В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Борисов: `Партии перестали быть игрушкой для богатых и превратились в сложный политический механизм современной России...` Назад
Игорь Борисов: `Партии перестали быть игрушкой для богатых и превратились в сложный политический механизм современной России...`
В 14 субъектах РФ закончился прием списков кандидатов и документов от партий для участия в выборах в региональные законодательные органы государственной власти по обновленному избирательному законодательству. Редакция "Русского журнала" попросила прокомментировать это событие председателя совета Российского общественного института избирательного права Игоря Борисова.



"Русский журнал": В начале февраля 2007 года во всех 14 субъектах РФ закончился прием списков кандидатов и документов от партий для участия в выборах в региональные законодательные органы государственной власти по обновленному избирательному законодательству. Какое значение имеет это событие для оформления публичного политического пространства в России?

Игорь Борисов: Факт регистрации списка кандидатов от партии избирательной комиссией в качестве участника избирательного процесса - это больше чем формальная процедура исполнения требований закона. В России, может быть как ни в какой другой цивилизованной стране, предъявляются достаточно жесткие, но вполне оправданные требования к процедуре регистрации партий и регулирования их деятельности, в том числе в период проведения избирательных кампаний. Это обусловлено рядом обстоятельств, в том числе отсутствием устоявшегося опыта демократического существования в современной России и наличием серьезных вызовов со стороны сепаратистских, националистических и террористических сил.

Поэтому партия (ее региональное отделение), преодолевшая первый серьезный шаг любой избирательной кампании - регистрацию в качестве участника избирательного процесса, автоматически попадает в "рейтинговый лист" электоральной оценки потенциальных политических лидеров. Бренд партии начинает "звучать" с телеэкранов и страниц печатных СМИ, партии попадают в еженедельные электоральные рейтинги и прогнозы на результат голосования. Как следствие, партия закрепляет свои позиции в политической системе общества.

Необходимо заметить, что для партий "второго эшелона", не претендующих на парламентское большинство, участие в региональных выборах по своему эффекту воздействия на российский электорат в целом может быть приравнено прохождению партии (допуску к распределению мандатов) в парламент того или иного субъекта. То есть сегодня все партии, которые участвуют в региональных избирательных кампаниях, работают с прицелом на очередной федеральный цикл выборов, который, естественно, начнется не с белого листа. За каждой партией будет стоять определенная электорально-кредитная история.



РЖ: Многие региональные отделения известных партий не имеют либо имеют слабое отношение к головному партийному "офису". Получается, что на местном уровне мы имеем тривиальный политический, никак реально не связанный с существующей на федеральном уровне партийной идеологией?

И.Б.: Если отталкиваться от понятия "партийная идеология" (система взглядов, идей, представлений, характеризующих ту или иную политическую партию), то достаточно трудно найти индивидуальную партийную идеологию среди 33 политических партий, зарегистрированных "Росрегистрацией" на конец декабря 2006 года, за исключением, может быть, нескольких из них.

С другой стороны, говорить о слабой связке "регион - центр" не приходится. Списки кандидатов в региональные парламенты, используя технологию "паровоза", возглавляют политики и общественные деятели федерального масштаба: у единороссов это, как правило, губернатор, депутаты Госдумы, члены высших руководящих органов партии. Списки СПС возглавляет лидер партии Никита Белых. У "Народной воли" - Сергей Бабурин.

Сегодня можно говорить о другой политической тенденции на региональном уровне - о попытке губернаторов включить в орбиту своего влияния политические партии, действующие в субъекте. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, возросло влияние региональных легислатур на политическую жизнь субъекта. Во-вторых, легислатуры стали формироваться по смешанной либо чисто пропорциональной системе (11 марта выборы по пропорциональной системе пройдут в Дагестане, Санкт-Петербурге и Тюменской области), в которых главенствующую роль начинают играть политические объединения. В-третьих, губернаторы, лишившись прямых выборов, пытаются заручиться политической поддержкой у себя в субъекте и расширить свое влияние на политические объединения граждан в регионе во всем политическом спектре. Причем порой используют в этих целях и свой административный ресурс.

Помимо электоральной поддержки в своей вотчине губернаторы через региональные отделения партий пытаются обеспечить лоббирование своих интересов (в том числе и по продлению мандата) в центральных органах партии, которые сегодня возглавляют политические тяжеловесы общероссийского масштаба. В этих условиях региональным отделениям приходится выстраивать свои идеологемы с учетом требований центра и пожеланий местных властей.

Поэтому то, что со стороны воспринимается как региональный политический бренд-менеджмент, имеет совершенно другие корни и происхождение.



РЖ: Помимо этого многие региональные отделения партий не могут выполнить формальные требования избиркомов. Что это - проявление невежества в области избирательного законодательства, низкий уровень партийный дисциплины или результат незрелости политических партий?

И.Б.: Это результат современного массового партийного строительства. "Массового" не в смысле вовлечения в ряды партии широких масс, а в смысле количества партий: в 90-х каждый уважающий себя олигарх (группа олигархов, крупная компания) должен был иметь партию.

Это кризис роста политических партий, результат превращения количества в качество. Партии превращаются из некоего модного политического атрибута в действенную политическую силу (со своими партийными подразделениями и методами работы).

В период начала структуризации современной российской политической системы партии стали выполнять роль атрибута "делового человека" с федеральными амбициями, так же как дорогой автомобиль, яхта, дача на южном побережье Испании. До принятия закона "О политических партиях" в 2001 году в России насчитывалось 198 общероссийских (!) политических объединений. Примерно столько же россиян к этому времени относили к богатым людям планеты. Однако, как выяснилось, содержать партию гораздо труднее, сам проект далеко не прибыльный.

С изменением избирательного законодательства, формализацией процедур, ужесточением контроля со стороны государственных органов и избирательных комиссий партия перестала быть игрушкой для богатых, а превратилась в сложный политический механизм современной России, который требует к себе профессионального подхода. Времена дилетантов прошли. Сегодня во всех сферах общественных правоотношений мы хотим видеть профессиональный подход, а в каждом специалисте - профессионала. Партия, которая не может обеспечить себя грамотными юристами, консультантами, не выдержит естественного отбора и канет в Лету.

Конечно, при всем этом нельзя сбрасывать со счетов и ошибки (преднамеренные или случайные), допускаемые еще сегодня организаторами выборов в ходе регистрации участников избирательного процесса. Но, чтобы их исправить, у нас есть два "страховых пояса" для восстановления своих попранных избирательных прав: по линии избирательных комиссий, вплоть до ЦИК России, и по судебной линии -вплоть до Европейского суда по правам человека.



РЖ: Кто выиграет большие дивиденды от реформы избирательной системы: власть, четко обозначившая правила участия в партийно-политической жизни, или так называемые оппозиционные партии, создающие за счет этой ситуации образ неправедно обиженных властью?

И.Б.: Никто. Точнее, проиграют все. Вопрос, кто больше.

Те изменения, которые были внесены в избирательное законодательство Государственной думой 4-го созыва, если не считать технических правок, были внесены парламентским большинством в лице "Единой России". Казалось бы, эти поправки должны работать на "Единую Россию". Однако давайте разберемся.

Во-первых, единороссы много проиграли в имидже, получив в ответ на свои "предвыборные" поправки шквал критики не только от широкой общественности, но и от лица организаторов выборов. Что связано не столько с содержательной частью поправок, а с отсутствием пропаганды (политической рекламы), разъясняющей, на что эти поправки направлены.

Во-вторых, ни одна концептуальная поправка (изменение избирательной системы со смешанной на пропорциональную, отмена порога явки, отмена графы "против всех"), по мнению аналитиков и социологов, не прибавит голосов "Единой России", а, наоборот, поможет получить места в парламенте партиям, которые никогда не прошли бы туда по чистой мажоритарной системе.

В-третьих, с одной стороны, "Единая Россия" перманентным изменением избирательного законодательства демонстрирует своим политическим оппонентам свой трепет перед грядущими электоральными боями. С другой, мы видим отсутствие плановости внесения поправок, что может свидетельствовать о поиске оптимальной избирательной системы для современной России, а не для конкретной партии. Например, поправка, связанная с отменой юридического ценза для членов ЦИК России, будет действовать для претендентов всех партий, а не только "Единой России".

В-четвертых, ужесточением требований к процедурам регистрации и деятельности политической партии были расчищены фланги, занимаемые маргинальными партиями, электорат которых ни при каких обстоятельствах не перейдет к "партии власти".

Оппозиционные партии в результате реформирования избирательного законодательства, кроме перечисленных выше плюсов, получили "строгое предписание" о порядке поведения в электоральном цикле и в промежутках между выборами. Проблема в одном: прочитать его до конца и научить свои партийные организации придерживаться его требований. Однако, как показывают проходящие региональные выборы, для некоторых партий эта проблема оказывается непреодолимой.

Таким образом, в результате поиска оптимальных путей участия населения в управлении делами государства и проводимых реформ избирательной системы должно выиграть государство и общество в целом.



РЖ: Как поведут себя партии, местным отделениям которых будет отказано в регистрации? Не станет ли идея бойкота мартовских выборов, с прицелом на думские, их главным лозунгом?

И.Б.: Такие действия будут выглядеть как предсмертное завещание: если сам не смог - хоть кого-нибудь напутствовать. Тем более что такие попытки в практике российских выборов уже предпринимались, но результативными их назвать нельзя. Сегодня, в отсутствие порога явки, призывы к бойкоту не будут иметь никакого положительного эффекта и юридических последствий. Можно, конечно, порассуждать о легитимности избранной власти, о доверии народа представительному органу, избранному меньшинством населения и т.п.

Однако российская и зарубежная практика организации и проведения электоральных процедур знала случаи, когда выборы признавались состоявшимися и при явке менее одной четвертой населения, а власть признавалась и легитимной, и законной. Более того, легитимность власти определяется не числом голосов, отданных за нее, а признанием этой власти избирателями и международным сообществом. Процедура легитимации, в отличие от легализации, осуществляется совершенно по другим критериям и канонам.

На мой взгляд, в случае неправомерного отказа в регистрации необходимо использовать все законные методы для восстановления партии в качестве участника избирательного процесса и по линии избирательных комиссий, и в судебном порядке. Кстати, так себя и повели в текущей кампании КПРФ и СПС, которым отказали в регистрации в Тюменской области и в Дагестане, и партия "Яблоко", которой отказали в регистрации в Санкт-Петербурге. Хотя, надо заметить, далеко не всегда избирательные комиссии бывают неправы.



Беседовала Любовь Ульянова

1 февраля 2007 г.
http://www.russ.ru/politics/interview/partii_perestali_byt_igrushkoj_dlya_bogatyh_i_prevratilis_v_slozhnyj_politicheskij_mehanizm_sovremennoj_rossii

Док. 396297
Перв. публик.: 01.02.07
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 435

  • Борисов Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``