В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инна Биленкина: Механизмы реализации инновационной политики государства Назад
Инна Биленкина: Механизмы реализации инновационной политики государства
Инна БИЛЕНКИНА, заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 30 марта 2002 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждены "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", в которых поставлена задача построения экономики, основанной на знаниях. Это предполагает принципиальное изменение роли и места науки как института гражданского общества в социально-экономическом развитии страны, создание условий для превращения научно-технического потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации являются: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

В настоящее время одной из важнейших государственных внутриэкономических задач России является перевод отечественной промышленности от сырьевой направленности в сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности.

Основой практической деятельности Агентства является реализация стратегии инновационного развития России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 года No 540 утверждена новая редакция федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы. Целью программы является развитие и использование научно-технологического потенциала страны, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.
Структура программы включает три основных раздела - блоки "Генерация знаний" и "Разработка технологий", а также блок "Коммерциализация технологий", в рамках которого должны обеспечиваться коммерциализация и распространение новых перспективных технологий.
Произошло существенное укрупнение проектов. Так, по блоку "Генерация знаний" предполагается выполнение около 250 проектов ( объем финансирования одного проекта 3 млн.руб. в год) по проблемно-ориентированным поисковым исследованиям фундаментального характера и прикладным разработкам в рамках приоритетных направлений развития науки и техники. Значительные средства выделены на научно-организационное и методическое обеспечение интеграции научной и образовательной деятельности, разработку моделей интегрированных научно-образовательных структур и поддержку пилотных проектов по их созданию. Предполагается финансирование развития приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего развития материальной базы научных исследований.
Особое внимание в программе уделяется поддержке научных проектов, выполняемых молодыми учеными - кандидатами и докторами наук, аспирантами и студентами старших курсов, повышению уровня подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации, в том числе за счет стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, включая зарубежные, и участия в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах.
Все эти мероприятия нацелены на интенсификацию труда ученых и закрепление в науке молодых специалистов.
Изменились подходы к проведению опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы. Предполагается уменьшение их числа с существенным увеличением финансирования отдельного проекта - в среднем до 10 млн.руб.
В программе заложены значительные финансовые ресурсы на оснащение организаций научно-технической сферы современным дорогостоящим оборудованием, дальнейшее развитие сети центров коллективного пользования, обеспечение функционирования уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций, а также уникальных объектов инфраструктуры науки и образования (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.). В ходе реализации мероприятий программы предполагается провести переориентацию значительной части уникальных стендов и установок на использование в режиме коллективного пользования.
За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, венчурные фонды и др., на базе действующих объектов инновационной инфраструктуры идет процесс формирования территориальных отраслевых высокотехнологичных кластеров. В рамках программы планируется дальнейшее развитие этих и других элементов инфраструктуры, призванных обеспечить условия для активизации процессов внедрения инноваций в промышленность.
Следует отметить запланированное в рамках программы создание сети национальных информационно-аналитических центров по передовым направлениям науки для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала в этих областях. Основная информация, которой не хватает для успешной деятельности инновационных предприятий, является информация о внутреннем и международном рынках. Развивая традиционные системы информационного обеспечения, предполагается предусмотреть наполнение этих систем актуальной информацией, которая помогает решать поставленные задачи. Планируется также создание и поддержка системы информирования потенциальных инвесторов и общественности о перспективных технологиях, создаваемых и внедряемых в рамках программы.

В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации отмечена необходимость развития частногосударственного партнерства.
Одним из ярких примеров такого партнерства является реализация важнейших инновационных проектов государственного значения.

В рамках проектов реализуется полный инновационный цикл от прикладных исследований до освоения производства, отрабатывается механизм, позволяющий задействовать предпринимательскую инициативу. В настоящее время созданы механизмы отбора таких проектов, система мониторинга и их управленческого сопровождения. Предусмотренная программой дальнейшая реализация важнейших инновационных проектов государственного значения позволит в значительной степени повысить уровень использования и коммерциализации результатов научных исследований, прирост объемов производства высокотехнологичной продукции за счет внедрения разработанных технологий.
Важнейшей составляющей развития национальной инновационной системы является создание региональных инновационных систем. Ввиду неравномерности формирования региональных инновационных систем, а также в целях совершенствования подходов к их развитию, Агентство планирует проведение обучающих семинаров для сотрудников региональных администраций, отвечающих за развитие инновационной инфраструктуры в регионах, а также сотрудников организаций инновационной инфраструктуры. Первый такой семинар прошел в Южном федеральном округе в конце прошлого года. Аналогичные мероприятия планируются в текущем году в Приволжском округе.
Реализация программы обеспечит повышение инновационной активности субъектов экономической деятельности, создание необходимой инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и технологического потенциала отечественной экономики, что позволит повысить его эффективность и создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса и улучшения структуры российской экономики.

Важнейшими задачами программы являются:
* определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций;
* развитие системы реализации научных и технологических приоритетов, в том числе в области создания критических технологий, финансируемых из федерального бюджета опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики;
* разработка механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов на создании и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства и связанными с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования;
* развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности;
* содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу;
* оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности;
* совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности;
* развитие системы подготовки специалистов по организации и управлению в инновационной сфере.


http://www.volgabiz.ru/arh/05/03/19.htm

Док. 396510
Перв. публик.: 19.03.05
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 356

  • Биленкина Инна Петровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``