В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Цыганок: `ДОВСЕ выгоден как европейским странам, так и России...` Назад
Анатолий Цыганок: `ДОВСЕ выгоден как европейским странам, так и России...`
"Русский журнал": На решение сената США о размещении систем ПРО в Польше и Чехии Россия отреагировала приостановкой своего участия в ДОВСЕ. Насколько это адекватная мера с военно-стратегической точки зрения?

Анатолий Цыганок: Если рассматривать сложившуюся ситуацию с военно-стратегической точки зрения, то очевидно, что на Западе неадекватно оценивают позицию России и оценку Россией угроз своей безопасности. На Западе существует одно мнение: основным гарантом безопасности является только НАТО. И только НАТО будет решать все проблемы с безопасностью. Поэтому, когда говорится о том, что Россия объявила мораторий на договор ДОВСЕ, это высвечивается только в одном плане: это противодействие НАТО или это вынуждение НАТО на уступки?

Фактически это не так. Если рассматривать все пространство безопасности России - да, действительно, в европейской части, на северо-востоке, существует угроза ненормализации отношений с Норвегией в границах Шпицбергена, в границах рыбной ловли. Это одна из угроз безопасности России.

Другой угрозой является незаконная миграция. Об этом, кстати, на Западе тоже говорят. Угрозой безопасности на юго-западе России является ситуация, которая складывается на Ближнем Востоке, поскольку Россия вынуждена учитывать беженцев и переселенцев из сектора Газа.

На южном направлении угрозой для России является незавершившаяся война США в Ираке. Россия обеспокоена тем, что эта война будет являться рассадником терроризма из этого региона. Кстати, частные организации Саудовской Аравии и Пакистана, которые спонсируют ваххабитское движение, исламских фундаменталистов, - именно с этой стороны.

Кроме этого, существуют угрозы России и с других направлений. Здесь, в первую очередь, Россию волнует Афганистан. И Россия делает все, чтобы оказать всяческое содействие операции НАТО, проводимой в Афганистане. Россия в 2001 году согласилась на развертывание базы США в Киргизии, военно-воздушных баз Франции и Германии на территории Таджикистана, поскольку она четко понимала, что своими силами сражаться не может.

Если взять Азиатско-Тихоокеанский регион, то угрозой безопасности России является непредсказуемая ситуация на Корейском полуострове, нерешенность проблем между Тайванем и материковой частью Китая, между Японией и Северной Кореей. Здесь значимо и то, что двадцать лет назад господин Шеварднадзе, не согласовывая с Верховным Советом, изменил конфигурацию морской границы, в результате чего США отошло более двадцати тысяч миль морской территории.

В этой связи, когда считается, что единственной структурой, способной повлиять на безопасность, является НАТО, мы на самом деле имеем дело с глобальным непониманием территориальной мощи России, для которой угрозы безопасности идут со многих сторон.

Главная проблема в том, что у России и НАТО нет единой трактовки понятий. Например, по-разному понимается "энергетическая безопасность". На Рижском саммите НАТО было сказано, в частности, господином Лугаром, сенатором-республиканцем из США, что недопоставки газа или нефти для одной из стран НАТО нужно считать нарушением ее безопасности. А Россия, как, кстати, и большая часть газо- и нефтедобывающих государств, под "энергетической безопасностью" понимает физическую безопасность от добычи до места доставки.

В итоге разница восприятий в оценке самого пространства безопасности вызывает переоценку роли НАТО, который считает, что он в состоянии решить все проблемы безопасности. Но НАТО не в состоянии взять на себя ответственность за безопасность России.

Кроме того, Россия, объявив мораторий на договор на 150 дней, подчеркнула, что весь блок ранее подписанных взаимосвязанных документов - начиная от Ташкентской конференции, Венской, Хельсинской встреч, Стамбульской и Рижской договоренностей - поставлен под сомнение. Россия пытается тем самым принудить НАТО понять ее обеспокоенность, а совсем не высветить свой настрой на конфронтацию с ним.

Я сегодня давал комментарии Лондонскому и Варшавскому радио. Мой английский оппонент сказал, что в Англии все видят настрой России на конфронтацию. Польский коллега заявил, что они уверены в немедленном (после объявления моратория) стягивании Россией танковых частей, бронетранспортеров и самолетов к западным границам. Но это ведь совершенно не имеет никакого отношения к действительности!



РЖ: Приостановка России участия в ДОВСЕ выглядит как попытка повлиять на позицию США. Есть ли у России еще какие-либо ресурсы, способные помешать размещению ПРО вблизи российских границ?

А.Ц.: Да, такие ресурсы есть. Во всяком случае, таким ресурсом является ОБСЕ. Ведь ОБСЕ, когда подписывались договоренности, включали в себя три корзины: безопасности, гуманитарную и права человека. К сожалению, за последнее время две корзины ОБСЕ фактически исключены из пользования, осталась только одна проблема о правах человека, в первую очередь нацеленная на критику поведения России в Чечне. Кстати, о возможности использования ОБСЕ как одного из ресурсов влияния России было сказано еще в прошлом году, когда были предъявлены рекомендации государств СНГ о пересмотре корзины ОБСЕ и планы их работ.

В последнее время Запад признает, что очень жесткая позиция России в Совете Безопасности все-таки вынудила Францию и Великобританию внести изменения в ранее подписанные рекомендации Совбеза по предоставлению независимости Косово. Это тоже касается безопасности России, так как аналогично косовской проблеме будет решаться проблема непризнанных Абхазии и Южной Осетии.

Поэтому объявленный мораторий в совокупности направлен не только на противопоставление двусторонним договоренностям Вашингтона и Праги, Вашингтона и Варшавы по размещению РЛС и ПРО, но и на призыв к Западу, чтобы вернуться к тем основам, которые были положены забытыми сейчас договоренностями тридцатилетней давности между НАТО и ОВД.

Если говорить о ПРО и противодействии ПРО, то Россия никогда не скрывала (об этом было открыто сказано, об этом знают в рамках совета НАТО, знают коллеги по антитеррористической борьбе): дивизии РВСН за Уралом были нацелены на западное побережье США, а дивизии РВСН в европейской части России были нацелены по пятидесятой параллели на восточное побережье США.

Поэтому установление локационной станции именно в Чехии и третий район ПРО в Польше действительно нарушают принцип стратегического равновесия. Это дает возможность американцам не только диктовать свою волю, но и более четко организовывать противоракетную оборону своей территории, поскольку из двух элементов - противоракеты и локационные станции - большую угрозу для России представляют радиолокационные станции. Последние позволяет в случае стратегического противодействия выполнить расчеты и создать математические модели полета баллистических ракет. А противоракеты в Польше фактически неспособны поражать ни гипотетические ракеты Ирана, ни гипотетические ракеты на встречных курсах с территории России.

Россия настаивает на признании неспособности НАТО обеспечить всеобщую безопасность. В последние полтора-два года Россия усилила дипломатический нажим по всем направлениям - в рамках ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС, Совбеза, ООН.



РЖ: Первоначально США обозначали в качестве цели размещения ПРО в Восточной Европе необходимость защиты от Ирана. Показывает ли сложившаяся сейчас ситуация (в частности, отказ США от совместного с Россией использования Габалинской ПРО), что истинной целью размещения ПРО в Восточной Европе является не Иран, а Россия?

А.Ц.: Во-первых, у Ирана нет таких ракет. Гипотетически они могут возникнуть через пять-шесть лет. Россия обладает баллистическими ракетами с дальностью семь-девять тысяч километров, которые действительно могут являться угрозой. Размещение элементов ПРО и локационных станций в Чехии и Польше направлены только против России.



РЖ: Не является ли ситуация вокруг американской ПРО для России поводом для выхода из ДОВСЕ?

А.Ц.: Я так не думаю. ДОВСЕ выгоден как европейским странам, так и России - если мы взаимно заинтересованы в повышении уровня безопасности на европейском континенте. Что предлагает Россия? Три, в сущности, разумные вещи. Во-первых, чтобы Латвия, Литва, Эстония, Словения и Словакия, которые в 1990 году являлись членами тех или иных государств, подписывавших договор ДОВСЕ 1990 года, когда уточнялись соотношения обычных вооружений между Варшавским договором и НАТО, вошли все-таки в адаптированный договор ДОВСЕ.

Второе, что предлагает Россия: "серые зоны", которыми являются балтийские страны, должны быть под каким-то контролем. Страны Запада заинтересованы в контроле над российской территорией, но и Россия заинтересована в контроле тех соединений и частей, которые находятся в Европе.

В-третьих: что случится через 150 дней, если Запад не пойдет навстречу и не рассмотрит эти вопросы, если не будет снята напряженность? Россия прекратит информировать страны Запада обо всех своих перемещениях, планах военных учений и перегруппировки войск. И еще. Россия не будет допускать на свою территорию иностранные военные делегации для контроля за выполнением договора ДОВСЕ.

Кстати, здесь есть очень любопытный момент. Уникальная ситуация абсурда: Латвия, Литва и Эстония, не подписав договор ДОВСЕ, как члены НАТО пользуются этим договором в своих собственных интересах. Это же смешно не только с международной точки зрения, но и с точки зрения обычной логики.

Поэтому мораторий, объявленный президентом, при всей моей жесткой критике нашего Министерства обороны, достаточно продуманный, своевременный шаг, который все-таки вынудит страны Запада хотя бы выслушать мнение России и постараться его понять.

На конференциях в Вашингтоне, Брюсселе часто мы с американскими экспертами не можем найти общий язык. Американские эксперты говорят: почему же ваши руководители не прислушиваются к вам? Хотя мы им говорим то же самое. Получается, что мнение экспертов, которые являются специалистами в вопросах международной безопасности, не всегда учитывается не только в России, но и на Западе.

Самая же главная проблема - стереотип мышления, который до сих пор еще существует у стран Европы и США, стержнем его является убеждение, что центром безопасности является НАТО. Европа смотрит только со своей колокольни, она совершенно не хочет прислушиваться к проблемам Индии, Индонезии, где идут не менее кровопролитные войны, чем в Африке. Они просто делают оговорки: мы помним, что в Сомали два миллиона беженцев и один миллион погибших, но мы рассмотрим этот вопрос. Так это было на последней сессии "восьмерки".

Россия свой мораторий объявила своевременно, так как в России и США будут выборы в ближайший год, во Франции и Великобритании выборы уже прошли. Таким образом, через восемь-девять месяцев обновленные Россия и США с новыми подходами новых лидеров смогут подключиться к решению проблемы с новой точки зрения.

Беседовала Любовь Ульянова

16 июля 2007 г.
http://www.russ.ru/politics/interview/dovse_vygoden_kak_evropejskim_stranam_tak_i_rossii

Док. 396228
Перв. публик.: 16.07.07
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 579

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``