В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Чубайс: Как нам выйти из идейного кризиса? Назад
Игорь Чубайс: Как нам выйти из идейного кризиса?
Игорь Чубайс,д.ф.н., директор Центра по изучению России РУДН
Продолжаем дискуссию о поисках национальной идеи для России, начатую статьей Юрия Попова ("Известия", 05.04.2006)

Проблема национальной идеи из научных изданий опять перекочевала на газетные полосы, осознается как актуальная. Подобные обсуждения не однажды разворачивались - и аккуратно сворачивались. Есть ли шанс у независимых исследователей быть услышанными, или на это имеют право лишь ангажированные закрыватели и открыватели дискуссий? Вопрос, крайне важный для советско-постсоветской гуманитарной науки, не предсказавшей распад СССР, не покаявшейся, не предлагающей серьезных проектов, когда страна по-прежнему в кризисе. Десятки независимых гуманитариев работают всерьез и по-новому, но тысячи демонстрируют железобетонный консерватизм и провластную конъюнктурщину. Без свободной, независимой науки выход из кризиса невозможен!

Говоря о национальной идее, имеют в виду идею общенациональную, общероссийскую, как в случаях с нацинтересами и нацпроектами. И еще: русская идея существует почти так же объективно, как законы природы, ее не надо придумывать - необходимо выявить и открыть.

Кризис начался не 10 лет назад, когда президент публично призвал найти идею, и не в 91-м, когда распался СССР. Проблема возникла на рубеже ХIХ-ХХ вв. Важнейшей составляющей русской идеи со времен Владимира Крестителя было православие. В последней трети ХIХ в. в Европе зародился атеизм. Что это значило для россиян? Русское общество утверждало нравственность - в Библии сказано: "Чти отца, чти мать..." Право соблюдалось - Священное Писание говорит: "Не убий, не укради, не лжесвидетельствуй..." Власть, государство скреплялись не выборами и ГУЛАГами, император - помазанник Божий. Для верующего человека в православии были ответы на все вопросы. Чтобы разрушить эту систему, надо было убрать фундамент - отказаться от веры. И тут же появились бомбисты и террористы, реально угрожавшие Российской государственности.

Серебряный век поэзии, искусство рубежа столетий были выражением всеохватного духовного поиска новых ценностей. Русские революции - прямая социальная реакция на разрушение основ. В политике четко видны два подхода: реформаторский - глубинных преобразований и революционный - "до основанья, а затем...". Линия большевиков-ленинцев побеждает линию Столыпина. Новое государство изменяет идентичность, провозглашая вместо русской коммунистическую идею, но реализовывая комидеологию. Коммунистическая идея - из самых светлых человеческих замыслов: социальная справедливость, отмирание государства, свободное развитие каждого - условие свободного развития всех... Социальная справедливость означает отсутствие эксплуатации. Но, как показали Троцкий ("Преданная революция"), М. Джилас, М. Восленский, в СССР эксплуатация была даже выше, чем на Западе. И класс-присваиватель был: номенклатура. А чтобы никто не понял, что "строительство социализма в СССР" - величайшая мистификация ХХ в., номенклатура создает комидеологию, всеохватную госцензуру, требующую видеть мир в соответствии с комидеей. Результат: экономико-цивилизационное отставание страны, "Россия ХХ век проиграла". Но у лжи короткие ноги, советско-идеологическое государство было обречено.

Распад СССР привел страну ко второму изданию идейного кризиса. Выход - в преемстве с исторической Россией. Необходимо ее идеи и ценности вписать в ХХI в. Если русская идея - православие, собирание земель и общинный коллективизм, то возрожденная и реформированная российская идея, в кратком изложении, включает 4 принципа. Историзм - особая роль исторического знания, чтобы преодолеть разрыв и осознать: мы родились не под залп "Авроры". Продолжение начатого в ХIХ в. перехода от количественного роста к обустройству и развитию качественному. Сегодня главное не новые штыки и чиновники, а здравоохранение, образование, технологии. Переход от экспансии к обустройству означает, что законы военного времени сменяет мирно-демократический статус. Новгородское вече - первый европейский парламент - возрождается и преобразуется, демократия становится востребованной. Вопрос о религии - личный, но с позиций культуролога специфика православия - в утверждении приоритета духовных и нравственных ценностей. Эти принципы не вступают в противоречие с нормами других традиционных российских конфессий и потому возрожденная российская идея есть утверждение духовности, историзма, обустройства и демократии.


11.04.2006

http://izvestia.ru/comment/article3091917/


Док. 396501
Перв. публик.: 11.04.06
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 421

  • Чубайс Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``