В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Чубайс: Как научить Родину любить Назад
Игорь Чубайс: Как научить Родину любить
Татьяна Батенева

В учебном расписании одиннадцатиклассников 34 школ Калининградской области появился новый предмет - отечествоведение. Он является логическим продолжением, а по смыслу - началом курса россиеведения, который был создан для вузов авторским коллективом под руководством профессора Игоря Чубайса, директора Центра по изучению России Университета дружбы народов. Новый предмет одобрил Совет по гуманитарному образованию при Министерстве образования РФ, но он еще на стадии обсуждения среди вузовских преподавателей, историков, философов вызвал острые споры. Однако школьные преподаватели Калининградской области приняли его с интересом.

Нам, получившим образование в советских школах и вузах, хорошо памятны предметы, которые формировали из мальчиков и девочек "строителей коммунистического общества". Сегодня школа должна быть вне политики, вне конкретных идеологических установок. Но вместе с идеологическими клише из школьного образования ушли и такие понятия, как "патриотизм", "Родина", "долг". А без них невозможно формирование гражданина, ответственного члена общества. Авторы курса предлагают свой вариант разговора с юношеством.

- Свою цель мы видели в том, чтобы помочь молодым людям понять себя, свою страну, свое место в цепи поколений, - рассказывает профессор, доктор философии Игорь Чубайс. - По сути дела, формирование новой системы ценностей взамен рухнувшей коммунистической - это главная проблема для страны. Наши представления о собственной стране за долгие годы советской власти искажены, мифологизированы и даже мистифицированы.

Курс включает в себя четыре раздела: историософия России, русский язык, философия России и русская словесность, но не дублирует другие предметы школьной программы. Скажем, русский язык он рассматривает не как набор грамматических правил, а как феномен культуры. Школьники изучат своеобразие родной речи, ее выразительность, историю русского алфавита, структуру языка и его влияние на развитие мышления. Раздел "Русская словесность" посвящен не изучению творчества отдельных писателей или направлений, как на уроках литературы. Он даст понимание места российской словесности в мировой культуре, системы ее образов и их изменения в историческом процессе. Раздел "Философия России" убедительно доказывает, что коммунистическая пропаганда намеренно создала искаженный образ дореволюционной России как забитой и отставшей страны, а наших предков характеризовала как ленивое, покорное и темное стадо. На самом деле в ХХ век страна вступила с самыми высокими в мире темпами экономического роста, а народ всегда отличался трудолюбием, высокими нравственными нормами, смелостью.

- Один из ключевых моментов курса состоит в том, что после 1917 года страна оказалась разорванной во времени, - считает Игорь Чубайс. - Существует как бы две России: дооктябрьская и послеоктябрьская. Мы находимся в полосе идентификационного кризиса, утрачена наша идентичность: кто мы, какие мы, куда мы идем. Восстановить ее можно, воссоединив разрыв, прежде всего в нашем сознании, продолжив логику развития страны, утраченную в ХХ веке.

- Для нашей области, оторванной от "большой" России и находящейся в плотном окружении стран Евросоюза проблема воспитания патриотизма стоит особенно остро, - рассказал "Известиям" консультант областного департамента образования, кандидат философии Владислав Бурдейный. - Из 10 старшеклассников 6-7 уже побывали в Германии или Швеции, и лишь 3-4 - в Москве или Санкт-Петербурге. Но воспитание любви к родине, к России - совсем не пустой звук, эти темы входят в региональный компонент школьного образования с 1-го класса до выпускного, поэтому мы с таким интересом восприняли и этот курс. Он подчеркивает "российскость" нашего региона, его единство со всей страной.

Курс построен в режиме диалога, предполагает дискуссионность, развивает самостоятельное мышление. Преподавателю он дает возможность стать соавтором, проявить собственную позицию. И доказывает: нам действительно есть чем гордиться, чему учиться у предков, веками сохранявших и преумножавших достоинства и богатства России. А это в свою очередь формирует позитивную систему ценностей, которой нам сейчас так недостает.

Подготовка к новому курсу заняла целый год: сначала учителей познакомили с новым учебником, дали возможность внимательно прочитать его. Затем авторы приехали в область, провели несколько семинаров. Участие в экспериментальном курсе было добровольным - первоначально в него включились 24 школы. Но затем с просьбой об участии обратились еще 10. Сегодня новый курс ведут 74 преподавателя, слушают 1350 одиннадцатиклассников. В конце учебного года выпускники напишут письменную работу, пройдет итоговая конференция учителей, на которой они выскажут свои замечания и предложения авторам учебника.

Сегодня, когда само слово "патриотизм" многими воспринимается как устаревшее, его невозможно формировать в лоб: нельзя развесить плакаты "Любите Родину!" и думать, что этого достаточно, считают авторы курса. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам - значит разрушать собственное будущее. Это авторы нового предмета и стремятся донести до молодых людей - граждан новой страны с тысячелетней историей.

А гражданином быть обязан

Какие школьные курсы сегодня формируют гражданскую позицию юного россиянина? Отчасти разговор об этом идет на уроках истории и обществознания, отчасти - на уроках регионального компонента, в столице это "Москвоведение", в Петербурге - "История и культура Санкт-Петербурга", в других регионах - уроки краеведения. Курсов, подобных новому, в школьных и вузовских программах сейчас нет. Между тем в учебных программах дореволюционной российской гимназии курс "Отечествоведение" был. Он давал представление о том, как формировалось единое государство, каковы национальные различия населяющих его народов, чем богаты земли, знамениты промыслы и своеобразны культурные традиции.

Как учат патриотизму за рубежом

Наиболее близкие аналоги нового школьного предмета - учебные курсы колледжей и университетов за рубежом. В США это American Studies, в Канаде - Canadian Studies, в арабских странах - Arabian Studies и т.п. Причем учебные центры с этими программами создаются и за рубежом для продвижения этических, культурных и интеллектуальных ценностей своей страны за ее пределы. К примеру, ресурсные центры American Studies возникли за последние годы на Украине и в Белоруссии. Центры Arabian Studies создаются в регионах мира, частично населенных мусульманами, и т.п.

Вот как определяет свою миссию программа изучения Америки Университета Южной Калифорнии: "Запад ХХI века, в отличие от Запада мифов и прошлого, будет управляться не теми, кто быстрее выхватывает оружие или способен контролировать водные ресурсы, а теми, кто лучше других сумеет слушать и понимать богатую смесь языков, ритуалов и историй, которая и представляет собой Запад и Соединенные Штаты как нечто цельное".

http://inauka.ru/education/article50624.html?ynd

29.10.2004


Док. 396473
Перв. публик.: 29.10.04
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 421

  • Чубайс Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``