В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Выдержки из выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Российском исламском университете. Назад
Выдержки из выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Российском исламском университете.
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемый Минтимер Шарипович, уважаемые коллеги, несколько слов в начале разговора.

Очевидно, что в такой большой и многонациональной, многоконфессиональной стране, как Россия, самое пристальное внимание должно уделяться проблемам духовного образования. Именно этот вопрос стоял несколько дней назад во время встречи Президента нашей страны с лидерами мусульманской уммы. И в результате этого разговора, в том числе его продолжением сегодня является и наша встреча. Президент встречу провел и предложил продолжить эти консультации, для того чтобы мы могли осмысленно двигаться вперед.

Очевидно, что диалог религии и культуры - это непременное условие единства российской нации, общественного согласия, наличия суверенитета. И мы понимаем, что все мировые религии основаны на фундаментальных ценностях добра, справедливости, миролюбия и милосердия. И ни одна мировая религия не имеет ничего общего с попытками противопоставить людей по религиозному, национальному признаку.

Я думаю, что вы лучше других понимаете, какую значимую роль в формировании толерантной среды в нашем обществе играет преподавание знаний о религии. Такое просвещение - это совместная задача и государства, и религиозных объединений, и отечественной системы образования. Речь идет и о таких предметах, как история религии, религиоведение, и, конечно, о преподавании в духовных учебных заведениях.

Не секрет, что система исламского образования за годы советской власти была практически полностью разрушена. В бывшем Советском Союзе имелось только два полноценных исламских учебных заведения: медресе в Бухаре и Ташкентский институт. С начала 1990-х годов подготовка служителей мусульманских религиозных организаций осуществлялась в значительной мере за рубежом без достаточной координации со стороны российских управлений мусульман. При этом произошел стремительный рост мусульманских религиозных объединений - более чем в 4 раза. По нашим данным, с 870 местных организаций в начале 1990-х годов до 3700 в наши дни. При этом открытие новых мечетей привело к острой нехватке служителей, чей уровень духовной образованности отвечал бы требованиям современной жизни.

Сегодня в России уже более 50 исламских образовательных заведений, включая медресе, институты и университеты. Среди созданных по инициативе духовных управлений мусульман образовательных учреждений можно выделить и Российский исламский университет в Казани, где мы находимся, Московский исламский университет и ряд других. Однако пока не столь велико количество их выпускников и не все они находят себе место в религиозных организациях. Есть определенные проблемы с получением лицензии на право ведения образовательной деятельности. Только 19 учебных заведений прошли лицензирование, остальным еще предстоит эту процедуру пройти. Я думаю, что это - текущая проблема, ее мы сможем преодолеть. В связи с этим также хотел бы отметить (что является важным): уже принят государственный образовательный стандарт по специальности "Теология". Образовательные программы по исламской теологии в соответствии с этим стандартом реализуются пока в пяти негосударственных высших учебных заведения. Но это только начало.

Кроме того, реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного образования (прежде всего мусульманского). Она нацелена на оказание помощи духовным управлениям мусульман в подготовке их представителей по светским программам, связанным с историей культуры ислама. Такая подготовка на бюджетной основе идет в шести российских государственных вузах. И в Татарстане (насколько я знаю) в этом участвует Государственный гуманитарно-педагогический университет.

Правительство недавно одобрило представленный Минобрнауки план по подготовке специалистов с углубленным знанием истории культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействия в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведениям. В соответствии с этим планом государственные вузы заключают с исламскими образовательными учреждениями договоры о сотрудничестве, разрабатывают методические пособия и программы. Формируется основа для дистанционного обучения, что очень важно в условиях такой большой страны, как Россия.

И сегодня речь идет уже о создании всероссийского интернет-портала для обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Считаю правильным и предложение о предоставлении духовным учебным заведениям права аккредитовать свою образовательную программу по государственному стандарту. Вы знаете, у нас серия совещаний на эту тему проходила. Об этом же был разговор у мусульманских лидеров с Президентом Российской Федерации. И, конечно, это очень важно, имея в виду перспективу выдачи дипломов государственного образца. Я бы хотел вас проинформировать о том, что это решение принято, оно касается всех духовных образовательных учреждений (и мусульманских, и православных), и завтра предполагается, что соответствующий законопроект будет рассмотрен в первом чтении Государственной Думой. Это - серьезное событие.

Рассчитываем, что серьезную просветительскую и образовательную миссию выполнит и недавно созданный благотворительный Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Конечно, у каждой религиозной общины есть свой опыт духовного воспитания. Поэтому очевидно, что крайне важным является обмен таким опытом между высшими учебными заведениями традиционных для России конфессий и, конечно, его использование на благо всех граждан нашей страны.

В заключение хотел бы сказать, что мусульманское сообщество в России всегда играло самую активную роль в государственной, общественной и культурной жизни нашей страны, верой и правдой служило отечеству и в полной мере проявляло свой гражданский долг. Ничто не изменилось, и сегодня, в наши дни, мы совместным трудом укрепляем Россию, основываясь на ее многовековых, передающихся из поколения в поколение традициях добрососедства и взаимоуважения. Все это неоднократно проверялось на прочность, и государство высоко ценит открытый диалог с представителями нашего ислама. Один из его результатов, и самый главный результат, это тот межконфессиональный мир, который существует в нашей стране. И в этом есть и ваша большая заслуга, заслуга всех присутствующих.

Это некоторые вводные слова, которые мне бы хотелось сказать.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Сразу хочу сказать, что, на мой взгляд, все поднятые вопросы и все существующие проблемы вполне разрешимы. Нет ничего такого, что бы потребовало какой-то революции. Это - наша текущая работа. И очень хорошо, что такого рода контакты, такого рода консультации сегодня для нас уже являются повседневной практикой. Без них государство не смогло бы принимать те решения, которые за последнее время приняты.

Я считаю, что решения, скажем, по аккредитации образовательных курсов и, как следствие, о выдаче дипломов государственного образца для системы религиозного образования в нашей стране являются фундаментальными, очень важными.

Теперь в отношении тех проблем, которые были затронуты. Естественно, что проблемы такие же, как вообще в образовательной среде: это кадры, финансы, жилье, упрощение тех механизмов, которые действуют. Это стипендии, лицензии и, наконец, в общем плане - это правовой статус самого религиозного образовательного учреждения.

По кадрам, я думаю, мы с вами едины. Совершенно очевидно, что сегодня уже ситуация не столь тяжела, как она была 10 лет назад. И наличие вот таких крупных исламских образовательных центров, как Российский исламский университет, другие университеты, конечно, выводит исламское образование на принципиально новый уровень в нашей стране. И это очень хорошо.

Теперь по источникам финансирования. Надеюсь, вы понимаете: ничего нового предложить не сможем. У нас с вами есть существующая система, которая, как и всякая система, требует оптимизации. Те договорные формы, которые существуют, - это уже хорошая штука. Мы будем их развивать и в рамках даже той деятельности, которая сегодня существует, будем совершенствовать эту работу.

Конкурсы на соответствующие гранты. Я думаю, что мы можем подумать о распространении этой конкурсной процедуры, существующей сегодня, в негосударственные образовательные учреждения. Потому, что в конечном счете нам же понятно (и для государства это - самое главное): важен качественный уровень образования, а не то - является ли образовательное учреждение государственным или негосударственным, светским или духовным. Не будем делать секрета из того, что зачастую из духовных образовательных учреждений, у которых, к сожалению, до последнего времени нет аккредитации, выходят более подготовленные специалисты (не только богословские специалисты, не только в области теологии, но и даже в области филологии, в области истории). Это люди, которые по-настоящему, по-серьезному учатся. Это игнорировать нельзя.

Есть, наконец, такие новые механизмы для нашего образования, для нашей социальной сферы, как целевой капитал. Это такой мировой опыт, когда создается специальный фонд для поддержки того или иного образовательного учреждения, социального учреждения. В этом случае средства, приходящие туда, прозрачны, понятны и используются на уставные цели. Кстати сказать, в таком ракурсе можно посмотреть и на конструкцию квот, о которых говорил уважаемый муфтий. Потому что законодательство в этой сфере у нас на сегодняшний день развивается. Я думаю, что если вы свои предложения передадите в письменной форме, то мы их изучим на предмет их реализации. Имею в виду существующий сегодня набор правовых конструкций и их совершенствования в нашем российском законодательстве.

Теперь в отношении жилья. Но здесь Минтимер Шарипович уже сказал все. Так что, я так понимаю, применительно хотя бы к исламскому университету решение есть. Но я почему об этом сейчас вспомнил? Вот эти фонды, и целевой капитал, и его возможные мусульманские аналоги могут использоваться, на мой взгляд, в том числе и на жилье для преподавателей, для муфтиев. Просто для того, чтобы эти проблемы решить.

Теперь по лицензиям. Я могу лишь в третий раз повторить, что министр самым внимательным образом этот вопрос рассмотрит. Но хотел бы, конечно, поддержать Андрея Александровича в том, что эти требования, которые предъявляются, носят формальный характер, они ко всем относятся: и к светским учреждениям, и к духовным. Поэтому, конечно, их желательно выполнять. Тогда лицензии эти будут продлеваться в автоматическом режиме. Там, я так понимаю, вопрос только в самих документах (представить и все). Как только это будет сделано, я надеюсь, что вы все решения примете, и все будет нормально.

Не могу не поддержать то, что было сказано Александром Владимировичем по поводу этих нюансов - очень важных для развития мусульманского образования и вообще для развития образования в нашей стране. Мы должны изучать разные языки. Поэтому изучение арабского языка вообще необходимо в нашей стране в целом. Но для богословского, для исламского образования - это тем более основное. Вопрос только в количестве квалифицированных преподавателей. Это всегда же основная проблема. Тем более для исламского образования это абсолютно необходимая вещь. И по степеням я тоже в принципе согласен с тем, что звучало.

Теперь в отношении федерального канала. Я абсолютно согласен, что представители традиционных конфессий могут и имеют право на то, чтобы выступать на федеральном канале. Это совершенно нормальная вещь. Нужно будет письмо подготовить на эту тему. Тем более я председатель в правительственной комиссии по взаимоотношениям с конфессиями. Так что адресат вам понятен, не только как первый вице-премьер.

Вот, наверное, основной круг вопросов, которые были затронуты. Минтимер Шарипович важные очень вещи сказал по поводу сохранения стабильности, мира, особенно в условиях предстоящих политических событий.

И закончить я хотел бы на одной, на мой взгляд, простой истине, которая сегодня для всех очевидна: нам нужны свои специалисты, свои богословы, свои подготовленные в России специалисты в области ислама, и российские муфтии, и люди, получившие образование в исламском университете. И государство, конечно, этим процессам будет помогать.

Спасибо вам и успехов.

http://www.rost.ru

12 ноября 2007 года

Док. 396286
Опублик.: 14.11.07
Число обращений: 1327

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``