В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Мазуренко: Инновационная экономика - это реальность Назад
Сергей Мазуренко: Инновационная экономика - это реальность
Сергей МАЗУРЕНКО, руководитель Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука)

Можно с уверенностью утверждать, что выбранный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Правительством курс на формирование инновационной экономики начинает давать реальные и позитивные результаты. Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) занимается организацией и финансированием проблемноориентиро- ванных поисковых и прикладных исследований и инновационных разработок, которые могли бы быть успешны как на внутрироссийском, так и на зарубежном рынках. Перед нашим ведомством Президентом и Правительством была поставлена задача способствовать формированию в России инновационной экономики, или, как еще говорят, "экономики знаний". Иными словами, перевести науку из режима консервации 90-х годов, когда стояла задача сохранить научные коллективы, к режиму, когда наука должна стать созидательной силой, направленной на развитие экономики, на повышение уровня жизни нашего народа.

Роснаукой осуществлен переход от финансирования научных организаций к финансированию проектов, направленных на решение конкретных научно-технологических задач, на создание наукоемкой инновационной продукции. В расширении государственно-частного партнерства уже показали позитивные результаты важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты) и венчурные проекты, в которых сочетаются бюджетные средства и средства частного бизнеса. На примере уже выполняющихся проектов в области нанотехнологий фирмой "НТ-МДТ" и в области создания новых материалов Институтом кристаллографии им. А.В. Шубникова РАН видно, что взятые грантополучателями обязательства выйти в третий-четвертый год проекта на прибыль в 3-5 рублей на каждый вложенный рубль бюджетных средств успешно выполняются. Это уже уровень достаточно хорошего промышленного производства. В части инновационных проектов государственного значения доля вложений государства составила около 2,8 млрд. рублей, а доля привлеченных внебюджетных - более 3,6 млрд. рублей.

Повышение роли государственного сектора науки для стимулирования инновационной деятельности достигается и за счет новых элементов в ФЦНТП "Научно-технологическая база России" на 2007-2012 годы, таких как:

- опережающее развитие среды "генерации знаний";

- обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений;

- создание эффективной инновационной инфраструктуры;

- стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации национальных приоритетов технологического развития.

Планируемая структура программы претерпела изменения. Теперь она включает пять основных разделов - блоки "Генерация знаний", "Разработка технологий" и "Коммерциализация технологий", а также новые блоки "Институциональная база исследований и разработок" и "Инновационная инфраструктура".
Важно подчеркнуть, что наша деятельность в этой области носит комплексный характер и отличается тем, что осуществляется системный подход к формированию инновационной экономики в стране. В федеральных округах за прошлый год нами создано 40 центров трансфера технологий, задачей которых является коммерциализация исследований, 10 информационно-аналитических центров, 7 центров научно-технического и инновационного сотрудничества с зарубежными странами (Германией, Францией, Китаем, Латинской Америкой), а также 5 учебно-консультативных центров (коучинг-центров) по использованию новейших научных разработок в предпринимательстве и промышленности.
Все это позволяет говорить о том, что от периода планов мы уже перешли к этапу активного формирования национальной инновационной системы.

Реализация Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 гг. (далее Программа) уже привела к позитивным результатам в плане формирования среды генерации знаний и создания национальной научной и инновационной инфраструктуры. Работа по решению этих задач начиналась еще в Миннауке, Минпромнауке, а сейчас системный подход реализуется Минобрнауки России и Роснаукой. В рамках запуска второй части Программы Роснауке пришлось сформировать новый механизм ее организации и управления. В коллегиальные органы, обеспечивающие отбор и экспертизу проектов, - конкурсные комиссии и Научно-координационный совет - были привлечены представители не только научной общественности, но и наукоемкого бизнеса, адекватно реагирующие на потребности современного рынка.

В рамках запуска Программы создана уникальная информационно-аналитическая система, работающая в режиме реального времени. Она дает исчерпывающую информацию по различным аспектам выполнения Программы, информационно обеспечивая принятие обоснованных управленческих решений. Пока в Российской Федерации нет сопоставимых с ней информационно-аналитических систем выполнения федеральных целевых программ.
В 2005 г. общее количество поданных на конкурсы заявок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники составило 4442 из 67 регионов страны. В этих цифрах отражена как широта географии Программы (представлена вся Россия), так и существующее на сегодняшний день региональное распределение активно действующих научных центров и научно-исследовательских организаций. Исследования регионального распределения заявок по федеральным округам показали, что доля выигравших заявок по отношению к общему числу поданных находится приблизительно в одинаковом процентном соотношении - более 30%. В рамках Программы было проведено 695 конкурсов; число ведомств, чьи организации приняли участие в конкурсе, составило 39. По итогам работы Научно-координационного совета и конкурсных комиссий заключено более 1500 контрактов.

Программой была оказана поддержка 250 научным школам, 37 центрам коллективного пользования. 12 центров впервые заключили двухлетние проекты с объемом финансирования в 180 млн. руб., что позволяет существенно обновить приборно-исследовательскую базу. Оказано содействие функционированию 126 уникальных установок. Программой было также поддержано 700 работ молодых ученых. Кроме того, в 2005 г. увеличены и размеры выделенных для них грантов.

В ходе приемки работ в декабре 2005 г. комиссии определили, что 180 результатов проблемно-ориентированных поисковых исследований находятся на мировом уровне. В рамках Программы создано 125 технологий, соответствующих мировому уровню или превосходящих его. Но нам не только необходимо разработать новые перспективные технологии, они должны быть еще и коммерциализованы.

Показателями успешного государственно-частного партнерства могут служить важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты). Общий объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, дополнительно произведенной в результате реализации ВИП-проектов, на конец 2005 г. составил 3806 млн. руб., в том числе на экспорт - 607,9 млн. руб. Прогнозируемый суммарный ежегодный объем продаж инновационного продукта, начиная с 2006 г., составит около 5 млрд. руб.

Всего в 2005 г. в рамках Программы запущено 65 крупных инновационных проектов, направленных на разработку и адаптацию новых поколений базовых технологий для производства широкого класса различных видов продукции, обеспечивающих переход на новый уровень технологий изготовления сложнейших видов продукции. Реализация данных комплексного подхода к созданию всей инновационной цепочки позволила нам не только решать конкретные научно-технические проблемы, но и задачи обеспечения условий для вхождения страны в новую научно-техническую революцию, связанную с развитием нанотехнологий.

В настоящее время Министерством образования и науки РФ совместно с Роснаукой готовится новая Федеральная целевая программа "Научно- технологическая база России" на 2007-2012 гг., осуществление которой позволит сделать важный шаг в развитии инновационной экономики.

Подводя итоги, важно подчеркнуть, что Роснаукой уже созданы базовые элементы национальной инновационной сферы и предпосылки для реализации поставленной руководством страны и Минобрнауки России стратегической цели - формирование инновационной экономики, "экономики знаний".


http://www.sovetnikprezidenta.ru/38/2_innivasii.html

Док. 395939
Перв. публик.: 13.11.06
Последн. ред.: 13.11.07
Число обращений: 339

  • Мазуренко Сергей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``