В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Чуев: В российских школах ни `Основы православной культуры`, ни основы ислама по отдельности преподавать нельзя - мнения парламентариев Назад
Александр Чуев: В российских школах ни `Основы православной культуры`, ни основы ислама по отдельности преподавать нельзя - мнения парламентариев
Как известно, идея введения в российских школах предмета "Основы православной культуры" встретила резкое противодействие со стороны части политических элит. Многие, в частности, посчитали, что это нарушает права представителей других религий и может вызвать межнациональную и межконфессиональную рознь.

Однако на недавно завершившемся в Висбадене российско-германском форуме с участием Владимира Путина и Ангелы Меркель было отмечено, что в обеих странах более чем две трети населения исповедуют христианство и Церкви являются существенной силой в гражданском обществе. При этом, как указал участник форума председатель СПГ Валентин Лебедев, "в ФРГ традиционные конфессии имеют больше прав и возможностей, чем в России. Например, в школах ФРГ в сетке часов преподаются религиозные предметы по вероучению католицизма или протестантизма. И никому в голову не придет утверждать, что это "вызовет межконфессиональную рознь".

Добавим, в странах, знающих о проблемах межнациональных отношений не понаслышке, изучение религии рассматривают, как важнейший способ знакомства с чужой культурой, как средство для снятия межнациональной напряженности. Так во всех государственных школах израильской Хайфы, начиная с этого года ввели изучение литературного и разговорного арабского языка, а также истории и культуры ислама.

В России же попытка ввести преподавание ОПК успехом не увенчалась. В частности, из проекта нового образовательного госстандарта изъяли региональный и школьный компоненты, а вместе с ними - местные краеведческие предметы и курс ОПК, введенные в нескольких субъектах Федерации именно в качестве регионального компонента.

Вместе с тем, в школах некоторых регионов постепенно вводится изучение ислама, в том числе за счет бюджетных средств. В этом, разумеется, нет ничего предосудительного, однако тогда возникает вопрос, почему в школах не разрешают преподавать ОПК, ведь это ставит в неравные условия православных и мусульман, нарушая, тем самым, права православного большинства, что создает предпосылки для возникновения межнациональной и межконфессиональной напряженности. Напомним, 13 сентября в ходе заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент России Владимир Путин подчеркнул, что в школьной программе должны учитываться интересы представителей всех традиционных религий.

С просьбой прокомментировать ситуацию корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Парламентарии высказались за равное отношение государства к традиционным религиям, подчеркнув, что предпочтение любой из них будет означать дискриминацию остальных. По их мнению, школьников следует знакомить с историей религий, но в культурологическом, а не собственно религиозном аспекте. При этом отдельные политики выступают против запрета преподавания ОПК, считая, что это не только нанесет ущерб интересам православного большинства, но и лишит представителей других конфессий возможности ознакомиться с важнейшей составляющей российской культурной традиции.


В качестве дополнительных дисциплин преподавать в школах можно многие предметы, считает председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского автономного округа Юрий Шарандин.

"Если предметы "Основы православной культуры" или история ислама преподаются в школах факультативно, то тогда никакого нарушения прав ни православных, ни мусульман нет, и межконфессиональной напряженности это вызвать не может", - заявил сенатор. Если же какой-то из этих предметов, продолжил парламентарий, "присутствует в основной сетке школьных дисциплин, то тогда необходимо соблюсти права и иудеев, и буддистов, как представителей традиционных для России верований". В этом случае, уверен Юрий Шарандин, "для баланса основной учебной программы больше всего подойдет предмет "История религий".

Председатель комитета также обратил внимание на то, что ОПК, как факультатив, вводить в школах никто не запрещает. "Это может быть сделано в любом регионе на усмотрение учителей. А раз результатов до сих пор нет, а есть только разговоры о якобы полном запрете, то, наверное, заниматься этим не очень-то и хотят", - подытожил Юрий Шарандин.


В обязательную школьную программу можно вводить только преподавание основ мировых религий, уверен председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики Виктор Шудегов.

"Школьников нельзя делить по национальным и религиозным признакам, иначе это приведет к межнациональной и межконфессиональной напряженности", - заявил сенатор.

По мнению парламентария, преподавать ОПК, историю ислама, иудаизма или буддизма можно только факультативно или в воскресных школах. В качестве же "обязательного предмета может выступить дисциплина по основам мировых религий с упором на изучение четырех традиционных российских верований - православия, ислама, иудаизма и буддизма", - заключил Виктор Шудегов.


От межконфессиональной напряженности может спасти только преподавание в школах основ всех религий, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от Законодательного органа власти Костромской области Александр Тер-Аванесов.

"Преподавание в школах ислама и запрет на преподавание ОПК в конечном итоге может привести к межконфессиональной напряженности", - заявил сенатор. При этом он заметил, что представители иудаизма и буддизма тоже могут начать выражать свое недовольство происходящим.

Самый разумный выход из сложившейся ситуации парламентарий видит во введении в обязательную школьную программу предмета по основам мировых религий. В этом случае, пояснил он, "дети, независимо от религиозной принадлежности, будут иметь возможность познакомиться со всеми верованиями, что сделает их терпимее друг к другу".

В то же время зампред комитета отметил, что изучать ОПК или ислам можно факультативно. "Эти дисциплины нельзя делать обязательными школьными предметами, но преподавать факультативно - вполне возможно", - заключил Александр Тер-Аванесов.


Во многоконфессиональной стране какую-то одну конфессию выделять нельзя, убежден член Комитета Совета Федерации на науке, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.

"В российских школах ни "Основы православной культуры", ни основы ислама по отдельности преподавать нельзя", - заявил сенатор. "В наших школах следует начать преподавать предмет "Основы традиционных религий России", - считает парламентарий. При этом он отметил, что кроме четырех основных религий страны - православия, ислама, иудаизма и буддизма - российским школьникам следует давать знания и по некоторым мировым религиям, в частности, по католицизму, протестантизму, лютеранству и др. "Однако основной упор должен делаться на наши вероисповедания", - добавил Хусейн Чеченов.

Представитель комитета предложил не сравнивать Россию с Германией в части преподавания основ вероучения. Напомним, что в Германии, в зависимости от Федеральной Земли, в школах преподаются религиозные предметы по католицизму или протестантизму. "Германия в целом христианская страна, и отношение к религии в ней воспринимается людьми легче, чем в России. Поэтому у нас детям необходимо давать общее образование по традиционным для нашего государства религиям, что поможет избежать преимуществ одной конфессии над другой и возможной межконфессиональной розни", - заключил Хусейн Чеченов.


Предмет "Основы православной культуры" даст правильное представление о православии, что снизит вероятность межконфессиональных конфликтов, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.

"Основы православной культуры" - это не религиозный, а культурологический предмет", - заявил депутат. Поэтому, пояснил он, "такую дисциплину было бы полезно изучать не только православным гражданам, но и представителям всех остальных традиционных религий России".

По словам парламентария, "преподавание "Основ православной культуры" (ОПК) не ограничивает и не запрещает параллельное преподавание с этим предметом и основ исламской культуры, и буддистской, и так далее, что не противоречит ни Конституции РФ, ни правам граждан страны".

"Ограничение на преподавание ОПК является незаконным и антиконституционным, потому что такое "табу" ограничивает права граждан на получение бесплатного образования", - подытожил Александр Чуев.


Изучение в школах ислама не как элемента культуры, а как религии, говорит о неуважении к православному большинству России, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов.

"Россия в своем большинстве православная страна", - заявил депутат. Поэтому, убежден он, "все граждане должны знать историю своей страны и историю православия".

По словам парламентария, "в тех регионах, в которых преподают "Основы православной культуры" (ОПК) как культурологический предмет, а не как религиозный, наблюдается улучшение нравственного состояния общества. Поскольку дети, изучающие ОПК - более воспитаны и понимают, что к человеку любой национальности и любой вероисповедования надо относиться с любовью и с уважением".

Зампред комитета убежден, что "сегодня в России идет "заигрывание" с национальными меньшинствами". И в этой связи, подчеркнул он, "православный человек чувствует себя лишним, поскольку за счет такого "заигрывания" ущемляются его свободы и конституционное право на свободу вероисповедования".

По мнению депутата, "разрешение преподавать ислам как религию в отдельных республиках и запрет на преподавания ОПК во всех школах России как культуры - говорит только о том, что в РФ, существуют двойные стандарты". Но ведь таким способом, подытожил Александр Крутов, "закладывается мина, которая может привести к расколу всего общества".


"Вполне реальным" считает введение в школах факультативного изучения предметов, которые предполагают изучение основ православной культуры или ислама, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Гаджимет Сафаралиев.

"Если людей хотят приблизить к богу и воспитать их в определенных традициях, то пусть этим вопросом занимается сама церковь, поскольку, в Конституции РФ прописано, что церковь отделена от государства", - заявил депутат.

По мнению парламентария, "школьникам действительно надо прививать знания о религии". Но, подчеркнул он, "не за счет школьной программы, и уж тем более не в обязательном порядке, потому что Россия - многонациональная страна. А в системе высшего образования и так существуют такие предметы, как религиоведение и история мировых религий, которые вполне способны рассказать про все вероисповедания".

"Люди должны видеть одинаковый ориентир дальнейшего развития страны, а за счет этой религиозности мы будем откатываться назад. Поэтому Россия должна объединять свой народ, а не разбивать его на отдельные кучки", - заключил Гаджимет Сафаралиев.


Религия не должна так энергично вмешиваться в светский образ жизни, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Мамма Маммаев.

"Подход к изучению религий должен быть равноправным", - заявил депутат. Для этого, уверен он, "в России необходимо создать Центр по подготовке православных духовных лидеров и муфтиев".

По мнению парламентария, "за последнее десятилетие религия активно стала вмешиваться в светский образ жизни. Она же должна быть на определенном расстоянии от политики государства и от светского образования, иначе последствия будут непредсказуемыми". Хотя, подчеркнул он, "все же полностью отталкивать религию нельзя".

Зампред комитета рассказал, что "в некоторых московских школах, в частности в московской международной школе N 56 и в первой мусульманской общеобразовательной школе столицы "Иман", изучают основы ислама". Но, все-таки, заметил он, "слишком допускать религию в светское общество не стоит".

В то же время Мамма Маммаев подчеркнул, что "в программу школьного образования на факультативной основе можно ввести предмет "Основы православной культуры" для того, чтобы любой школьник смог ознакомится с традициями православия".


http://www.regions.ru/news/2103840/

18.10.2007


Док. 395798
Перв. публик.: 18.10.07
Последн. ред.: 13.11.07
Число обращений: 412

  • Чуев Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``