В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марат КАМБОЛОВ: Раскрыть потенциал государственного сектора Назад
Марат КАМБОЛОВ: Раскрыть потенциал государственного сектора
В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. В период 1990-х гг. наука в стране фактически находилась в режиме консервации. Научные организации, коллективы финансировались для того, чтобы их просто поддержать и сохранить. Сейчас государством осуществляется системная и комплексная работа, чтобы "расконсервировать" науку, сделать ее производительной силой. Федеральное агентство по науке и инновациям занимается решением этой проблемы на практике. О том, что уже сделано и какие первоочередные задачи требуют своего решения, наш корреспондент беседовал с заместителем руководителя Роснауки Маратом КАМБОЛОВЫМ.

- Федеральное агентство по науке и инновациям относится к тем органам власти, информацию о которых в СМИ можно встретить крайне редко. А между тем Роснауке уже почти три года. Какой путь пройден за это время? Что в настоящее время происходит в агентстве и его подведомственных организациях?

- Роснаука - орган федеральной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

При создании агентства в его ведение было передано более полусотни организаций. При этом около десяти из них находились на грани банкротства, среди них такие старейшие научные организации, как: ФГУП "НИИСК им. Лебедева", ФГУП "ВНТИЦ", ФГУП "ВНИИТС", ФГУП "НИФХИ им. Л.Я. Карпова", ФГУП "Прикладная химия", ФГУП "ВНЦ "ГОИ им. С.И. Вавилова", ФГУП "НИИГрафит", ФГУП "ЦНИЛХИ" и другие. Часть предприятий являлась убыточной.

Кроме того, две организации подлежали преобразованию, 14 учреждений надлежало реорганизовать, а три организации предлагалось ликвидировать.

При этом в ряде подведомственных организаций директора практически самоустранились от управления и руководства, процесс развала носил угрожающий характер. Также имели место попытки захвата имущества, постороннего давления на организации.

Пришлось одновременно с созданием агентства формировать структурные подразделения, подбирать коллектив и вместе с подчиненными наводить порядок в доставшемся хозяйстве.

Приходилось обращаться за помощью и налаживать взаимодействие с коллегами из МВД, ФСБ, прокуратуры РФ, Федеральной службы судебных приставов, ФНС, Минфина.

В итоге, на мой взгляд, выработана единая система взаимоотношений и подходов по ключевым вопросам.

Роснаука инициировала и принимала активное участие в 40 судебных делах, связанных с защитой имущественных интересов подведомственных организаций. При этом по 38 делам решения были приняты судами в нашу пользу.

- Можно ли сказать, что в настоящее время кризис преодолен и все вопросы решены?

- Безусловно, картина в настоящее время существенно улучшилась. Процедуры банкротства прекращены в отношении всех предприятий, позитивна динамика и в части получения прибыли. Во многих подведомственных организациях была произведена замена руководителей. Мероприятия по реорганизации и ликвидации практически завершены.

В настоящее время в ведении Роснауки находится 44 организации, занимающиеся в основном прикладными исследованиями. К концу года их количество еще уменьшится в связи с принятыми правительством Российской Федерации решениями о реорганизации.

Однако говорить о том, что мы всем удовлетворены, пока преждевременно. Задача состоит в том, чтобы от антикризисных мер перейти к стадии более интересной - повышению эффективности использования государственного имущества. Необходимо раскрыть потенциал государственного сектора в научной, научно-технической и инновационной сферах.

Если все же говорить о науке в целом, следует отметить, что в период проведения реформ 90-х годов научным организациям очень не повезло. Наличие недвижимого имущества не в самых плохих районах крупных городов России являлось главной движущей силой при проведении приватизации. В результате многие научно-исследовательские институты были перепрофилированы. Значительное уменьшение объемов финансирования в начале 90-х годов также сыграло свою деструктивную роль в деле разрушения федеральной научно-исследовательской базы.

В настоящее время наметилась тенденция к улучшению ситуации. Государство больше внимания уделяет науке. В создание и внедрение современных технологий вкладываются деньги, и немалые. В настоящее время реализуются следующие федеральные целевые программы: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Национальная технологическая база" и ряд других программ.

Создана Государственная корпорация нанотехнологий. Одной из ее важнейших задач будет эффективная коммерциализация существующих научных разработок, а также созданных в процессе реализации указанных программ.

- В возрасте сорок с небольшим - четыре высших образования. Это, как сейчас говорят, круто. Какое из них наиболее востребовано на вашем посту?

- Я считаю, что это нормально, так как при решении проблем, которые возникают в процессе управления имущественным комплексом, требуется наличие определенной профессиональной компетентности и в юриспруденции, и в экономике, и в управлении. То есть востребовано бывает практически все. Что-то в большей степени, что-то в меньшей, все зависит от вопроса. Но я не думаю останавливаться.

- Два года тому назад вы успешно окончили Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности "государственное управление". Как используете полученные знания?

- При принятии какого-либо решения я, конечно, не открываю конспектов лекций. Тем более что готовых ответов и предложений по тем вопросам, которые мне приходится решать, я там не найду. Но системные подходы и принципы теории государственного управления и права, которые преподавались в академии, безусловно, оказывают свое влияние и помогают на практике.

- Во время недавнего визита президента РФ в Австралию активно обсуждались вопросы, связанные с оружейным ураном, ОЯТ и т.д. А в вашей компетенции находятся как раз вопросы управления использованием ядерной энергии, в том числе связанные с обеспечением безопасности. Каково положение в этой сфере сейчас?

- Осуществление государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на подведомственных предприятиях для Роснауки - новая функция. Она предполагает реализацию различных мероприятий, в том числе по обеспечению противопожарной безопасности и физической защите радиационных источников. Специально созданное в Роснауке структурное подразделение осуществляет постоянный мониторинг соблюдения подведомственными организациями требований ядерной, радиационной и химической безопасности. Регулярно проводятся проверки с выездом на предприятия.

Кроме того, к нам обращаются и иные научные организации, использующие ядерные материалы, с просьбами о проведении контрольных мероприятий. И этот вопрос тоже необходимо решать, так как прикладные научные исследования в этой сфере должны вестись постоянно, системно и с соблюдением всех требований безопасности.

В настоящее время мы заняты разработкой методологии и регламентацией указанной деятельности совместно с Росатомом, другими заинтересованными органами власти и экспертными организациями.

- Насколько нам известно, вопросы собственности в подконтрольных вам по должности сферах решены не до конца. Как сегодня осуществляется управление государственным имущественным комплексом подведомственных организаций?

- Правильнее сказать "осуществление полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций, перечень которых определен правительством Российской Федерации". К ним относятся утверждение устава предприятия, проведение конкурсов и назначение на должность руководителей предприятий, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудовых договоров с ними, утверждение программы деятельности предприятий, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, согласование крупных сделок, утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителей предприятий, осуществление проверок эффективности использования федерального имущества и т.д.

Причем в отношении федеральных унитарных предприятий осуществление всех этих полномочий регламентировано законом и постановлениями правительства Российской Федерации.

В отношении подведомственных государственных учреждений пробелы в нормативной регламентации осуществления полномочий собственника имущества приходится восполнять ведомственными актами и консультациями с другими органами власти.

Здесь необходимо сказать, что нашей целью является создание и поддержание такой системы в работе с подведомственными организациями, которая, с одной стороны, будет обеспечивать гарантии законности и эффективность использования государственного имущественного комплекса, а с другой стороны - создаст все возможности по развитию и модернизации организаций, реализации инициатив их руководителей и коллективов.

- Сегодня осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества в научной, научно-технической и инновационной деятельности ведут какие-либо разрозненные уполномоченные госструктуры или это целиком в компетенции Роснауки?

- Роснаука, федеральные органы исполнительной власти, РАН и отраслевые государственные академии наук, в ведении которых находятся научные организации, делят эти полномочия с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Росимущество принимает решения, в том числе в отношении сделок по аренде, передаче в залог, продаже. А также санкционирует соглашения, связанные с инвестированием при наличии согласования с органом власти, в ведении которого находится организация.

При этом необходимо отметить, что на практике нередко возникают разногласия с ФАУФИ по поводу того или иного договора. Это связано с разницей в подходах руководителей органов власти и Росимущества, а также отсутствием необходимых регламентирующих документов по разграничению полномочий при управлении государственным имущественным комплексом.

- В самом начале своей деятельности на этом посту вы сказали: "Необходимо не просто сохранить существующие сегодня научные учреждения и школы. Нужно создать организационно-правовую и социально-экономическую базу развития научных учреждений, их эффективной деятельности в новых условиях существования экономики, образования, да и научного сообщества в целом. Намеченные меры - результат решений правительственной комиссии по административной реформе в феврале - марте этого года. Это начало большой, важной и нужной работы. Все, в том числе и ученые, сейчас понимают, что риски от бездействия будут несоизмеримо выше, чем от предпринимаемых правительством и министерством действий по реформированию науки". Что изменилось в этом вопросе?

- Моя позиция не претерпела изменений. Реформирование науки неразрывно связано с интеграцией ее и образования, основные цели и задачи которой были определены еще в Федеральном законе "О науке", Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ, Программе социально-экономического развития РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

Но по-прежнему основным препятствием для формирования научно-образовательных структур является отсутствие в действующем законодательстве соответствующих правовых механизмов для развития этого процесса. Мировой и российский опыт свидетельствует, что без взаимной интеграции и тесного взаимодействия между собой и реальным сектором экономики высшее образование и наука теряют дееспособность и становятся все менее конкурентоспособными.

Тем не менее к реорганизации научных учреждений путем присоединения к образовательным учреждениям нужно подходить очень осторожно, так как в настоящее время отсутствует систематизированная информация о том, какие интеграционные модели наиболее эффективны, каковы социально-экономические последствия реорганизации для научных организаций. Ведь в результате присоединения научная организация теряет самостоятельность и статус научного учреждения.

- Как вы оцениваете вектор преобразования научных организаций, в том числе государственных научных центров Российской Федерации? Есть альтернативные варианты или процесс строго регламентирован?

- Преобразование научных организаций - процесс, строго регламентированный законодательством. Например, нельзя приватизировать государственное учреждение. Нельзя осуществить реорганизацию унитарного предприятия путем присоединения к нему государственного учреждения.

Тем не менее жизнь диктует необходимость объединения усилий научных, производственных, частных и государственных организаций с целью разработки и внедрения передовых и инновационных механизмов реализации приоритетных и перспективных для Российской Федерации и ее граждан научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок, их коммерциализации и эффективного использования.

Стимулирование научной и научно-производственной деятельности в современных условиях возможно через реализацию принципа частно-государственного партнерства на практике.

- В свое время вы заявили, что "только комплексный системный подход позволит нам от фиксации кризиса перейти к этапу последовательных позитивных изменений в науке и образовании". Такой подход сформулирован?

- С созданием Российской нанокорпорации стало очевидно, что государство не просто переносит акцент экономического развития с сырьевого на высокотехнологичный, а делает ставку на инновационный прорыв. Однако говорить о том, что комплексный подход полностью сформулирован, еще рано.

- В связи с созданием Российской корпорации по нанотехнологиям как-то изменится направление капитальных вложений в научном, научно-техническом и инновационном сегменте государственного сектора?

- Корпорация создана как некоммерческая организация со специальной правоспособностью, и главным направлением ее деятельности является финансирование создания перспективных нанотехнологий и их внедрение в производство и сферу услуг. Говоря об этом, необходимо понимать, что это не означает прекращения инвестиций в государственный сектор науки. Принятие ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы", в котором кроме Роснауки задействованы Рособразование, Росатом, Роскосмос, Роспром, Ростехрегулирование ФСТЭК и подведомственные им головные научные организации, предполагает финансирование программы из средств федерального бюджета в объеме 24 млрд 944,6 млн рублей, из них доля капитальных вложений составляет более 60%.

- Какова доля финансирования НИОКР?

- Если вернуться к Федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы", то в рамках реализации указанной программы в 2005 году на финансирование проектов было получено 7,1 млрд рублей из госбюджета. В 2006 году - 7,7 млрд рублей.

В рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-исследовательского комплекса России на 2007-2012 годы" на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будет выделено за счет средств федерального бюджета 128,39 млрд рублей.

Значительные средства выделяются по другим федеральным целевым программам. Кроме того, государство использует такие формы поддержки научной и инновационной деятельности, как субвенции, субсидии, предоставление беспроцентных займов через фонд технологического развития, гранты и иные формы поддержки.

- Нам известно, что совсем недавно Указом президента Российской Федерации от 24 сентября вам присвоен классный чин действительного государственного советника Российской Федерации. Поздравляем вас!

- Спасибо за поздравление и за внимание к работе нашего агентства!

Беседу вел Леонид БУРГАНОВ


http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=116&tek=7417&issue=204

Док. 396518
Перв. публик.: 15.10.07
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 286

  • Камболов Марат Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``