В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Куликов: `Не социальный, а рыночный` Назад
Михаил Куликов: `Не социальный, а рыночный`
Помощник министра регионального развития РФ уверен, что национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" регулирует исключительно рыночные отношения и никогда не сделает жилье абсолютно доступным

Идея национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" родилась в 2004 году на заседании государственного совета по жилищной политике. В сентябре того же года президент объявил о четырех национальных проектах, в том числе о проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Этот проект первоначально был самым сложным, на его разработку ушло гораздо больше времени, чем на разработку трех остальных.

В чем его особенности? Прежде всего это не социальный проект. Это проект рыночный, поскольку он направлен на развитие рынка доступного жилья. При этом он не ставит цели сделать жилье доступным абсолютно для всех. Если в настоящее время, по оценкам специалистов, всего 10% населения имеют возможность приобрести жилье, используя личные средства или при помощи механизма ипотеки, то к 2010 году 30% населения должны будут иметь такую возможность. При этом для 70% граждан жилье по&-прежнему будет оставаться недоступным. Это должны понимать все, и в первую очередь профессионалы. В их числе помощник министра регионального развития РФ Михаил Куликов.

&- Михаил Михайлович, какие показатели по вводу нового жилья должны быть достигнуты к 2010 году?

&- К 2010 году мы должны будем строить 80 млн кв. м жилья в год, при том что сейчас сдается в эксплуатацию 43,6 млн кв.м. Количество выданных ипотечных кредитов должно достичь 1 млн на сумму 465 млн рублей.

Национальный проект - это рычаг государства по обеспечению граждан России доступным и комфортным жильем. Рычагов у государства два: законы и деньги. Отсюда две составляющие - нормативно&-правовые документы и федеральная целевая программа "Жилище" как организационный финансовый механизм реализации национального проекта.

&- Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих составляющих.

&- Основная законодательная база была заложена в конце 2004 года. Сначала это было 27 законопроектов, в том числе Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс и законы по развитию рынка доступного жилья. Из этих 27 в конце 2004 года было принято 25 законов. Взяв их за основу, правительство разработало еще 4 перечня документов, теперь уже направленных на развитие этих законов, поскольку сами они подразумевали разработку постановлений правительства, правил и дополнительных методических указаний. За разработку нормативно&-правовой базы сейчас отвечает Министерство регионального развития РФ.

Теперь немного о федеральной целевой программе "Жилище". В нее входят четыре подпрограммы. Две подпрограммы направлены на развитие доступности жилья, то есть на формирование спроса, а остальные две - предложения. На развитие спроса работают подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" и "Обеспечение жильем молодых семей".

Государственные жилищные сертификаты, хорошо известные нашим гражданам с прежних времен, отличаются от своего прежнего варианта тем, что теперь в данную подпрограмму, помимо уволенных в запас военнослужащих, вошли и беженцы, и переселенцы, словом, все категории граждан, которые до настоящего времени были включены в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002&-2010 гг. Получив государственный жилищный сертификат, они имеют право на приобретение жилья в любой точке России. Поэтому эта подпрограмма финансируется из расчета средних цен жилья по стране с коэффициентом максимум 1,2. Сделано это для того, чтобы не повторилась уже знакомая ситуация, когда человек, проживающий или уволенный в запас где&-нибудь в Орле, получает сертификат и намеревается приобрести квартиру в Москве. Поэтому когда сегодня мы слышим о том, что цена государственного жилищного сертификата слишком низка для того, чтобы приобрести жилье в России, можем ответить одно: ни одного жилищного сертификата у нас не остается.

Значительные изменения претерпела и молодежная программа. Сейчас к ее реализации привлечена ипотека. Существующая редакция предполагает компенсацию первоначального взноса, причем 10% выделяется из федерального бюджета, 30% &- из регионального, на 60% молодая семья берет ипотечный кредит. При рождении ребенка погашается 5% стоимости жилья за счет регионального бюджета. В этом году на реализацию данной подпрограммы выделено 2 млрд рублей. До 2010 года планируется ежегодно выделять 2&-2,3 млрд.

Еще две совершенно новые подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" направлены на стимулирование предложения на рынке жилья. Первая направлена на реконструкцию объектов жилищно&-коммунального хозяйства. Она будет существовать на принципе софинансирования из регионального и федерального бюджетов. Ее суть будет заключаться в отборе тех или иных крупных объектов ЖКХ и вводе их в строй. При этом будут учитываться не только интересы жилищно&-коммунального комплекса, но и увеличение объемов жилищного строительства. Главная цель этой подпрограммы - привлечение бизнеса в сферу жилищного хозяйства.

&- Предусмотрена ли поддержка строителей?

&- Конечно, в рамках основополагающей подпрограммы "Формирование участков под строительство жилья". Очевидно, что главная наша проблема на данный момент - наличие участков, оснащенных коммунальной инфраструктурой. В текущем году на эти цели выделено 12,5 млрд руб. государственных гарантий и 1,7 млрд руб. &- на погашение процентной ставки. В реализации подпрограммы могут принимать участие как муниципалитеты и субъекты Федерации, так и частные строительные компании. Застройщику выдается кредит на формирование участка, через год он должен будет вернуть 114% от полученной суммы. Раньше банки не выдавали кредиты под формирование инфраструктуры, теперь они готовы их давать под гарантии властей федерального и регионального уровней. При погашении кредита оплату 7% ставки по нему берет на себя государство. Таким образом, застройщик выплачивает уже не 14% по кредиту, а всего 7%. В данный момент вносятся дополнения и изменения в существующую нормативно&-правовую документацию, в частности, планируется внести следующие коррективы: если застройщик берет кредит на формирование участка под малоэтажное строительство, процент будет полностью погашен федеральным бюджетом. То есть этот кредит будет практически беспроцентным, все выплаты по процентам берет на себя федеральный бюджет. Если же на этом участке будет построено малоэтажное жилье, которое муниципалитет будет предоставлять очередникам, федеральный бюджет берет на себя финансирование еще 50% стоимости коммунальной инфраструктуры. Таким образом, если муниципалитет берет в банке кредит, государство оплачивает полностью все проценты плюс еще 50% от суммы кредита.

&- Какие мероприятия предусмотрены в рамках федеральной целевой программы "Жилище"?

&- Во&-первых - это развитие ипотечного жилищного кредитования. Сегодня выделяются значительные средства на увеличение уставного капитала ОАО "АИЖК", а также на предоставление гарантий. Второе мероприятие направлено на обеспечение жильем некоторых категорий граждан. Сюда относятся молодые ученые, судьи и прокуроры, а также государственные служащие.

Все эти категории граждан должны получить жилье именно в тех регионах, где они работают. Поэтому если в подпрограмме по жилищным сертификатам мы ориентируемся на среднюю стоимость жилья по России, то в данном случае в расчет будут браться реальные рыночные цены конкретных регионов.

Кроме того, вне рамок федеральной целевой программы "Жилище" будет реализовываться 199&-й Федеральный закон от 2004 года по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов, предусматривающий получение регионами субсидий из федерального бюджета на эти цели.

&- Михаил Михайлович, что из себя представляет система управления национальными проектами?

&- Этой системой руководит совет по реализации национальных проектов, созданный при Президенте РФ. В этот совет входят 54 человека: Президент РФ, представители администрации президента, члены правительства, представители регионов, банковских и бизнес&-структур. Собирался он два раза &- в ноябре прошлого года и в апреле текущего. Президиум совета, в который входят 14 человек, собирается каждый месяц. По каждому национальному проекту созданы межведомственные рабочие группы. В рабочую группу по реализации проекта по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем входят 33 человека, возглавляет группу министр регионального развития РФ Яковлев. Правительством РФ недавно создан специальный департамент, который занимается контролем за реализацией национальных проектов.

&- Какие вопросы по реализации национального проекта стоят сегодня наиболее остро? Как они решаются?

&- Главный вопрос - увеличение объемов жилищного строительства, причем не в ближайшем будущем, а уже сегодня. И здесь особое место уделяется развитию индивидуального жилищного строительства. Сейчас разрабатываются специальные меры по поддержке малоэтажного жилищного строительства. Важно, чтобы в этот сегмент пошли живые деньги. Речь идет о малоэтажном строительстве с применением новых технологий. Сегодня в трех российских регионах планируется строительство деревообрабатывающих комбинатов, оборудование для которых будет закуплено в Германии. Планируется, что в год каждый комбинат будет выпускать по 3 тысячи таун&-хаусов. Себестоимость такого жилья, естественно без инфраструктуры, будет составлять $300 за кв. м. Плюс $200 на инфраструктуру, итого получается $500.


http://www.nrn.ru/article_print.shtml?id=2701

Док. 395840
Перв. публик.: 19.06.06
Последн. ред.: 13.11.07
Число обращений: 390

  • Куликов Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``