В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Особое мнение` Павла Беркса Назад
`Особое мнение` Павла Беркса
Гость в студии - Павел Михайлович Беркс, председатель комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, зам. председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания России по социальной политике, доктор медицинских наук.

Тема разговора - проблемы образования в рамках Союзного государства России и Белоруссии.

- Строительство Союзного государства предполагает создание единого образовательного пространства. Вспоминаю свою молодость, когда я в 1982 году приехал в Москву из Минска, поступил в институт, получил место в общежитии. И с этого и начался мой самостоятельный жизненный путь. Интересно, если бы я сегодня приехал из Минска поступать в московский вуз, как вы думаете, у меня сложилось бы что-нибудь?

Беркс: Думаю, что сложилось, потому что создание единого общеобразовательного пространства между двумя странами является одним из приоритетных направлений политики Союзного государства. Именно в этом направлении в последние годы сделано достаточно много. Можно сказать, что более 150 принято нормативных актов, подписано договоров между регионами, учебными заведениями, министерствами и ведомствами. Все эти усилия, предпринятые руководителями, чиновниками двух стран и, конечно, научной общественностью, не пропали. Ваш приезд в Москву, думаю, закончился бы вполне успешно.

- То есть, я как гражданин Республики Беларусь в московский вуз смог бы поступить, получил бы бесплатное место в общежитии и мог бы нормально себя здесь чувствовать?

Беркс: Да, это так. В 2006 году в российских вузах обучалось 4,5 тысячи белорусских студентов, являющихся гражданами Белоруссии, и примерно 2 человек россиян обучались в вузах Белоруссии. Причем нужно отметить, что для людей, которые приезжают на обучение, в первую очередь решаются вопросы, связанные с общежитием, что немаловажно для студента. Всем студентам из другого государства также предоставлен равный доступ к библиотекам. А наиболее талантливые и перспективные студенты начинают со 2 и 3 курсов работать над научной тематикой. И после окончания учебного заведения остаются для продолжения обучения на более сложной ступени: в виде аспирантуры или других форм совершенствования высшего образования.

Очень важно, что между Россией и Белоруссией сохранились возможности защиты кандидатских диссертаций. Например, защищенная в Белоруссии кандидатская диссертация безоговорочно будет признаваться в любом вузе России. То же самое касается защиты и на территории России для Белоруссии. Эти диссертации принимаются без всяких дополнительных испытаний и действуют полноценно

Очень успешно функционируют и докторские советы, которые помогают решать проблемы высшей школы..

- Слушая вас, просто не нарадуюсь. Так у нас всё хорошо обстоит в отношении единого образовательного пространства России и Белоруссии, что о каких проблемах нам с вами говорить? А они есть, эти проблемы?

Беркс: Да, безусловно, есть. В первую очередь это то, что, когда союзные республики дружно разъединились, законодательные органы каждой из них стали принимать свои законодательные акты, а министерства и ведомства - изменять учебные программы, которые были сформированы ещё во времена Советского Союза. Естественно, в них появились особые нюансы и отступления. Какие-то темы были усилены, а какие-то, наоборот, изъяты. Изюминка Союзного государства как раз состоит в том, что министерства и ведомства уже приняли более 150 документов, которые координируют всю эту работу...

- Они-то приняты, а выполняются?

Беркс: Что касается высшей и средней школы, то выполняются. В этом плане это один из наиболее успешных аспектов деятельности Союзного государства.

Хотел бы ещё сказать, что все стало потихоньку разъезжаться именно из-за расхождений в учебных программах, в требованиях к сдаче экзаменов по кандидатскому минимуму. Сейчас это удаётся как-то приводить к общему знаменателю, хотя не всё в этом плане гладко. Не хотел бы утомлять цифрами, но министерства и ведомства не очень активно в это дело до последнего времени были включены, сейчас какие-то подвижки более-менее пошли...

- На ком лежит основная нагрузка по формированию единого образовательного пространства между Россией и Белоруссией, на каких ведомствах?

Беркс: В первую очередь на двух министерствах - министерстве образования и науки России и министерстве образования Белоруссии, плюс ещё создан комитет. Вот от них зависит, как они будут требовательны к союзному бюджету, сколько денег попросят и насколько обоснованны будут их заявки.

Что касается среднего образования, то в этом плане коллеги с поставленными задачами справляются довольно успешно. Достаточно сказать, что в 2006 году было проведено интереснейшее мероприятие для учителей русского языка Гродненской, Могилёвской, Брестской областей Республики Беларусь. Они прошли курсовую подготовку по русскому языку в Академии повышении квалификации и переподготовки работников образования города Москвы. Эта мера вызвала в Республике Беларусь громаднейший резонанс и значительно повысила интерес и к изучению русского языка и привела к повышению грамотности.

Хотя не хочется обижать и высшую школу. За тот же 2006 год учёные белорусских вузов выполнили заказов российской промышленности примерно на 900 тысяч долларов.

- На кого мы учим студентов в Белоруссии?

Беркс: В Белоруссии российские студенты получают образование по очень широкому спектру специальностей. В первую очередь, там готовятся работники финансовой сферы, специалисты по иностранным языкам, математике и электронике. Флагманом этого движения является Белорусско-российский университет, находящийся в Минске и финансируемый из двух бюджетов. Также успешно работают филиалы Московского государственного социального университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Кроме того, ряд вузов объединены общей совместной программой. Это Московский институт электроники и математики, Санкт-петербургский государственный университет, Санкт-петербургский государственный политехнический университет, Санкт-петербургский государственный горный университет, Белорусский национальный технический университет и Гомельский госуниверситет. Все они участвуют в создании Научно-образовательного центра университетской интеграции. То есть, эти вузы являются как бы проводниками идей интеграции в образовании.

Кроме того, что расходятся программы, среди проблем на данном этапе мы, к сожалению, имеем и такую: только пяток совместных учебников выпущены учёными России и Белоруссии. А когда нет совместных учебников, конечно, это всегда сложно...



http://edu.of.ru/profil/news.asp?ob_no=19298

Док. 396543
Перв. публик.: 22.03.07
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 326

  • Беркс Павел Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``