В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Чубайс: Что же будет с Родиной и с нами? Назад
Игорь Чубайс: Что же будет с Родиной и с нами?
Вынесенный в заголовок вопрос сегодня волнует практически всех. Ответить на него мы попросили директора Центра по изучению России Российского университета дружбы народов, доктора философских наук Игоря Чубайса - старшего брата печально известного российского реформатора.

СКОЛЬКО ПРОСТОИТ ДОМ БЕЗ ФУНДАМЕНТА

- Игорь Борисович, вы не первый год ищете ответ на вопрос, что такое русская идея. Вот и книга ваша вышла - "Разгаданная Россия". Не смущает, что в нашем обществе господствуют не идеи, а желание жить сыто и весело? Да и на какой идеологической платформе может произойти сегодня объединение честных и трезво мыслящих людей? Разве она сформулирована?

- Если без иронии, то стремление жить сыто и весело - нормальное человеческое желание. Люди должны нормально зарабатывать и иметь нормальные условия жизни. Но именно тогда, когда накоплен какой-то потенциал, возникает вопрос: куда его направить, какова цель жизни?

Такую цель российская цивилизация формулировала. Материальные блага никогда не были на Руси высшей ценностью. Наши высшие ценности - духовность и нравственность. Они входили в число тех начал, которые нас сплачивали.

В поисках объективного ответа на вопрос, что такое "русская идея", я провел четыре исследования. Во-первых, изучил всю русскую историю начиная с VIII века. Во-вторых, проанализировал 1100 поговорок из сборника Даля. Так выявляется их глубинный смысл.

В-третьих, я просмотрел все стихотворения ХIХ века, в названии которых встречаются слова "Русь", "Родина", "Отечество". Получился коллективный поэтический портрет России. В-четвертых, я проанализировал все высказывания русских мыслителей о русской идее. В итоге выяснилось: тремя важнейшими составляющими русской идеи были православие, собирание земель и общинный коллективизм. В книге сформулирована и современная, обновленная российская идея, но пересказывать всю работу, наверное, не стоит.

- Вы перечислили составляющие русской идеи. А как определить само понятие "национальная идея"?


Такая разная Россия

- Любая общенациональная идея есть совокупность фундаментальных ценностей, отличающих данное общество от других. Человек, находящийся за рубежом, понимает, что он не дома не только из-за языка, а потому, что в другой стране другие правила, другая национальная идея. Речь идет о ценностях, существующих объективно, являющихся устойчивыми и передающимися из поколения в поколение. Национальная идея - это совокупность правил и норм, которые позволяют прогнозировать будущее, выстраивать государственную стратегию. До 1917 года нашими ценностями были православие, собирание земель и общинный коллективизм. Плюс русский язык.

В конце ХIХ века все три начала попали в полосу неустойчивого состояния. Первым о кризисе заговорил Достоевский. Православие, как и все христианство, зашаталось. В результате в стране появились нигилисты и террористы, отрицавшие существовавшие правила. Ведь прежде вся Россия выстраивалась на идее Бога, который был мерилом всех вещей. Нравственным надо было быть потому, что так требовала Библия. И правовые нормы надо соблюдать по той же причине. Верующему человеку ссылки на Библию было достаточно.

- А без санкции религии нравственные и правовые нормы работать не могут?

- В принципе дом может стоять и без фундамента, но долго он не простоит.

- Нравственность не может быть самодостаточной?

- Это вопрос фундаментальный.

- Вот и ответьте.

- На мой взгляд, нет. Главная проблема нашего времени в том и состоит, что, отбросив Бога, мы расшатали основание, на котором выстраивалась вся цивилизация.

- Но ведь не все же неверующие - люди безнравственные?

- Верно. Как и не все верующие - нравственные. Но в тенденции и в перспективе отказ от Бога нечем заменить, он ведет к упрощенному прагматизму. Очень сложно все выстроить на одном самосознании. Язык невозможен без грамматики. Так и культура строится на некоей бесконечной и незыблемой основе.

- На вере?

- Да. Нельзя доказывать существование Бога. В Бога можно только верить. Ведь доказать - значит вывести из чего-то еще более фундаментального. Но ничего фундаментальнее Бога нет. Достоевский устами своего героя сказал: если Бога нет, то все дозволено. Это один взгляд. Другой взгляд предложил Ницше, который приветствовал гибель Богов. У него на смену человеку, ограниченному религиозной моралью, шел новый человек, который ничем не ограничен. Отсюда оставался шаг до "белокурой бестии", вскоре явившейся миру в лице фашизма.

Если же мы - братья во Христе, жизнь и своя, и другого человека - Божий дар, она бесценна. Чем глубже вера, тем гармоничнее и нравственнее общество. А если нет Бога, то все дозволено. Кто остановит того, кто хочет жить за счет другого, топтать другого?

ЭЛИТА И ВСЕ ПРОЧИЕ

- В таком случае как вы думаете, в глазах российской элиты люди, не добившиеся в жизни большого успеха, остаются людьми или же они для элиты уже и не вполне люди?

- К сожалению, советско-постсоветская история на этот вопрос дает слишком очевидный ответ. Государство выжимает из людей все, что может, а потом их бросает. К примеру, когда рванул Чернобыль, спасатели чуть ли не своими телами все это закрывали. Потом вернулись домой больными. А теперь государство их игнорирует. Контрактники, которые воюют в Чечне, вернувшись домой, часто остаются без выплат и компенсаций. Половина миллиона косточек тех, кто отдал жизнь за государство, это государство 60 лет не может захоронить. А недавно ветеранов Великой Отечественной войны пытались оставить без льгот. Кто же после этого в критический момент будет защищать страну? И уместно ли вы используете термин "элита"?

- Вполне уместно, если в данном случае понимать его так, как принято в политологии. Ведь это для культуролога элита - лучшие. А для политолога - влиятельные. Однако если власти так относятся к остальным гражданам России, как вы только что описали, откуда здесь возьмется общенациональная идея?

- Для меня первична не власть, а Россия и мои соотечественники. А власть более или менее удачно обслуживает нас. Ее не надо демонизировать и превращать в некий абсолют, которому нужно поклоняться. Россия больше, чем правительства и президенты. Россия вечна.

- Кто из писателей или мыслителей наиболее адекватно выражает патриотическую идею?

- Здесь дело не в отдельных авторах. Для меня патриотизм означает переживание за всех своих соотечественников, осознание единства со своей страной. Патриотизм не отменяет уважения к другим странам, но предполагает особое переживание за свою страну. Если на Родине хорошо, я буду в восторге. А если здесь плохо - я стану говорить и кричать об этом. Хорошо о патриотизме высказался писатель Леонид Леонов: "В хорошую погоду всякий Россию любит. А ты ее и в плохую люби".

Сегодня часть общества осознает интересы страны, действует патриотично, хотя многие перегружены тяготами жизни.

Что же до властей, то патриотизм у них часто не просматривается, хотя он остро необходим и востребован нашей социальной действительностью.

О ПАРТИЯХ

- Что вы думаете о современных российских партиях?

- Мне вспоминается мистификация из советских времен. Власти одного из городов, готовясь к встрече Брежнева, распорядились воткнуть в землю спиленные в лесу елочки. Долго они так простоят? Нет, у них нет корней. Они - искусственные.

Не стоит упрощать, но в конечном счете основой многопартийности является разнообразие форм собственности. У нас же сейчас настоящей собственностью является лишь то, что принадлежит власти. Собственников назначает бюрократия. А когда каждый собственник находится в подвешенном состоянии, он является не хозяином, а подданным того чиновника, который наделил его имуществом. И если нет настоящих экономических интересов, нечему перерастать в политические интересы. В такой ситуации многопартийность в значительной мере искусственна. Органичными же у нас сегодня могут быть широкие общественные движения за возрождение страны.

- Почему, на ваш взгляд, за небольшим исключением наш народ так неохотно ходит на выборы? Не парадокс ли: начальство ругаем, а на его выборы не ходим?

- Причин много, одна из них в том, что обычно имеется глубокое убеждение в предрешенности результатов голосования. Продажные политтехнологи во многом обессмыслили избирательный процесс. Есть и другие факторы. В свое время Центризбирком прицепился к одному из кандидатов в депутаты за то, что тот скрыл владение старым прицепом к "Жигулям". На таком основании делался вывод, что этот человек обманул избирателей. При этом Центризбирком ни разу не сообщил, сколько в действительности стоит участие в выборах. Ведь на деле борьба за место в Думе стоит сотни тысяч долларов. Кандидаты договариваются о спонсировании с банками и компаниями. Будучи избранными, они лоббируют интересы этих банков и компаний. Но почему я должен участвовать в таком фарсе? Даже не зная деталей, люди чувствуют, что здесь что-то не так. Неудивительно, что они игнорируют выборы.

- Тогда, быть может, и Госдума не нужна? Особенно избираемая целиком по партийным спискам?

- Что такое нынешняя Госдума? С одной стороны, это закрытый распределитель советских времен. Исполнительная власть заказывает закон, и депутаты его штампуют. С другой стороны, Госдума - рынок по продаже законов. В последнем случае речь идет о нормотворчестве, затрагивающем интересы бизнеса и предпринимателей.

- И каковы перспективы многопартийности и парламентаризма в России? Согласно декабрьскому опросу ВЦИОМ, более половины россиян считают, что в стране должно быть не более трех партий.

- Конечно, нужны и партии, и Госдума. Я не политолог, а философ, и если говорить не о частностях, а в целом, то надо помнить, зачем вообще нужна законодательная власть. Она формирует правовое государство. В декабре 1917 года Ленин запретил весь корпус российских законов, и по сей день, любой, кого ни спросите, скажет, что права в России нет. Выборы возобновлены 15 лет назад, но за это время правопреемства с исторической Россией не произошло! А коли так, то смысл реально существующей законодательной власти оказывается под большим вопросом.

ЗАЧЕМ БЮРОКРАТИИ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

- Причина-то отсутствия правового государства в чем состоит? В специфике судебной системы? В нынешней социально-политической реальности? В знаменитом российском менталитете? В наших мозгах, наконец?

- Причина отсутствия правопреемства не в мозгах. Этому препятствуют реальные социальные и политические интересы бюрократии, которая совершенно не заинтересована в создании правового государства. За 15 лет реформ численность чиновников увеличилась в несколько раз. Еще хуже то, что чиновники сами создают правила игры. Они не подчиняются закону, а трактуют закон так, как им выгодно. В любой нормальной стране чиновники обслуживают общество. У нас же общество поставлено на службу бюрократии. И зачем ей правовое государство? Ведь если бы были четкие правила, нельзя было бы десять раз подряд лицензировать, квотировать, регистрировать и перерегистрировать. А за все эти телодвижения чиновникам надо нести деньги.

- Мы обречены жить с этим "счастьем" или однажды положение дел начнет меняться в лучшую сторону?

- Это не может длиться вечно. Иначе мы получим либо мощный социальный протест, либо общегосударственную катастрофу. Политики должны это осознать и начать действовать в интересах страны. А если политикам не хватает сил и ресурсов, им должно помочь гражданское общество.

- Оно у нас есть?

- Некоторые говорят, что никакого гражданского общества в России нет. Однако заметьте: как только чиновники совершают чудовищные ошибки, моментально возникают гражданские структуры. Например, когда в Благовещенске милицией были избиты люди, возникла организация "Россия избитая", в другом месте - "Обманутые инвесторы", в третьем - "Матери Беслана". Гражданских структур становится все больше...

Вместе с тем нельзя не видеть, что сегодня энергия народа уходит на то, чтобы продержаться, накормить детей и как-то выжить. Условия жизни десятков миллионов граждан России остаются очень тяжелыми.

- В годы войны нашим дедам разве было проще? И разве были лучше условия их жизни?

- Там было понятно, ради чего идти на лишения. Ведь человек порой готов и жизнь отдать, если знает ради чего. А сегодня люди должны идти на жертвы ради того, чтобы олигархи и чиновники развлекались в куршевелях?

КУДА ИДЕМ?

- Что происходит со страной в последние годы? Россия движется на запад, восток или в обоих направлениях сразу?

- Россия пребывает в состоянии идейного застоя. Новая идеология на смену коммунистической идеологии не пришла. Мы живем в вакууме идей и правил. Характерным словом, вошедшим в наш лексикон, стало слово "беспредел". Сегодня мы одновременно идем на запад, обращаемся к истории и возрождаем церковь. Тут же слышны призывы вернуть Волгограду название Сталинград. Мы не определили своей идентичности, а это равносильно разрушению исходных норм и правил нашей жизни. Коррумпированность власти, дедовщина в армии, рост суицидов, распространение скинхедов, наркомания в конечном счете порождены отсутствием возвышающих идеалов и национальной идеи. В такой ситуации происходит неизбежная деградация и опускание общества. Определение своей идентичности, выявление национальной идеи является важнейшей задачей, которую необходимо решить.

- Как это сделать? Каков механизм?

- Сегодня идет неявная дискуссия о том, кто будет формировать идентичность, фундаментальную национальную идею - власть, граждане, наука, бюрократия? На мой взгляд, механизм может быть таким. Ученые должны внести свои предложения, представить их в СМИ. Идеи могут быть разными, поскольку монополии на подобную инициативу быть не должно ни у кого. Затем надо провести общероссийскую дискуссию, открытый конкурс.

- Какой лозунг предложите стране?

- Наша задача состоит не в том, чтобы мыть сапоги в Индийском океане. Нам не до захватов чужих территорий. Мы должны обустроить государство, которое несколько веков самоотверженно собирали наши предки и оставили нам. Надо поднимать и сплачивать страну. Поэтому мой лозунг: "Если мы хотим вернуться - время вернуться домой". Время собирать камни. А в целом возрожденная российская идея сводится к четырем ключевым началам - это историзм, духовность, обустройство и демократия.

Беседовал Олег НАЗАРОВ

http://www.rodgaz.ru/index.php?

action=Articles&dirid=22&tek=19256&issue=254"РОДНАЯ ГАЗЕТА" No 5(141), 10.02.2006 г., полоса 12


Док. 396517
Перв. публик.: 10.02.06
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 435

  • Чубайс Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``