В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Бланк: при хорошем управлении даже наказанный может быть счастлив Назад
Владимир Бланк: при хорошем управлении даже наказанный может быть счастлив
Владимир Бланк - совершенно новый человек для администрации Санкт-Петербурга, несмотря на то, что за плечами этого 36-летнего управленца уже достаточно профессиональных успехов, он все еще темная лошадка для Северной столицы. А в Пскове о нем знают многие, но относятся по-разному. Те, кто работал вместе с Бланком, по большей части сожалеют о его уходе, а в принципе, как о каждом, кто работает и что-то созидает, говорят всякое. Мы встретились с Владимиром Викторовичем всего через неделю после официального назначения. Предлагаем вашему вниманию первое интервью Владимира Бланка в качестве председателя Комитета по экономике, промышленной политике и торговле г. Санкт-Петербурга, которое он дал Псковскому агентству информации.


Владимир Викторович, Вы уже освоились на новом месте? Чувствуете ли разницу между банком и администрацией?
Думаю, что уже освоился. Что касается разницы, то она состоит в двух понятиях: публичности и дефиците. Работа в банке не требует публичности, а в администрации она обязательна. В администрации в дефиците деньги, но больше времени для принятия решения, в банке больше денег, но значительно меньше времени для принятия решения.
В Промстройбанке Вы проработали всего год, что удалось сделать за это время?
За этот год была сформирована действующая коммерческая дирекция, которая занимается обслуживанием, в первую очередь, корпоративной клиентуры, значительно выросла прибыль, сильно выросли активы. Причем, это новое подразделение, которое должно заниматься бизнесом ПСБ на Северо-Западе. До этого северо-западные филиалы входили в состав дирекции регионального развития.
Вы с сожалением расставались с банком?
Да, с большим, потому что мы показывали хорошие результаты, потому что была создана прочная основа для мощного развития, потому что многое еще предстояло сделать. Думаю, что если руководство банка сочтет нужным и откроет цифры, то будет виден наш рост. У меня был сформирован прекрасный, работоспособный коллектив, люди, которые много что умеют, и мы расставались с друг другом с грустью и уверен, что с искренней.
Владимир Викторович, кто будет Вашим преемником и сможет ли он, на Ваш взгляд, продолжить то дело, которое уже начато?
Объявление кандидатуры - прерогатива председателя Правления. Я могу сказать, что уверен в своем преемнике и в его эффективной работе.
В Правительство Санкт-Петербурга вошло два представителя от ПСБ, что активно комментируется СМИ, а как прокомментируете этот факт Вы сами?
Наверное, я не могу вчистую считаться представителем ПСБ, потому что проработал в нем всего год. Но если комментировать сам факт, то, на мой взгляд, это оценка работы самого банка, его роли в регионе.
В Вашей биографии есть работа в банках, муниципалитете, заводе, государственной власти, Вы достаточно часто меняли место работы. Хорошо ли это?
Я везде был занят по большому счету одним и тем же делом. Я везде занимался управлением конкретными предприятиями, а разница была только в отраслевом характере. Например, завод Пластпром работал в сфере строительных материалов, завод Протек - в машиностроительной отрасли, в администрации области мне был доверен экономический блок. И везде я работал менеджером, поэтому считаю, что профессии не менял. Причем практически везде в мои задачи входил антикризисный менеджмент, то есть необходимо было что-то быстро предпринять, чтобы предприятие смогло выжить и продолжить развитие.
Кризис проходил, Вам становилось неинтересно? Поэтому работу меняли на следующую, один кризис на другой?
Мне кажется, на самом деле 90-ые годы - это было то время, когда год шел не за два, не за три, а за пять. Посмотрите, какие гигантские процессы произошли за то время. Поэтому все, с одной стороны, в деловом смысле росли очень быстро, но быстро и умирали, поднимались и опускались. Я абсолютно уверен, что уже сейчас невозможно, будучи студентом, быть директором филиала банка, невозможно делать такой скачок. А в моей биографии такой факт был. Но в начале 90-х это было нормально. Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу, что это никак не относится к характеристике лично меня, это относится к характеристике времени, когда, если ты работаешь медленно, то у тебя ничего не получается. А все эти годы я работал менеджером, просто на разных постах, мой основной инструмент - это умение работать с людьми, законодательство, финансы.
Какова вероятность того, что если Вам перестанет быть интересно, например, на сегодняшней работе, Вы уйдете?
Это зависит от губернатора. Хороший менеджер может заставить работать всех, по крайней мере, мотивировать на работу, на результат. Матвиенко - хороший менеджер.
Владимир Викторович, где Вам было работать наиболее интересно?
Здесь сложно сравнивать. Каждый раз было по-своему интересно. Почему я говорю, что не надо обращать внимание на столь частую сменяемость работ. Это были похожие по технологии задачи, но в разных отраслях. Но более всего я был счастлив на заводе в Великих Луках. Это было настоящее творчество и настоящая борьба за выживание предприятия и тебя как специалиста. Вспомните 98-й год. Я пришел на завод, который до кризиса продавал почти на 1 миллион долларов продукции в месяц. А после кризиса стал продавать на 80 тысяч. Это было настоящее дело, творческая работа, борьба. В итоге предприятие полностью вышло из кризиса, реализовало несколько крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов и сегодня это одно из лучших предприятий Псковской области.
То есть, чем сложнее, тем Вам лучше?
А всем так, наверное. Человеку свойственно в случае наличия сопротивления прикладывать больше усилий.
К какому виду сложностей Вы бы отнесли уголовные дела, которые были возбуждены в отношении Вас, и как они влияют при приеме на работу?
Не знаю. Безусловно, при принятии на работу, особенно на государственную службу, каждый человек проходит проверку. Напомню, в 1999 - 98 году я был обвиняемым по уголовному делу по неуплате налогов с организации, которое было закрыто после 23-х месяцев следственных действий по реабилитирующим обстоятельствам. Так что я не был судим, и сегодня у правоохранительных органов, насколько мне известно, ко мне вопросов нет.
Да, а псковский облпрокурор говорит, что Вы один из не многих, кто понимает важность закона. И все-таки, это было политическое дело?
В какой-то степени, как и все в то время. Но если еще и вспомнить вторую половину 90-х годов, то можно только ужаснуться той неразберихе в законодательстве, которая существовала тогда.
Как государственная служба в Пскове может помочь в Вашей работе сейчас?
В первую очередь, это опыт. Здесь я благодарен губернатору Псковской области Евгению Михайлову. Считаю его в каком-то смысле своим наставником, потому что опыт, который я получил, работая с ним, для меня лично бесценен. Опыт государственной службы, понимания того, как работает государственная модель управления, понимание того, что политика - это действительно искусство возможного. Понимание того, что иногда компромиссы, эволюционный путь, пусть даже сложный и иногда неприемлемый для того, кто его выбирает, значительно лучше, чем революция. Плюс госслужба дала большой круг знакомств, связи и кругозор. Потому что когда ты работаешь на государство, ты видишь ту сторону, которая не всегда видна для гражданина и предпринимателя.
Оцениваете ли Вы свой деловой путь как карьерный рост?
В каком-то смысле да, но главное другое - я делаю это, потому что мне интересно, а не ради карьеры. Карьера может быть только по госслужбе. А в целом, все это была разная работа, интересная.

Наша справка: Владимир Викторович Бланк родился в 1967 году в городе Миасс Челябинской области, в возрасте 6 лет вместе с родителеями переехал в Псков. По образованию инженер, в 1993 году окончил с отличием Ленинградский механический институт. Также имеет второе высшее образование - юридическое, специализация "гражданское право". Работа с 1993 по 2001: филиал "ПсковАкоБанк" - директор, МФК г. Пскова - управляющий, ПО "НПН", Завод "Пластпром" - финансовый директор, Компания "Протек" - директор. С января 2001 по октябрь 2002 года - вице-губернатор Псковской области, отвечал за инвестиционную политику, государственное регулирование тарифов (цен) естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе области, лесопользования на территории области. В октябре 2002 года ушел в добровольную отставку в связи с переходом на новое место работы - в ОАО "Промышленно-строительный банк" на должность заместителя председателя правления. При этом В. Бланк остался советником псковского губернатора по экономическим вопросам на общественных началах и представителем от Псковской области в экспертном совете при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО. В октябре 2003 года назначен председателем Комитета по экономической политике, промышленности и торговле г. Санкт-Петербурга.

Владимир Викторович, что, на Ваш взгляд, сыграло главную роль при выборе именно Вас на должность председателя Комитета?
Это вопрос к губернатору, но мне кажется, что особенно повлиял мой опыт работы в самых разных отраслях. Именно опыт управленческой работы. Вообще, я считаю, что меня пригласили не как политика, а как менеджера-управленца, если хотите, антикризисного менеджера, задачи которого состоят в том, чтобы сформировать стратегию, работоспособный коллектив, наладить работу.
Вы хотите сказать, что финансово-экономический блок Санкт-Петербурга находится в кризисном положении?
Я хочу сказать, что та политика, которая существовала, является не совсем адекватной. Та политика, которая была при прошлой администрации, не совсем отвечает требованиям времени. В частности, отраслевая направленность, когда политика формировалась, не исходя из интересов города в целом, а только исходя из интересов отдельных отраслей - это неправильно. Плюс я абсолютно убежден, что финансово-экономический блок был в загоне, он не являлся генератором идей в силу сложившейся практики принятия решений. Среди отраслей, которые были приоритетными - теплоснабжение, городское хозяйство. Это тоже нужно и важно, но не в ущерб всему остальному.
На этой неделе губернатор Валентина Матвиенко назвала фамилии своих заместителей, членов Правительства города. Как Вы оцениваете команду, которую сформировала Валентина Ивановна?
Она отражает состав населения и представлены все интересы горожан.
Вы уже познакомились с коллективом, который Вам достался по наследству, как Вы его оцениваете?
Хорошо. Вполне работоспособный коллектив, очень много грамотных специалистов. В силу сложившейся практики работы в администрации, люди были недостаточно мотивированы на результат. Сейчас у них есть конкретная цель, которой они должны добиться: к концу этого губернаторского срока бюджет должен быть в два раза больше.
Будут ли кадровые перестановки в комитете?
Безусловно, но это все будет плановом порядке, без кадровых чисток. При первой встрече со своими сотрудниками я обозначил задачи, которые перед нами стоят, а теперь все подразделения должны представить свои соображения, как они смогут эту задачу выполнить. По итогам этого понимания и будут приниматься решения. С учетом мотивации и квалификации.
А если Вы и Ваш коллектив не выполнят поставленной задачи?
Тогда как менеджер я не выполнил свою задачу и, очевидно, что меня и коллектив нужно будет отправить в отставку. Вот что это будет означать.
Как Вы намерены балансировать среди различных интересов, учитывая, что Вы в Санкт-Петербурге человек новый?
Установлением правил игры. Мы провозгласили программу для комитета по экономике. Цель деятельности на этот избирательный период - удвоение доходов бюджета. Мы намерены добиться этого следующим путем: первое - стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития, потому что накачать бюджет деньгами можно быстро, вопрос - что будет потом. Как известно, если ввести слишком большие налоги, то экономика рухнет. Второе - оптимизация расходов, повышение доходов и создание благоприятных условий для бизнеса. Как мы это сделаем? Для того, чтобы сегодня оптимизировать расходы, мы воспользуемся четырьмя основными инструментами: необходимо отказаться от тех функций, которые администрация города не должна исполнять. Например, много коммерческих функций в коммунальной сфере, в транспорте, градостроительстве.
То есть Вы готовы отдать это в частные руки?
Да. Более того, это наша программа. Отказаться от того, что город делать не должен. Администрация не должна мешать развиваться бизнесу, который платит налоги. Второе, что мы сделаем - введем тотальную стандартизацию, как оказываемых услуг, так и их объемов выполнения. Что это означает? Это означает, что мы введем норму на транспортные услуги, на коммунальные услуги, услуги образования. То есть существует стандарт качества жизни, который формулируется в простых вещах. Администрация города должна вести свою политику так, чтобы, например, любой горожанин получал медицинское обслуживание в виде экстренной помощи за 15 минут, до центра города добирался не более чем за 20 минут, чтобы милиция приезжала за 5 минут. Это распространенная в мире практика и, по большому счету, это единственный способ управления большим хозяйством. Именно из таких представлений и получаются стандарты обслуживания. И уже они являются правилами игры. Нельзя будет закачать в ту или иную отрасль денег больше, чем нужно. Это упростит политический процесс, хотя не снимет его накал.
Традиционно люди привыкли, что за те или иные отрасли отвечает государство. Они будут бояться, что передача их в частные руки может привести к развалу, той же коммуналки?
Не надо делать революций в сложном хозяйстве. Надо взвешенно принимать хорошо продуманные решения, а потом их реализовывать. Если город отзывается от каких-либо функций, то, на мой взгляд, он должен это делать в течение длительного времени, исходя из имеющихся возможностей. Пример Китая, реализации долгосрочных планов или Европейского сообщества, когда реализуются планы приватизации отдельных отраслей. То же самое и здесь.
Там, куда приходит бизнес, ставки растут, и никто, кроме государства, себе в ущерб у нас не работает?
Так и будет. За все надо платить полную стоимость. А вот у нас есть категория граждан, которая не может оплатить эти услуги, тогда бюджет должен их дотировать. Но бюджет должен дотировать только их, непосредственно им выдавая деньги. А не так, как это сейчас происходит, когда государство фактически дотирует богатых. Сегодня от себестоимости коммунального обслуживания оплачивается где-то 30 % и это все пропорционально площади занимаемого жилья. Если вы живете в коммуналке, то вы платите 30% от стоимости, а тот кто живет на площади 300 кв.м тоже платит 30 %, хотя он в состоянии заплатить и больше. Надо оказывать услуги по полной стоимости, а те, кто не способен оплатить их по объективным причинам, должны получать денежные дотации. В Санкт-Петербурге такая система есть. Центр коммунальных платежей вполне способен с этим справиться. Вопрос только в том, чтобы это взять за правило и неукоснительно его выполнять.
Что значит долгосрочная программа, на сколько она рассчитана?
Главный в городе губернатор и мы сейчас можем точно планировать минимум в пределах 4-х лет, строить тактические планы, плюс при утверждении генерального плана развития города фактически будем закладывать программу на 15 - 20 лет. Это все не будет мгновенно. Это медленные инерционные процессы, но бюджет, как наиболее четкий индикатор, почувствует это довольно быстро.
В администрации Санкт-Петербурга Вы будете работать как политик или как экономист?
Я считаю, что в администрации Санкт-Петербурга я буду больше работать как менеджер, который управляет командой специалистов, способных эффективно решать поставленные задачи для развития города с большим потенциалом и нереализованными возможностями.
Удачи Вам, Владимир Викторович
Спасибо.

Губернатор Псковской области Евгений Михайлов: Желаю Владимиру Викторовичу удачи и успехов на его новом посту. Санкт-Петербург динамично развивается, а значит, здесь есть, где развернуться и показать свои способности, но это совершенно другие масштабы, а потому и гораздо большая ответственность. На мой взгляд, работая на посту вице-губернатора Псковской области, Владимир Бланк показал себя как грамотный, профессиональный и перспективный управленец. Надеюсь, что и дальше наши контакты и взаимодействие с Владимиром Бланком будут продолжены.

Директор холдинга "NPN" Игорь Савицкий: Я очень хорошо знаю Владимира Бланка. 3 года, с 1995 по 1998-й он был финансовым директором холдинга "NPN". Владимир Бланк молодой, энергичный и очень квалифицированный специалист в области финансовой деятельности и бизнеса. У него за плечами большой опыт работы в государственных структурах. Владимир Бланк обладает высокими профессиональными качествами, которые еще раз подтверждают и то, что до недавнего времени он занимал высокую должность в ОАО "Промстройбанк". Работа Владимира Бланка в администрации Санкт-Петербурга выгодно подчеркнет новый экономический курс, направленный Валентиной Матвиенко на дальнейшее развитие Северной столицы. Мне очень приятно, что псковичи добиваются таких высоких и ответственных постов.

Генеральный директор ООО "Компания Протек" Сергей Егоров: Владимир Бланк пришел в Компанию Протек в сложный период. И положительную отдачу от его работы переоценить трудно. Относительно профессиональных качеств: он обладает знаниями широкого спектра и большой эрудицией. Кроме того, Бланк умеет быстро реагировать на происходящее и принимать ответственные решения. Это - ценные качества. При этом, если он знает, как решить проблему, работает его профессионализм. Если не знает - работает умение анализировать и определять, с какой стороны нужно подходить к вопросу. Бланк - из редкой категории людей, способных оценить проблему. Если говорить о человеческих качествах, то Владимир Бланк - интеллигентный человек, который однако способен принимать порой жесткие, но оправданные решения. Он может наказать человека так, что тот будет при этом счастлив. Это хорошее качество управленца. После работы в Компании Протек Бланк пошел "вверх". Но высокие "чиновничьи" кресла не наложили отпечаток на личность Владимира Бланка, что показывает ее целостность. Он остается простым и интересным в общении человеком. Это тоже важное качество. Главное мое пожелание - чтобы его профессиональные и личностные качества способствовали успешной работе. Могу сказать, что продолжение наших деловых отношений будет приносить безусловную пользу.

Из программных заявлений комитета по экономике г. Санкт-Петербурга:
В экономике Петербурга, есть только две ключевые проблемы - бедность и демография. Бедность - как несоответствие реальных доходов у значительной группы населения минимальному прожиточному минимуму, обеспечивающему простое воспроизводство человеческого потенциала. Демографические проблемы, состоящие в депопуляции по количеству населения и деградации по качеству. Причем если естественная убыль населения Петербурга отчасти компенсируется за счет миграции, то деградация уже выражается во все нарастающем несоответствии качества населения экономическим задачам, стоящим перед обществом. Бедность и демографические проблемы взаимосвязаны: у нас плохая демография потому, что мы бедны и мы как общество никогда не станем богатыми при такой демографической ситуации.
Важнейшей задачей в такой ситуации для города является увеличение доходов бюджета в реальном выражении. Поэтому, формируя команду, губернатор обозначила цель - удвоение бюджета за три года, что станет основной деятельности Комитета ЭРППТ на ближайшие годы. По нашему мнению, этого можно достигнуть за счет решения задач:
1. Стратегическое, долгосрочное планирование для обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики города
2. Оптимизации расходов бюджета
3. Повышения доходов
4. Обеспечения комфорта для бизнеса в городе
Последняя задача - самая важная, так как именно она создает условия для первых трех.
Говоря о стратегическом планировании, мы подразумеваем, что на долгосрочный период должны быть разработаны:
- прогноз демографической ситуации и главное баланс трудовых ресурсов
- зонирование территории города по функциональному назначению и политика стоимости земли
- топливно-энергетический баланс
- долгосрочная налоговая, тарифная и бюджетная политика
По нашему мнению критерием, индикатором успешности всей деятельности
должен стать рост стоимости земли и недвижимости в городе. Стратегический план должен быть экономической основной для Генерального плана города.
Мы предполагаем осуществить оптимизацию, но не сокращение расходов бюджета, за счет следующих основных инструментов:
- отказ от функций, которые город не должен выполнять или финансировать
- введения социальных стандартов потребления городских услуг и стандартов оказания услуг
- тотального применения конкурсных процедур при осуществлении городских закупок
- оптимизация системы управления городом и городским хозяйством
Для увеличения доходов бюджета важнейшим инструментом является повышение доходов от земли и роста стоимости недвижимости, реальная легализация доходов, повышение эффективности управления государственной собственностью.
Для решения данной задачи необходимо, в первую очередь, устранить административные барьеры для общего, прозрачного, недискриминационного доступа бизнеса к ресурсам: земля, недвижимость, городские закупки. При этом комфортные условия не состоят в преференциях для того или иного бизнеса - это общие, понятные правила и главное - соблюдаемые, в первую очередь, самой властью.

Материал подготовила Варвара Романова.


http://pln.ru/interviews/10186.html

Док. 396369
Перв. публик.: 06.11.03
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 348

  • Бланк Владимир Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``