В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Дедюхина на заседании Коллегии Министерства Назад
Доклад заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Дедюхина на заседании Коллегии Министерства
Доклад заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Дедюхина на заседании Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации по вопросу "О комплексе мер по повышению эффективности мероприятий северного завоза"

До недавнего времени государство напрямую поддерживало завоз нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера, имелась необходимая нормативно-правовая база для обеспечения доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза.
В связи с распределением полномочий между федеральным центром и регионами вопрос обеспечения Северного завоза полностью лег на плечи субъекта.
В тоже время реформа налоговой и бюджетной политики, федеративных и межбюджетных отношений привела к ряду негативных последствий для формирования доходной базы бюджетов северных субъектов Российской Федерации и сокращению их реальной бюджетной обеспеченности. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации потеряли значительную часть своих доходов за счет перераспределения финансовых потоков в пользу федерального бюджета и отмены ряда налогов и сборов.
С 2005 года в федеральном бюджете не предусматриваются адресные субсидии на государственную финансовую поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов. В виде указанных субсидий в 2003 году было выделено 8808 млн.рублей, в 2004 - 8074 млн. рублей. Сегодня федеральные средства на эти нужды учитываются в дотациях на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, направляемых из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что средства, направляемые из федерального бюджета на финансовую поддержку регионов ежегодно увеличиваются, выровнять уровень бюджетной обеспеченности многих субъектов Российской Федерации не удается.
Не смотря на то, что в настоящее время средства не прописываются отдельной строкой - они выделяются из федерального бюджета, просто находятся внутри общей суммы, поэтому государство не отказывается от контроля и от выработки предложений о комплексе мер по повышению эффективности северного завоза.
В целях решения вопросов Северного завоза Приказом Министра регионального развития Российской Федерации была создана из представителей аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рабочая группа по вопросам доставки топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза которая и функционирует на постоянной основе.
В рамках данной рабочей группы установлены следующие вопросы, требующие решения со стороны федеральных органов исполнительной власти:
1. Дефицит бюджетных средств приводит к концентрации ресурсов на магистральных водных путях, а боковые и малые реки Минтранс России предлагает содержать за счет средств бюджетов субъектов и заинтересованных организаций.
Из-за недостаточности финансирования с каждым годом сокращается протяженность водных путей, снижается их категорийность. На сегодняшний день субъекты частично финансируют содержание навигационной обстановки и обеспечение безопасности плавания практически на всех судоходных путях северных территорий, но, в связи с внесением изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений, финансирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации деятельности федеральных предприятий стало не законным.
2. Принятая в настоящее время методика распределения финансовой помощи из средств федерального бюджета не учитывает такой важный показатель, как потребность в финансовых ресурсах субъекта Федерации, отнесенного к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. В результате, значительная часть субъектов Федерации, расположенных в северных территориях, вынуждена обеспечить потребность в средствах на досрочный завоз самостоятельно, в ущерб прочим необходимым программам развития регионов, в том числе важным социальным программам.
3. Актуальна сегодня проблема предоставления бюджетных кредитов предприятиям и организациям, являющимся исполнителями мероприятий северного (досрочного) завоза, как из бюджетов субъектов, так и из муниципальных бюджетов, что угрожает действующему порядку исполнения северного завоза и ставит под вопрос гарантированное обеспечение необходимым количеством продукции населения и предприятий - потребителей. Учитывая финансовое положение предприятий, коммерческое кредитование их в достаточном объёме так же не возможно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005года No 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в извещении о проведении конкурса необходимо указывать начальную цену контракта и объем выполняемых работ (статья 21, пункт 4), т.е. проведение конкурса возможно после принятия областного закона о бюджете на очередной финансовый год и распределения лимитов бюджетного финансирования на поставку топлива между районами Крайнего Севера. С учетом сроков принятия закона субъекта о бюджете, времени на проведение конкурса и заключение контрактов упускается время на завоз.
5. Рост оптовых цен на топливные ресурсы в течение последних лет составляет от 30 до 40% в период навигации. Связанный с интенсивным ростом цен на топливные ресурсы недостаток финансовых средств (необходимо закупать не менее годовой потребности ресурсов в ограниченный срок) приводит к сокращению объёмов поставок.
6. Технология северного (досрочного) завоза состоит из комплекса услуг, оказание которых возможно преимущественно ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, расположенных на территории. Исходя из этого, проведение конкурсных торгов мало эффективно в части экономии бюджетных средств. В настоящее время государственному регулированию подлежат услуги по погрузо-разгрузочным операциям только в отношении предприятий, состоящих в соответствующем реестре. Принимая во внимание, что завоз грузов в районы Крайнего Севера производится, как правило, из-за пределов северной территории, а так же ограниченное число субъектов естественных монополий, включенных в реестр, стоимость оказываемых услуг значительно превышает средне рыночные величины и, соответственно, запланированные в бюджете суммы.
В 2005 году в целях государственной поддержки и нормативно - правого регулирования в сфере социально - экономического развития Севера и защиты коренных малочисленных народов Севера Министерством регионального развития Российской Федерации были подготовлены, утверждены и реализуются план мероприятий социально-экономического развития районов Севера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года No 185-р и план мероприятий по оптимизации численности населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, путем создания условий для закрепления квалифицированных кадров и выезда нетрудоспособных лиц на 2005-2010 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2005 г. No 44-р. В этих планах, в том числе предусмотрено решение и проблем Северного завоза.
Это:
Разработка Минпромэнерго России и Минрегионом России мер по энергосбережению и повышению эффективности функционирования систем жизнеобеспечения районов Севера, которые будут включать модернизацию и повышение энергоэффективности жилищно-коммунального и бюджетного секторов (уже в 2008 году планируется подготовить проекты нормативных правовых актов по обозначенному вопросу).
Подготовка Минпромэнерго России, Минрегионом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по стимулированию развития расположенных в районах Севера предприятий, осуществляющих утилизацию нефтяного газа для обеспечения нужд жилищно-коммунального блока.
Минтрансом России, совместно с Минрегионом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены и представлены в Правительство предложения по вопросам государственной поддержки строительства судов смешанного (река - море) плавания. А до 2008 года с участием Минэкономразвития России планируется подготовить проекты создания северных и арктических транспортных транзитных коридоров.
В настоящее время на федеральном уровне необходимо:
1. Усовершенствовать нормативно правовую базу в отношении доставки продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (требуются изменения в большое количество нормативных правовых актов, возможна разработка отдельного Федерального закона, регулирующего поставки)
2. Усовершенствовать механизм государственной финансовой поддержки завоза продукции за счет средств федерального бюджета
3. Пересмотреть транспортные схемы доставки продукции с учетом действующих программ модернизации материально - технической базы и инфраструктуры Северных регионов (создание единого централизованного логистического центра)
4. Выработать льготную и кредитную политику для предприятий осуществляющих Северный завоз


Дополнительная информация:
Острую необходимость в доставке энергоресурсов в полном объеме и в установленные сроки испытывают регионы, в которых компактно проживают коренные малочисленные народы. Политика государства 60-70 гг. была направлена на изъятие этих народов из исконной среды обитания и интеграцию их в городскую жизнь. Однако, до конца адаптироваться к таким условиям им не удалось. В связи с чем и была разработана и реализовывалась федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов до 2011 года". Эта программа включает в себя, в том числе, и комплекс мер по энергообеспечению районов компактного проживания указанных народов. Усилиями Минрегиона России в 2005 году удалось увеличить финансирование этой программы до 207 млн.рублей (с учетом участия в ней 29 субъектов Российской Федерации) на текущий год. В процессе согласования откорректированного проекта этой программы Минэкономразвития России установило лимит финансирования на 2007 год в 109 млн. рублей. А ведь все мы знаем, что одна дизель - электростанция стоит порядка 15 млн. рублей. С учетом того, что в каждом из 29 субъектов находятся более 30 населенных пунктов, в которых проживают коренные, не трудно подсчитать какая сумма необходима только на энергетический блок программы.
Минрегионом России в настоящее время проводится работа по установлению и закрытию на федеральном уровне неперспективных населенных пунктов (за счет средств федерального бюджета). Предварительные итоги мониторинга по данному направлению показали, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей расположены более 400 таких населенных пунктов. На обеспечение (отопительный сезон, содержание нетрудоспособного населения, медицинское обслуживание) требуются значительные финансовые средства, как федерального бюджета, так и средств бюджета субъекта Российской Федерации. Так как мероприятия по закрытию неперспективных населенных пунктов реализуются в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, предусмотренных средств хватает на закрытие не более 15 таких пунктов (это порядка 2000 семей).


www.minregion.ru

Док. 395783
Перв. публик.: 13.10.07
Последн. ред.: 13.11.07
Число обращений: 353

  • Дедюхин Владимир Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``