В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Чуев: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (24.07.2002) Назад
Александр Чуев: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (24.07.2002)
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Чуев зам. председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Эфир ведет Владимир Варфоломеев.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Сегодня наш гость Александр Чуев, руководитель Российской христианско-демократической партии, депутат Госдумы, зам. председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Добрый день.
А. ЧУЕВ - Добрый день.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Прежде всего, давайте вокруг ситуации вокруг самой вашей партии. Не так давно, наверное, неделю назад, мы помним довольно громкие события, заявления, связанные с тем, что Минюст отказал в регистрации партии "Либеральная Россия". Не только команда Сергея Юшенкова оказалась в таком положении. Чуть раньше горечь поражения, скажем так, в Минюсте, в процессе регистрации испытала и ваша партия. Почему вам отказали?
А. ЧУЕВ Ну, во-первых, я не считаю это горечью поражения, я считаю это нормальный такой процесс борьбы политической, это естественно. Почему нам отказали? Дело в том, что наша партия уже 12 лет называется Российская христианско-демократическая партия. По новому закону, в статье 9, пункт 3 не разрешается, не допускается создание партий на национальной, профессиональной или религиозной основе. Под этой основой понимается наличие соответствующих целей защиты национальных, профессиональных или религиозных интересов в уставе, программе или наименовании партии. Минюст счел, что в наименовании нашей партии присутствует, видимо, защита религиозных интересов, присутствует обозначение конфессии, христианская. И хотя мы взяли несколько экспертиз из крупных институтов, в том числе, Институт государства и права, Юридической академии, Институт русского языка, и так далее, которые доказывали, что такая идеология существует во всем мире, что такие партии совершенно светские, политические. Тем не менее, Минюст не согласился с нашими доводами и отказал, заявив, что у нас в наименовании присутствует словосочетание "христианско-демократический", что является признаком религиозности. Мы с этим не согласились, и подали документы в Таганский суд, и будем опротестовывать этот отказ.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Подождите, а как же вы, Александр Викторович, опротестовываете вот это понятие религиозности в деятельности партии, когда вот я открыл сегодня интернет-страничку вашей партии, здесь написано, что одна из уставных целей РХДП - это создание в границах России правового государства, основанного на принципах именно христианской демократии. По-моему, религия просто лежит на поверхности здесь.
А. ЧУЕВ Нет, совершенно не так. Во-первых, вы, конечно, открыли старую страничку, у нас новый устав, отсутствует вот эта цель. Конкретно в новом уставе отсутствует, поскольку мы его приводили в соответствие с новым законом, а страничку мы еще не успели поменять.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но из названия партии все равно это следует.
А. ЧУЕВ Тем не менее, да, христианская демократия это демократия, основанная на христианских нравственных принципах. Религии здесь нет. Нравственные принципы, это, собственно, 10 заповедей, прежде всего, и иные дополнительные нравственные принципы, которые сформировались с развитием не только христианской веры как таковой, а именно христианского общества, уклад жизни определенный. Это не религия, это просто жизнь, социальная жизнь, в том числе отношение к каким-то проблемам, связанным с экономикой, каким-то проблемам социальной жизни, благотворительности и так далее. В общем, на самом деле, как таковой религии здесь нет, и в принципе нет, поскольку такие партии существуют, например, и в Германии существует ХДС Германии, это совершенно не религиозная партия, светская. Существуют такие партии и в Швеции, и в Бельгии, Голландии, на самом деле, по всей Европе, и в Латинской Америке. Порядка 58 партий в мире, объединенных в Интернационал христианской демократии, наподобие Социнтерна. Поэтому ничего здесь такого нет, идеология эта формировалась уже много лет, и имеет уже свои какие-то основные черты, эти черты абсолютно светские, всем это известно. Даже в наших словарях, в том числе, в толковых словарях, в словарях энциклопедических христианская демократия не определяется как религиозное какое-то политическое учение, а определяется как светское, консервативное, правое достаточно политическая идеология.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Учитывая решение Министерства юстиции, означает ли это, что РХДП не будет?
А. ЧУЕВ Пока нет, у нас еще есть целый год находится по новому закону, нам позволяется еще год жить, существовать, даже участвовать в выборах. Кроме того, мы подали документы в суд и надеемся, что мы выиграем этот суд, и дойдем, я думаю, вплоть до, естественно, Европейского суда, если мы пройдем все российские и не получим здесь удовлетворительного решения. Но, кроме этого, мы подали параллельно документы и в суд Конституционный. Мы считаем, что поскольку эта статья, о том, что не допускается создание партий на религиозной основе, так широко толкуется, что здесь, действительно, запрещается создание партий не религиозных, а есть толкование, которое захватывает целый спектр политических идеологий, то мы считаем, это антиконституционно. Кроме того, сама эта статья, с нашей точки зрения, ограничивает права верующих, поскольку атеистическую партию в нашей стране можно, Коммунистическая партия прекрасно существует, и в соответствии с новым законом, со своей глубоко атеистической идеологией, а верующие создать свою партию не могут.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но при этом вы подтверждаете, что РХДП, то есть, партия для верующих?
А. ЧУЕВ Нет. РХДП светская партия, но поскольку мы столкнулись с проблемой широкого толкования этой статьи, то мы копнули глубже, и увидели, что да, а почему, собственно, нельзя в нашей стране создавать религиозные партии? Если бы наша партия вдруг была бы глубоко религиозной, просто христианской, например, или даже православной, или исламской, или буддистской, или какой-то еще, почему она не имеет право на существование?
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но государство все-таки светское, и те нормы, которые существуют, в том числе, во многих других странах, они показывают неприемлемость такого положения.
А. ЧУЕВ Ни в одной стране мира нет ограничения прав верующих на участие в политике.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ В политике да, но речь идет о создании политических партий.
А. ЧУЕВ Конечно, политическая партия с тем или иным религиозным оттенком имеет право на существование в любой стране. Ни в одной стране мира, я имею ввиду демократические государства, нет ограничения на создание партии по религиозным признакам. Кроме России, на сегодняшний день.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вот вы сейчас теперь подаете иск в Конституционный суд, завтра состоится первое слушание в Таганском суде столицы, но при этом ведь закон, о котором вы упомянули, он принимался в вашей Госдуме, вы заместитель председателя профильного комитета, ответственность на вас.
А. ЧУЕВ Безусловно, безусловно, и я могу сказать, что я был против этого положения, против самой статьи.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ То есть, нельзя сказать, что просто просмотрели?
А. ЧУЕВ Нет, я не просто просмотрел, более того, к сожалению, эта статья появилась по инициативе лидера нашего комитета, Виктора Ильича Зоркальцева, ну, он, к сожалению, является членом Коммунистической партии. Я не знаю, были здесь какие-то подводные течения или нет, но появилась она с его подачи. Вы знаете, первый проект закона писал я, "О политических партиях", потом этот закон был глубоко переработан Центральной избирательной комиссией, и после этого, конечно, были поправки депутатов. Ну вот, эта поправка была внесена непосредственно лидером нашего комитета. И, честно говоря, конечно, меня она смущала с самого начала. Но я считал, что все-таки, министерство юстиции не будет так широко толковать эту статью. Но на сегодняшний день мы это увидели, мы увидели все последствия. Я считаю, что в нашей стране ограничение прав верующих, независимо от конфессии, может привести к очень серьезным социальным последствиям. Мы загоняем таким образом верующих, маргинальную часть политического спектра. Люди, не имея возможности выразить свои политические убеждения в партии, которая бы соответствовала этим убеждениям, будут искать эти выражения своих убеждений в более радикальных силах и более радикальных средствах. Это очень плохо. Мы приняли закон о борьбе с экстремизмом, но вот такими статьями мы способствуем возникновению почвы для роста экстремизма. А поэтому я считаю, что пусть у нас будет исламские, христианские, буддистские, чисто религиозные партии. Я не считаю, что они конкуренты христианской демократии. Пусть они будут. Но при этом это будут парламентские партии, действующие в рамках закона. Я считаю, что это вполне естественно и нормально. И права верующих не будут ущемлены.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вы упомянули сейчас Коммунистическую партию чуть ранее, назвав ее антирелигиозной. Можете дать краткую характеристику вашего понимания отношения к религии других, например, крупнейших наших партий, в частности, представленных в парламенте? Например, СПС, или "Яблоко", или "Единство", в которое РХДП вошло несколько лет назад?
А. ЧУЕВ Ну, "Единство" это была не партия, а блок на выборах. Что касается политических партий, я могу сказать, что если говорить
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Ну, сколько они отражают интересы верующих?
А. ЧУЕВ Вы знаете, на мой взгляд, на сегодняшний день, конечно, ни одна партия не отражает интересов верующих, ни в полной, ни в частичной мере, хотя некоторые политические партии, например, "Народная партия России", пытаются декларировать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Геннадий Райков.
А. ЧУЕВ Геннадий Райков, да. Пытаются декларировать определенные цели и задачи. Или, скажем, Евразийская, недавно созданная, партия, также пытается что-то на эту тему говорить. Но, если говорить о парламентских партиях, то СПС просто индифферентно относится к религии, там вообще этот вопрос они как-то обходят стороной. Что касается "Яблока", то это не антирелигиозная, но глубоко не религиозная партия, то есть, они просто тоже обходят этот вопрос принципиально, и считают, что лучше, так сказать, в этот вопрос сильно не вмешиваться, хотя там есть люди, которые, я знаю, что имеют другие позиции. Если говорить о "Единой России", то у нее периодически, в отдельных заявлениях проскальзывает позитивное отношение к религии, но именно в отдельных заявлениях, то есть, не в программе, и не в уставе, не в других документах партии. Каких-то серьезных, так сказать, отношений к этому нет. Коммунистическая партия, соответственно, относится к этому резко отрицательно. А, есть одна партия, которая, конечно же, помогает верующим и лоббирует их интересы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вы не про ЛДПР?
А. ЧУЕВ Конечно, конечно, я говорю про Владимира Вольфовича Жириновского. Он у нас большой друг мусульман России и православных России одновременно. Я думаю, что, может, и еще кого-то, просто я не знаю. Но он вот все время это декларирует, где угодно, на каждом заседании. Аграрии, мне кажется, тоже достаточно антирелигиозно партия настроена, хотя, так сказать, декларируют это редко достаточно. Есть, на самом деле, у нас в Думе христианский депутатский клуб из 20-ти депутатов состоящий, которыми я как бы руковожу, в качестве координатора. И по составу этого клуба могу сказать, что большинство членов этого клуба, это либо члены фракции "Единство", либо "Отечество", или независимые депутаты. Там есть несколько, чуть-чуть из "Народной партии", даже один из СПС человек, не буду раскрывать его фамилии, если он сам захочет, скажет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Подпольный клуб, что ли?
А. ЧУЕВ Нет, он не подпольный, он открытый. Но, тем не менее, не давали мне полномочия озвучивать. И, может быть, будет один, правда бывший, член "Яблока", посмотрим.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Наши слушатели, наверное, помнят одну из ваших, довольно громких инициатив, можно назвать ее политической, может быть, идеологической, религиозной, как хотите. Около года назад вы предложили несколько скорректировать программу школьного обучения, в том числе, и ввести, может быть, даже особый курс по изучению религии или истории религии. Эта идея так и заглохла тогда, движения никакого нет?
А. ЧУЕВ Ну, идея была даже более широкая, она включала в себя не только образование. Мы считали, что вообще нужно создать закон, принять законодательный акт, который бы говорил о социальном партнерстве государства и традиционных для России конфессий. Но на сегодняшний день я могу сказать, что де-факто инициатива вводится в ряде регионов России, в том числе, в Московской области такие предметы вводятся, вот, в частности, "Основы православной культуры", есть такой предмет. Но я считаю, что предмет может быть не только касающийся православия, здесь речь идет о разных религиях, естественно, и может идти, в зависимости от состава и пожеланий учеников, их родителей, и так далее. Вот. Но реально закон не принят, мы доработали его с участием многих конфессий, и с участием протестантов, мы сняли многие спорные вопросы. И после этого мы передали этот законодательный акт в администрацию президента и представителя президента в Центральном округе, господину Полтавченко. С предложением поучаствовать в его доработке и предложить, впоследствии, президенту, для того, чтобы он внес такой законопроект, потому что одно дело депутат Чуев его вносит, другое дело президент Российской Федерации, это гораздо более интересно. На сегодняшний день я не знаю судьбу этого закона, я надеюсь, что с осени какая-то активность в этом вопросе начнется, по его окончательной доработке. Пока он находится там.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Насколько я знаю, министерство образования выступает против этого проекта?
А. ЧУЕВ Нет, министерство образования нас всячески поддерживает. Мы и с министром Филипповым на эту тему говорили, да, и с рядом замминистров. И они всячески это поддерживают, более того, министр Филиппов, он даже входит, например, в попечительский совет, такое есть у нас издание "Православная энциклопедия", он его поддерживает всячески, даже министерство образования там намерено как-то финансировать этот проект.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ А каким образом при этом можно учесть мнение, или позицию других конфессий?
А. ЧУЕВ А вот исламскую энциклопедию тоже собираются создавать. Я думаю, что министерство образования также в этом проекте будет участвовать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ В том числе и то, что касается школьного образования?
А. ЧУЕВ Я думаю, также, да, это важно. Мне кажется, что это и исламские, и буддистские, и иудейские, иные, старообрядческие, протестантские, ведущие. Я считаю, что все конфессии, традиционно существующие на территории Российской Федерации, я не беру вчера созданные странные организации, которые имеют разные названия. Они должны, конечно, поддерживаться. Может быть, мы выйдем когда-то на создание какого-то органа по делам культов или министерства, и так далее. Но сегодня пока общественное мнение против этого, вы знаете, и может быть, это рано, может быть, пока это и не нужно. Но по линии взаимодействия с министерством, я считаю, это вполне нужно и можно делать. Наше государство не станет от этого менее светским, потому что, на самом деле, нам с наследием атеизма бороться и бороться еще много-много лет. На самом деле, наше государство глубоко атеистическое. Если мы начнем копать серьезно и ведомства, и копать региональные структуры, копать вообще, как государство сегодня работает, как работают органы власти, мы увидим, что, к сожалению, атеистическое наследие далеко не пережито.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ А вы напротив атеизма ставите знак минуса?
А. ЧУЕВ Напротив атеизма я не ставлю знак минуса.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но вы с осуждением сейчас все это говорили.
А. ЧУЕВ Я говорю о том, что атеизм, как таковой, когда он превалирует в государстве, он делает это государство антирелигиозным, а совсем не светским. Светскость это не антирелигиозность. Атеистический и религиозный должны быть равны в правах. Вот что такое светское государство, оно уравнивает людей, которые являются атеистами, и верующих людей между собой. Вот тогда это нормально. Когда государственные органы не занимают какую-то специальную позицию по отношению к религии, например, антирелигиозной позиции. Или только религиозной, прорелигиозной позиции, вот тогда это нормально, они дают и тем возможность жить, и другим возможность жить. А на сегодняшний день атеистическое наследие в плане политики государства, оно еще не пережито. Атеистическая политика, как основной предмет, еще остается.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Не стоит ли в самой Госдуме, а заодно и в Сенате, ввести обязательные молитвы перед началом каждого заседания?
А. ЧУЕВ Вы знаете, я был недавно в Германии, у них проводятся такие вещи. Только это не молитвы называется, а молитвенный завтрак. Вот, например, в Германии, и в Америке это проводится, кстати говоря, они проводят, депутаты парламента, министры, с участием ведущих лиц государства и президента США, например, а в Германии канцлер, они проводят такие завтраки. Это целое мероприятие, съезжаются люди со всего мира, здесь и политики. И это очень интересно, они проводят такое каждый год. Я бы сделал у нас в России это, если бы удалось сподвигнуть депутатов. Я думаю, что я буду еще в этом направлении работать. Причем не обязательно это должно быть какое-то конфессионально резко окрашенное мероприятие. То есть, православное, еще какое-то. Это может быть чисто духовное мероприятие.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Общим столом.
А. ЧУЕВ Да. Которое бы давало вообще представление о том, что политика должна быть духовной, политика должна быть нравственной. Должны быть какие-то общие для всех важные ценности. Ведь, на самом деле, религия в социальной жизни, в политике, это не служба, не вероучение, не конкретная молитва, та или иная. Это вообще говоря, общий набор принципов, принципов жизни, принципов отношения к людям. Прежде всего, речь идет о нравственных принципах.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Может быть, тогда стоит, ну, скажем, в процедуру еще не устоявшуюся у нас, например, инаугурацию президента, ввести клятву не только на тексте Конституции Российской Федерации, но и на Библии?
А. ЧУЕВ Вы знаете, вообще есть такое во многих странах, как вы знаете. Но у нас здесь есть нюанс в стране: у нас страна вообще, конечно, Библия книга, которая признается многими ведущими конфессиями, но, тем не менее, все-таки страна у нас все-таки на сегодняшний день еще не готова. И не готова именно потому, что есть все-таки и среди традиционных конфессий разные конфессии, не только христианские, и не только конфессии, признающие Библию как серьезное Священное писание. Я думаю, что пока, скажем, это сложно. И пока, может быть, даже не нужно. Но может быть, в будущем, мы до этого дойдем, если, конечно, между конфессиями будет такой уровень диалога, когда вот такой акт будет пониматься и признаваться всеми, в том числе, и буддистами, например.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Как вы полагаете, насколько сильно влияние Русской Православной Церкви Московской патриархии на президента Путина? Почему я задаю этот вопрос? Германская газета "Вельт", комментируя сейчас непростые отношения между Москвой и Ватиканом, написала даже, что наш президент не отвечает папе Римскому на одно из его писем, под давлением патриарха, который, дескать, едва ли не пригрозил отлучить Владимира Путина от церкви и придать его анафеме.
А. ЧУЕВ Ну, я думаю, что газета "Вельт" здесь явно несколько перегибает, и даже не просто преувеличивает. Я думаю, не имеет это, конечно, отношения к действительности, поскольку я представляю все-таки каковы отношения и между святейшим и президентом, и Владимиром Владимировичем и РПЦ в принципе. Я считаю, что безусловно, Владимир Владимирович учитывает, так или иначе, в своей деятельности интересы РПЦ, в какой-то степени, в той степени, в какой это не противоречит, с его точки зрения, общегосударственным задачам и целям. Это делается. Безусловно, это не значит, что РПЦ сегодня диктует президенту, что ему делать, а что ему не делать. Такого нет, и быть, в принципе, не может. То есть, я думаю, что там нормальные личные отношения, хорошие отношения между святейшим и президентом, но эти отношения ничего общего с возможностью что-то указывать, или там ставить какие-то ультиматумы президенту во-первых, святейший вообще никогда в жизни не использовал такую форму, я не знаю ни одного случая, когда форма ультиматума применялась в какой-то деятельности. А во-вторых, президент не тот человек, который на ультиматумы реагирует. Поэтому я думаю, что здесь абсолютно недостоверная информация. Другое дело, что я думаю, что президент, возможно, выдерживает эту паузу по личным соображениям, как раз для того, чтобы, может быть, где-то прошло определенное время, чтобы сгладить какие-то напряженности, которые есть, или найти способ их преодоления. То есть, может быть, он надеется на то, что РПЦ здесь, все-таки, в какой-то контакт с Ватиканом вступит. Я думаю, что при всех моментах, конечно, мы понимаем эти моменты, они очень сложные и неоднозначные, но и со стороны нашей церкви, РПЦ и Ватикана, безусловно, и со стороны Ватикана также необходимо искать пути для диалога.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Большое спасибо. Успехов вам.
А. ЧУЕВ Спасибо.


http://www.echo.msk.ru/interview/19152/

24.07.2002


Док. 395744
Перв. публик.: 24.07.02
Последн. ред.: 13.11.07
Число обращений: 493

  • Чуев Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``