поэтому я считаю, что мы должны работать активно, разъясняя этот законопроект, в том числе и некоторые аспекты, направленные на усиление ответственности наших жителей, граждан России.

Новый Жилищный кодекс определяет ответственность наших граждан, квартиросъемщиков за своевременную оплату коммунальных платежей. Этот закон действительно предусматривает возможность выселения семьи при длительной неуплате, но только по решению суда, который должен рассмотреть все обстоятельства данной ситуации, стимулировать заключение мирного соглашения между жильцом и жилищно-коммунальным хозяйством, помочь найти компромисс. Но мы должны напоминать гражданам: жилищный закон определяет, что сумма коммунальных платежей не может превышать 22% от общего дохода семьи, а если семья многодетная и сумма дохода на члена семьи ниже прожиточного минимума, то эта планка - 22% - снижается на отношение фактического дохода каждого человека в этой семье к прожиточному минимуму.

Рассмотрим на примере семьи из 6 человек: 2 родителей и 4 детей. Предположим, общий доход семьи 6 тысяч, получается по 1 тысяче на человека. А так как прожиточный минимум 2 тысячи, то в результате получается 0,5 - обеспеченность этой семьи по потребительской корзине. Тогда общие 22% умножаются на полученные 0,5 обеспеченности. Выходит, необходимо проплачивать только 11% от их зарплаты - в нашем случае 660 рублей - это предельная плата за их квартиру, остальное должен просубсидировать бюджет. Поэтому создаются все условия, чтобы не загнать людей в невыносимые условия, люди будут защищены этим законодательством. Но совсем не платить нельзя, иначе получается, что коммуникации гниют, все ломается. А ЖКХ не имеет на ремонт денег. Поэтому новый закон более жестко подходит к ответственности квартиросъемщиков. И этого не надо пугаться, по крайней мере честному, порядочному человеку.

- Какую работу необходимо проделать, чтобы эти законопроекты начали работать на местах?

- Необходимо создать структуры, позволяющие реализовать эти законы на местах: инвестиционные фонды, различные ипотечные агентства, кредитные агентства и т.д. Все это потребует времени, потребует энтузиастов, творческих людей.

Я был в числе рабочей группы, разрабатывавшей эти жилищные законы. Так вот, прежде чем они были приняты, они прошли экспертизы НИИ города, Института Госстроя, экспертизу в рабочих комиссиях Госдумы. Это очень важно.

Имея стабильный доход, в течение 25 лет выплачивая кредит, можно получить доступное жилье.

Правила игры на рынке жилья волнуют всех, и есть еще время исправить недочеты, но в целом мне кажется верным общий курс - борьба с иждивенческими настроениями и одновременно упрощение доступа граждан на рынок жилья, упрощение получения ипотечных кредитов, защита от недобросовестных участников жилищного рынка, некоторые налоговые послабления. С принятием этого "жилищного пакета" мы надеемся, что до 2010 года до 25-30% нуждающихся, а к 2020 году 60% нуждающихся будут иметь возможность приобретения такого жилья.





Весть, Калуга
Алексей БОБРОВ
13.08.2004
http://www.er-duma.ru/pubs/5515

Док. 396560
Перв. публик.: 13.08.04
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 165

  • Опекунов Виктор Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``