В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Чуев: Цензура советского образца - плохое оружие против экстремизма Назад
Александр Чуев: Цензура советского образца - плохое оружие против экстремизма
Федеральная регистрационная служба (ФРС) РФ на днях обнародовала второй в этом году список литературы, признанной по суду экстремистской, и поэтому запрещенной к тиражированию и распространению.

Эксперты с недоумением восприняли саму идею составления подобного рода списков. Прежде всего они сомневаются в практической ценности введения запретов на получение информации, которые показали свою несостоятельность еще в советских условиях. По мнению аналитиков, о реальном контроле над кругом чтения граждан в условиях информационного бума говорить просто смешно. В такой ситуации любая попытка составления "черных списков" моментально создаст жанр "запретной литературы", который, без сомнения, начнет пользоваться повышенным спросом у соскучившихся по острым впечатлениям читателей.

Не меньшее удивление вызывает у экспертов и отсутствие каких-либо механизмов общественного контроля за процедурой составления и утверждения списков экстремистской литературы.

Есть ли смысл в составлении подобных списков "запретной литературы"? С таким вопросом корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Парламентарии считают, что составление таких списков не только не служит заявленным целям по борьбе с экстремизмом, но и, наоборот, провоцирует рост напряженности в обществе. Практический смысл нововведения остался им неясен.


Список экстремисткой литературы нужен, но его публикация может содержать в себе определенные скрытые опасности, считает председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.

"Запретительные нормы, которые вырабатывает законодатель, должны становиться запретительными только после очень глубоких исследований как законодателей, социологов, психологов, политологов так и всех, заинтересованных в конкретных результатах специалистов", - заявил сенатор.

Парламентарий уверен, что "если нормальный человек получит какие-то знания, прочтя произведения из данного списка, то ничего страшного в этом не будет, поскольку он не станет использовать их как форму экстремистской деятельности".

В то же время, отметил председатель комитета, "нельзя исключать, что есть люди, которым не хватает определенных знаний в области экстремизма, и, прочитав литературу из "рекомендованного" списка, они их получат".

Между тем Анатолий Лысков подчеркнул, что "общество должно быть предупреждено о существовании экстремисткой литературы для избежания опасности заражения экстремизмом".


Список экстремисткой литературы обязательно должен составляться независимыми экспертами, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин.

"Список экстремисткой литературы может вызвать ажиотаж, особенно среди тех молодых людей, которые протестуют против нынешней власти", - заявил депутат.
Напомнив пословицу о сладости запретного плода, парламентарий подчеркнул, что "только независимые эксперты праве составлять списки экстремистских произведений". Что же касается ФРС, то, по словам Илюхина, "эта комиссия - государственная, поэтому она будет работать в интересах проводимой государством политики. И сейчас она фактически выполняет роль великого цензора, чьи решения могут быть убийственны для автора, который довольно долго может ходить по судам и отмывать свое честное имя", - отметил зампред комитета.

"Все это делается как-то по-топорному", - с сожалением заключил Виктор Илюхин.


Любой запрет в обязательном порядке вызывает обратный эффект, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Кравец.

"Люди будут искать запрещенную к тиражированию и распространению литературу", - заявил депутат. "Запретный плод всегда сладок", - пояснил он.

Парламентарий подчеркнул, что "подобными действиями государство добьется только противоположного эффекта, поскольку, во все времена, когда что-то запрещали, по рукам начинали ходить рукописи или копии неразрешенной литературы".

"Такие меры - это борьба с симптомами заболевания, а не его лечение", - подытожил Александр Кравец.


Запрет на тиражирование и распространение экстремистской литературы - это борьба с симптомами болезни, а не с ее причинами, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.

"Предпринимаемые меры ФРС - это "битье по хвостам", - заявил депутат. В борьбе с экстремизмом "необходимо предпринимать превентивные меры", - пояснил он свою мысль.

Парламентарий убежден, что во избежание экстремистских настроений "государство должно заниматься воспитательной работой среди молодежи, а также превентивным мониторингом ситуации в творческой среде". Кроме того, считает он, "необходима пропаганда общечеловеческих и нравственных ценностей".

По словам зампреда комитета, "если содержание произведения действительно нарушает Конституцию и иные законодательные акты, попадая под статью об экстремизме, то такая литература, конечно, должна изыматься из продажи". Поскольку, заключил Александр Чуев, "на основании литературы такого рода создавались экстремистские организации, что в последствии приводило к кровопролитиям".


Список экстремистской литературы позорит Россию, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Савельев.

"Запретители" уже добились своего, поскольку интерес к литературе, которую правозащитники называют экстремистской, резко вырос, в связи с публикацией этого списка", - заявил депутат. "Этот список представляет собой посмешище", - добавил он.

По словам парламентария, "люди, видевшие этот список и пытающиеся понять, на основании чего указанные в нем статьи или музыкальные произведения являются экстремистскими, не могли не заметить крайне низкую степень профессионализма экспертов. Иными словами те, кто порекомендовали судам вынести такое решение, явно не являются специалистами в своей области. И получается, что суды приняли решение произвольно".

В этой ситуации, подчеркнул зампред комитета, "ФРС позорит наше государство тем, что публикует столь бессмысленные списки, которые не могут ни у кого вызвать интерес, а среди специалистов порождают ироничные комментарии".

Савельев убежден, что "основные симптомы заболевания экстремизмом находятся в системе власти, поскольку власть сама допускает подобные действия и прикрывает их, выискивая экстремизм в общественном движении, которого на самом деле практически не существует". Это, продолжил он, "могут быть отдельные проявления экстремизма, но экстремизма так какового в российской политике и общественной жизни нет".

"Такое явление как экстремизм присутствует в системе власти. Поэтому власть должна оборотиться на себя как однажды порекомендовал баснописец Иван Андреевич Крылов", - заключил Андрей Савельев.


http://www.regions.ru/news/2106092/

29.10.2007


Док. 395767
Перв. публик.: 29.10.07
Последн. ред.: 13.11.07
Число обращений: 445

  • Чуев Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``