В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актуально. Учесть интересы каждого Назад
Актуально. Учесть интересы каждого
Привести к общему знаменателю интересы миллионов людей, особенно когда дело касается остро нуждающейся части населения, очень непросто. Предложенный проект правительственного закона о замене социальных льгот денежными компенсациями вызвал споры, столкновения интересов, позиций и мнений, всколыхнул российское общество.

Партийный актив "Единой России", депутаты ее фракции поехали по городам и весям, чтобы изучить все доводы "за" и "против", разъяснить людям, что монетизация льгот сделает социальную поддержку более массовой и справедливой. К тому же у каждого остается право выбора: заменить полагающиеся льготы деньгами или оставить все как есть.

Сегодня разъяснение читателям дает депутат Государственной Думы, член фракции "Единая Россия" Виктор ОПЕКУНОВ.

- Виктор Семенович, давно подмечено: больше всего людей тревожит и даже пугает неизвестность. Это психологическая аксиома. Казалось бы, очевидная вещь: правительство предлагает многократно увеличить бюджетную помощь социально незащищенным слоям населения - пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам и другим остро нуждающимся. Но вот сами остро нуждающиеся заявляют: ничего не надо менять, оставьте все как есть! А как есть?

- Из 160 миллиардов рублей, выделяемых по этим статьям бюджета, до конкретных адресатов доходило только 40 млрд. рублей. Неиспользованные миллиарды растворялись в туманной неизвестности. В чем дело? А в том, что большинство тех самых остро нуждающихся не имеют сегодня практической возможности воспользоваться государственными льготами. Это прежде всего жители деревень, сел и поселков, вынужденные вести малоподвижный образ жизни.

Эта система льгот была сформирована в последние десятилетия, в советское время она не существовала в таком виде. Она появилась где-то от безысходности, где-то от политиканства - вы помните то время, которое мы пережили, - время политических баталий. Чаще всего это политическая конъюнктура, чем забота о ком-то. Но эта система затрагивала жизнь миллионов, хотя она входила достаточно уродливо: люди, имеющие равный статус, равные права на те или иные льготы, в частности ветераны Великой Отечественной войны, в столице, в областном центре или в деревне имеют совершенно разные возможности их реализовать. А ведь они одинаково воевали, может, в одном окопе. Поэтому и возникла идея отойти от натуральных льгот, которые им невозможно выбрать на равных. Но есть другая форма: можно выдать деньги, и у человека появится право выбора. У ветерана на селе нет телефона, но он может за счет полученной компенсации улучшить себе питание, купить те же медикаменты. А если у ветерана есть льготы на оплату существующего телефона, то эти деньги ему отдадут в натуральном виде, и он заплатит также, но реальными деньгами. Это логично, потому что мерилом рыночной экономики всегда являлись деньги. Если у тебя есть деньги, то нет проблем, что купить и где купить, поэтому и возникло предложение перейти на деньги. Концептуально это правильно.

- Но ведь для некоторых категорий льготников не так важны деньги, как признание их заслуг?

- Есть определенная психологическая проблема. Правильно понимая эти вещи, мы записали в одной из поправок, что эта категория людей - Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои России, кавалеры орденов Славы - должна быть выведена из этого закона, и по ним должны принять отдельный закон, кстати, правительство с этим согласилось. Эти люди нуждаются в поддержании их статуса.

- Каждый взрослый человек сам может определиться с тем, что ему на благо. Данный законопроект учитывает желание самого льготника?

- Все единодушны во мнении, что правительство должно обеспечить льготникам право выбора. Таково мнение и президента, призвавшего Минфин и Минздрав, которые совместно разрабатывают законопроект об адресной поддержке некоторых категорий населения, учесть и этот аспект. Правительство практически готово предоставить льготникам помимо компенсационных выплат еще и так называемый "социальный пакет". Он оценивается в ежемесячную сумму 440 рублей и включает в себя 40 рублей на оплату пригородных электричек, 350 рублей на лекарства и 50 рублей на санаторное лечение.

Решается проблема выезда на дачные участки, гарантированно можно будет получить нужное лекарство по предписанию врача, большее количество наших ветеранов получит возможность подлечиться в санатории. То есть фактически большинство самых важных льгот сохраняется, но под каждую из них выделяется реальное финансирование, поэтому она становится доступно каждому льготнику.

Получив этот пакет, льготник будет иметь право по письменному заявлению от него отказаться и попросить за него деньги. Вот вопрос выбора: либо у тебя пакет, либо, если тебе это неинтересно, можно получить деньги. Сейчас идет отработка этих механизмов.

- Пакет предусматривает выплату на приобретение лекарств, но есть ряд заболеваний, лекарства на которые нельзя уложить в предусмотренную сумму.

- Сейчас разрабатывается перечень заболеваний, по которым будут установлены специальные нормативы на лекарства, - диабет, туберкулез, СПИД, где расходы льготников превышают этот социальный пакет.

- Самое большое опасение, которое возникает: а вдруг эта монетизация не сможет покрывать нынешние льготные выгоды?

- Мы с правительством работаем очень творчески, позиция президента самая жесткая в этом вопросе, то есть нигде не навредить ни на йоту. Если в текущем году и в двух предшествующих система льгот составляла около 60 млрд. руб. по федеральному бюджету, то на 2005 год закладывается 170 млрд. руб., так как те льготы получали 15-20 процентов льготников, а сейчас надо отдать деньги 100 процентам льготников, здесь уже нет избирательного подхода: являешься льготником - получи денежки независимо от того , где ты живешь.

- От кого наши ветераны будут ждать конкретных льгот или, по их выбору, денежной компенсации?

- Все льготы расписываются по уровню бюджетов. Часть льгот остается на федеральном бюджете, например, льготы репрессированных, которые пытались передать на региональный уровень. Мы требуем государственных гарантий по детским пособиям, по рождению ребенка. Некоторые льготы следует перенести на федеральный уровень и соответственно пересмотреть перераспределение налогов. То есть с обязательствами должны передавать и ресурсы. Если возвращаем льготы на местный бюджет, то возвращаем и ресурсы. Распределение не может быть без обязательств. Поскольку часть льгот должны выплачивать из бюджета субъекта федерации, а эти бюджеты разные, то предусматривается внести в закон норму, по которой ответственность за обеспечение льгот, выплачиваемых региональными бюджетами, несет РФ за счет формирования субъектов федерации, включая соглашение за финансирование данных категорий льгот. Так как ряд субъектов не имеет данной экономической базы либо она подорвана, в этом случае федерация должна перехватить на себя эту долю ответственности: выдать какие-то кредиты. Государство-то одно, народ один, и нельзя его бросать на произвол, если он живет в дотационной области.

- Мы живем ассоциациями, эмоциями прошлых лет, тяжелых, плохих лет, разуверивших людей во всем. Люди боятся, что льготы отберут, а денежные компенсации прилипнут к рукам чиновников.

- Сейчас мы говорим, что должны прийти к другому состоянию. К ответственности местной власти. Зачем местная власть? Она, кстати, тоже емкая по расходам. Немало на нее идет. Зачем нам муниципальная власть? Только чтобы просить как маленькие: "Дай, дай!"? Но это же не дети, это взрослые мужи, они прошли немалую жизненную школу. Они сами должны решать вопросы на своих уровнях. В отличие от сегодняшних принятые в прошлом законы прописывали полномочия уровней власти достаточно концептуально, достаточно туманно, поэтому избранный глава субъекта мог заниматься импровизацией или кивать на федеральные структуры. Сейчас же взят за основу принцип детализации тех полномочий, которыми награждена данная должность.

- Последнее время все чаще слышны обвинения в сторону фракции "Единая Россия", что они готовы проголосовать за любое предложение правительства. Вы согласны с этим?

- Пока этот большой закон проходил в первом чтении, "Единая Россия" подготовила большой блок поправок в эти постановления.( Всего поправок около 20. Все они решают проблемы, которые беспокоят людей сегодня.)

Абсолютно неприемлемым для нашей фракции было упорство правительства, с которым оно хотело упразднить само понятие минимального размера заработной платы и задачу его приближения к прожиточному минимуму. Мы решительно намерены отстоять эту норму закона. "Единая Россия" требует внести в закон норму, которая зафиксирует невозможность снижения зарплаты бюджетников, включая различные надбавки и доплаты, ниже уровня, установленного на 31 декабря 2004 года. Поэтому ни о каком "ограблении сельских учителей", о чем нам сейчас говорит оппозиция, речи быть не может. Непременным условием нашей поддержки правительственного законопроекта станет увеличение денежной выплаты детям-сиротам и детям-инвалидам, сохранение государственных гарантий в выплате детских пособий. Мы настаиваем, чтобы финансирование денежных компенсаций 700 тысячам репрессированных граждан не переводили на региональный уровень, а производили из федерального бюджета, так как они пострадали от государственной политики, и государство не может их бросить на субъектный уровень, ведь региональные бюджеты у нас небогатые и может случиться так, что эти категории граждан останутся без должной компенсации.

Мы требуем разработать механизм, гарантирующий выплаты зарплаты во всей системе государственного хозяйства, не только в бюджетной системе, но и в хозяйствующих субъектах. Мы пишем, что в этот закон необходимо заложить государственные гарантии зарплаты всем людям, чтобы у нас шахтеры и люди на предприятиях не голодали, то есть ужесточение ответственности власти.

- Ваши оппоненты часто называют принятые вами документы "антинародными".

- Конечно, это серьезные вещи, и у нашей работы есть как противники , так и сторонники. Кто-то противник по политическим мотивам, например Д. Рогозин, яркий лидер партии "Родина". Но давайте разберемся, что делает "Родина"? Она берет наши поправки, один в один, слово в слово переписывает их, но последний пункт, где мы пишем, что мы поручаем комитету по бюджету и налогам, ключевому, профильному комитету по данному вопросу, а также всем комитетам - соисполнителям по этому закону сформировать из своих представителей рабочую группу по подготовке ко второму чтению данного закона, с тем чтобы можно было оперативно вносить все поправки, они меняют лишь последнюю часть. И пишут: сформировать рабочую группу не из представителей комитетов, а из представителей фракций, то есть они хотят ее политически окрасить. Но, позвольте, там должны работать профессионалы, а не члены партии, там должна быть работа, а не политическая трескотня. Приходи и работай, никто никого не выгоняет. Кстати, рабочая группа достаточно условна, а дальше хоть кто ты - приходи и работай.

Но самое главное - это содержательная часть. Они переписали ее со всеми запятыми, а это значит, что мы работаем правильно, прописываем все формулировки.

Конечно, это тяжелая работа, это тяжелый переход на данный законопроект, но раз шагнули в эту воду, то надо плыть дальше - все наши перегруппировки полномочий надо доводить до конца. Но работа продолжается. Все поправки, подготовленные администрацией Калужской области, будут мною вноситься на обсуждение. Мы еще поборемся за каждый вопрос. Принят только концептуальный подход, а нужно переходить к частностям. При этом никто заведомых обид людям чинить не будет.









Весть, Калуга
Ирина САВЕЛЬЕВА
30.07.2004
http://www.er-duma.ru/pubs/5514

Док. 396557
Перв. публик.: 30.07.04
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 160

  • Опекунов Виктор Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``