В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Чуев: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (07.01.2003) Назад
Александр Чуев: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (07.01.2003)
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Чуев зам. председателя комитета Госдумы по делам общественных организаций и религиозных объединений
Эфир ведет Марина Королева

М. КОРОЛЕВА - 15 часов 07 минут в Москве. Продолжается дневной праздничный рождественский эфир на радиостанции "Эхо Москвы". Наш гость Александр Чуев зам. председателя думского комитета по делам общественных организаций и религиозных объединений. Александр, добрый день.
А. ЧУЕВ - Добрый день.
М. КОРОЛЕВА - Наш гость уже сказал, что он сегодня был на службе, отоспался и пришел к нам в эфир радиостанции "Эхо Москвы", так что вы можете задавать ему свои вопросы. 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Здесь уже есть пара вопросов из Интернета к Вам. Один вопрос из Москвы, второй из Самары. Из Москвы, как ни странно от человека по имени Дмитрий Рогозин, такое достаточно известное имя, однофамилец или тот самый Дмитрий Рогозин, но вопрос звучит так: "Что конкретно делал ваш комитет в прошлом году и каковы планы в нынешнем?"
А. ЧУЕВ - Прежде всего, я хотел бы поздравить радиослушателей с большим праздником и не только церковным, а вообще духовным праздником, я думаю для всех граждан России. С праздником Рождества Христова! И пожелать всем самого наилучшего в будущем году, чтобы все их желания самые заветные сбылись. Ну, а по работе нашего комитета я хочу сказать следующее: комитет наш занимается самыми разными вопросами. Здесь и общественные организации, и религиозные, кроме того, занимаемся также проблемой вкладчиков Сбербанка. Если говорить о религиозных организациях, то здесь достаточно много было инициатив различных и помимо слушания "Круглых столов", мы рассматривали целый ряд поправок в закон о свободе совести, предлагаемый различными депутатами. Кто-то предлагал, так сказать, ввести различные новые понятия в закон, кто-то предлагал ограничить срок существования религиозных организаций, то есть не каждую регистрировать, а через раз, что называется. Эти все законы мы, конечно, отметали, но для того, чтобы их отклонить, необходима была также работа комитета. Кроме того, есть целый ряд инициатив, которые на сегодня в комитете есть, проработаны и я думаю, в будущем году будут так или иначе рассмотрены. Они касаются проблем, связанных с освобождением религиозных организаций от налогообложения, учитывая, что сегодня действует новый Налоговый кодекс, который устанавливает иные правила, чем те законы, которые действовали до него. То есть, у нас получилось так, что общественные, благотворительные, религиозные организации оказались несколько ущемленными по отношению к прошлому своему состоянию. Ущемленными они оказались и в плане налогообложения, и в плане отношения собственности, в частности, земля под зданиями, церквами, другими зданиями, принадлежащими религиозным организациям, она оказалась в непонятном статусе. Здесь есть проблема.
М. КОРОЛЕВА - Александр, сразу хотелось бы уточнить. Речь идет, скажем, о православной религии или о любых религиозных организациях?
А. ЧУЕВ - Конечно же, о любых. Мы, законодатели и мы не выделяем какую-либо одну религию, и мы не можем и не имеем никакого права работать в интересах какой-либо одной религиозной организации. Здесь есть закон, закон устанавливает правила для всех или для определенной категории и мы соответственно работаем с этой категорией или с теми организациями, которые есть в законе.
М. КОРОЛЕВА - То есть если это скажем, буддисты, то они тоже подпадают под это?
А. ЧУЕВ - Да, и нам удалось кое-что сделать уже в прошлом году. Нам удалось внести определенные уточнения, изменения. Сейчас мы работаем с тем, чтобы перерегистрация, очень большая проблема для многих религиозных организаций это получение статуса юридического лица по новому законодательству. Вы знаете, всем теперь нужно было до конца года идти в налоговую инспекцию получать новые документы. Здесь большущая проблема. Вот, например монастырь. Там живут монахини, которые в мир-то выходят редко, а им нужно определенные действия делать. И вот здесь нужна помощь и разъяснительная работа. И мы этим тоже занимаемся. В общем, я считаю, что в плане работы с религиозными организациями очень много всего и в частности мною была проведена достаточно большая работа по обсуждению закона о социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций. Это большой закон и мы все равно, так или иначе, придем, я так считаю к тому, чтобы его рассматривать в Госдуме, либо он будет внесен президентом, либо депутатами, эта проблема уже назрела сегодня.
М. КОРОЛЕВА - Красивое название у закона. Однако что за этим стоит?
А. ЧУЕВ - За этим стоит следующее. Вы знаете, например, в этом году вышла инициатива министра образования по поводу введения в школах основ православной культуры.
М. КОРОЛЕВА - Да, и мы это достаточно много обсуждали на волнах нашей радиостанции.
А. ЧУЕВ - В качестве факультативного предмета. С моей точки зрения важная, хорошая, нужная инициатива, несмотря на все нюансы и все проблемы, которые в связи с этим возникают. Но правильнее, наверное, было бы вообще принять закон, в котором в принципе устанавливались бы взаимоотношения между школой и религиозными организациями, позволяющие различным, прежде всего, традиционным религиозным организациям, работать в школе. Тогда проблема, связанная с тем, что только Русская Православная церковь приходит в школу, она бы отпала. Вопрос бы был снят. Но, к сожалению, в данном случае пока закон только обсуждается, и я думаю, что министр сделал такой важный и первый шаг для того, чтобы подтолкнуть общество к тому, чтобы мы этим занялись. Сегодня уровень культуры и нравственности таков, что если мы этого не сделаем, завтра может оказаться просто поздно. У людей, у детей, у подростков отсутствуют нравственные ориентиры, отсутствует какая-то общепринятая система ценностей. Семья, к сожалению, им этого дать не может, потому что, как правило, мама и папа чаще всего занимаются зарабатыванием денег, потому что жизнь непростая сегодня. И, увы, ребенок предоставлен сам себе. И педагоги в школе, получающие маленькую зарплату и часто просто сами слабо ориентирующиеся в ситуации, они также не могут ребенка настроить на определенный лад. Есть хорошие педагоги, они, конечно, помогают, а если нет?
М. КОРОЛЕВА - Вам нравится само название такого потенциального, пусть и факультативного предмета "Основы православной культуры"? И это в стране, в общем, многоконфессиональной.
А. ЧУЕВ - Знаете, мне, как православному человеку нравится.
М. КОРОЛЕВА - Вам, как законодателю?
А. ЧУЕВ - Как законодатель я хочу сказать, что если это факультативно, то я думаю, безусловно, в тех школах, где есть представители других религий ислама, буддизма, иудаизма, иных, необходимо иметь возможность для представителей этих религий точно также наравне с основами православной культуры предлагать тем семьям, которые исповедуют эту религию, тем детям, основы буддистской культуры или основы исламской культуры. Я считаю, что это вполне естественно и здесь никаких вопросов быть не должно. Но, в принципе, как возможность прикоснуться вообще к культуре, к традициям нашего государства это нужно. Навязывать ни в коем случае. Это просто категорически нельзя делать. Но предлагать обязательно должны иметь возможность.
М. КОРОЛЕВА - Вы знаете, может быть, просто в плане предложения я вспоминаю курс основ научного атеизма в том же университете. С одной стороны ужасный был курс, ничего не могу сказать, с другой стороны очень сильно зависело от преподавателя, потому что если преподаватель попадался хороший, а оно часто так и было, в результате это превращалось в курс истории религий, мировых религий. Возможно, в школах действительно стоило бы ввести некий предмет, напоминающий основы религиозной культуры, а уж дальше выбирать факультативы.
А. ЧУЕВ - Да, и если бы вообще в нашей стране мы развивались бы достаточно поступательно, то может быть, мы прошли и этот этап. У нас был бы действительно какой-то предмет основы мировых религий и так далее. К сожалению, у нас все делается скачкообразными способами. У нас и государственный строй так же менялся. И, сегодня здесь, к сожалению, происходит также. Увы, в свое время государство в лице правительства, в лице исполнительных органов власти и законодательных в том числе, не обратило должного внимания на то, что необходимо трактовать отделение церкви от школы несколько по-другому, чем это трактуется чисто атеистически. У нас светское государство, а не атеистическое. И поэтому необходимо было изначально пойти путем введения каких-то предметов, которые бы рассказывали о религии. Мы этим путем не пошли. Мы потеряли достаточно большое количество лет, и мы увидели, что происходит. Дети, которые становятся молодыми людьми, становятся свободными от какой-либо культуры, от нравственных ценностей, ищут их либо сами, идя на поводу у новых экзотических учений, либо их просто не ищут, собираясь в компании, команды, занимаясь времяпрепровождением самого разнообразного свойства. Например, можно машины попереворачивать на Манежной площади. И так далее. Поэтому, на мой взгляд, мы упустили тот момент, когда это можно было делать мягко. Теперь мы наверстываем упущенное время. Я еще раз хочу обратиться к вам. Если мы этого не сделаем сегодня или завтра мы просто потеряем наших детей. Я не хочу говорить о том, что сегодня демонстрируется по каналам телевидения, как бы это уже известная тема, я просто хочу сказать, это ребенок, попадя в мир информации, имеет в основном информацию негативного свойства. А позитивную информацию он имеет в основном о сексе, как можно здорово провести досуг, о том, куда можно поехать и как можно развлечься. К сожалению, это действительно так.
М. КОРОЛЕВА Я все-таки хочу вернуть Вас к проблеме многоконфессиональности. Вот вопрос от нашей слушательницы Ирины. "В любом случае, - пишет она нам на пейджер, - просто ткнув в любую школу, в любой класс, вы найдете представителей различных религиозных направлений. Как здесь быть?" И просто от себя добавлю, что существует, наверное, какой-то мировой опыт. В той же, например, Германии, или Франции, которые в последние десятилетия столкнулись с наплывом иммигрантов. В той же Германии в любом классе вы найдете половину, наверное, турецких выходцев. Как-то они решают же эти проблемы?
А. ЧУЕВ - Конечно. Существует мировой опыт. И мировой опыт преподавания в светской школе религиозных или околорелигиозных дисциплин везде различный. Есть английская схема, есть итальянская, есть германская. Они отличаются, безусловно. Я бы сказал так, что наш путь, на мой взгляд, здесь заключается в том, чтобы все-таки дополнительно дать возможность представителям традиционных для России религиозных организаций, безусловно, различных, и православных, и представителей ислама, и буддизма приходить в школу и создавать собственную систему, собственные предметы, которые могли бы факультативно преподаваться в школе. Естественно, в пропорциональном отношении, если допустим, в классе есть представители 3-4 конфессий, то в идеале они должны иметь возможность ознакомиться со своим вероучением.
М. КОРОЛЕВА - Наверное, необязательно это должен быть ребенок, который, скажем, принадлежит в силу семейных каких-то традиций, национальных, возможно он просто захочет об этом узнать.
А. ЧУЕВ - Безусловно. Когда мы говорим, например, о том, что сделал министр образования и за что я лично ему очень благодарен, то речь не идет о самой религии. Основы православной культуры это не религиозный предмет. Если бы это были основы православия или православного религиозного учения, или какая-то догматика о священном предании, и так далее. Это действительно основы православной культуры. То есть это образ жизни, понятия нравственности, понятия общественной культуры, личной культуры, семейной культуры и традиции, которые в нашей стране испокон веков существовали, и на основе которых выросло ни одно поколение. То есть речь не идет о религии или вероисповедании или о службе. Речь идет именно об образе жизни. Здесь я думаю, что для представителей других религий это будет барьером, потому что этот образ жизни во многом может быть общим для представителей совершенно разных вероисповеданий.
М. КОРОЛЕВА - Еще наша слушательница Елена из Екатеринбурга задает такой вопрос, в какой-то степени риторический. "Что делать протестантам, которых сейчас больше, чем православных?" Возможно, Елена ошибается с подсчетами, но, тем не менее, их много.
А. ЧУЕВ - Я могу сказать, что при всем уважении к представителям всех религиозных учений, зарегистрированных организаций в России, я могу сказать, что протестантов не может быть больше, чем православных, их количество более-менее известно. Организации эти ведут какой-то учет своих верующих. Поэтому я здесь не хочу уточнять. Но если вы хотите, вы можете это сделать, обратившись к справочникам и Интернет-сайтам соответствующих религиозных организаций. Да, действительно в России действует достаточно много религиозных организаций протестантских вероисповеданий, различных вероисповеданий. Я не вижу здесь никаких препятствий. Баптисты у нас достаточно давно существовали, адвентисты также. Они имеют и свои школы, и свои учебные заведения. И они ведут достаточно активную миссионерскую деятельность.
М. КОРОЛЕВА В школы Вы допустили бы их, Вы говорите, что представителей традиционных конфессий надо допустить в школы. Как быть с адвентистами и так далее?
А. ЧУЕВ - Они уже работают в школах, и я думаю, что этот процесс состоявшийся. Они работают не вчера.
М. КОРОЛЕВА В массовом порядке.
А. ЧУЕВ - И в массовом работают, но в основном они работают в тех местах, в тех регионах, в тех субъектах Федерации, в местах компактного проживания протестантов, где действительно есть последователи тех или иных вероучений. То есть, в том числе на юге России в Сибири. Я считаю, что здесь опять же никаких препятствий нет. Единственное, мы должны что сделать если бы был закон о социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций, мы бы установили само понятие что такое традиционная религиозная организация. И мы бы законом приняли перечень таких традиционных организаций.
М. КОРОЛЕВА То есть список что ли?
А. ЧУЕВ - Да, список, каждую соответственно отдельно. И тогда по этим параметрами, чтобы не возникало вопросов, я думаю, что все бы проблемы здесь снялись. Причем это принятие закона ни в коем случае не ограничивало бы прав всех остальных. Например, вы создали новую религию, вы имеете право ее исповедовать по закону о свободе совести и по Конституции. Но вы еще пока не имеете права также свободно идти в школу, как это делают традиционные религиозные организации. Вы должны поработать, вы должны показать, что ваша религиозная организация действительно она как бы в духовном смысле не разрушает общество, тогда через какое-то количество лет вы можете претендовать на понятие традиционной религиозной организации. Чтобы сформировалась традиция, а если традиции нет, то завтра любая структура, объявив себя религиозной организацией, под этим видом придет в школу, и будет учить, не знаем чему.
М. КОРОЛЕВА С другой стороны как быть с принципом отделения церкви от государства, при этом? Это кстати вопрос не от меня, а от одного из наших слушателей. "Вы же знаете, что наше государство светское, зачем вы проталкиваете идею о преподавании религии в школах?"
А. ЧУЕВ - Почему ни у кого не возникает мысли, о том, что когда мы изучаем в школе теорию происхождения видов господина Дарвина, совершенно глубоко атеистическую теорию, то почему-то ни у кого не возникает вопросов, что кроме церкви от государства вообще отделена любая идеология, и атеизм также. Государство светское у нас, а не атеистическое. Тем не менее, эта теория изучается в школах и даже довольно часто как основная. Этих вопросов не возникает. Если же мы бы изучали немножечко иную теорию духовную, религиозного происхождения, то, наверное, у всех бы возникли вопросы. Вот это странно. У нас понимание светский равно пониманию атеистический. Но это же не так. Светский значит, верующие люди и неверующие в государстве должны обладать в государстве равными правами. На сегодняшний день, исходя из посыла вопроса, который мне задан, верующие люди у нас в государстве должны быть людьми второго сорта.
М. КОРОЛЕВА Еще вопрос задается по поводу финансирования. Если будут введены основы православной культуры, кем это будет финансироваться - православной церковью или государством?
А. ЧУЕВ Безусловно, если мы вводим такое понятие факультативно, часть расходов по финансированию этой программы должно взять, и обязано взять на себя государство. И ничего в этом противоречащего опять же светскому характеру государства нет. Приведу вам пример. Мы сегодня из фондов Министерства культуры финансируем восстановление памятников культуры и архитектуры, некоторые из которых являются, извините, действующими храмами или действующими мечетями. И что в этом такого страшного? Ничего. Потому что государство здесь решает свою задачу, оно восстанавливает тот памятник истории культуры, который считает необходимым восстановить, а церковную службу в нем осуществляет соответствующий священник и там действует соответствующий приход. Также в школе, педагогический состав должен, конечно же, иметь и государственную аккредитацию с одной стороны, но, безусловно, главным поставщиком кадров будет церковь, религиозная организация. С другой стороны, финансирование конечно должно осуществляться. Потому что сегодня вообще нет возможности прийти в школу, поскольку в законе записано, что это должно быть вне рамок школьной программы, то есть практически никак. То есть вы можете собираться дома или в каком-то другом месте, поэтому школа здесь не играет никакой роли.
М. КОРОЛЕВА - Еще вопрос от нашего слушателя Михаила. Он Вам оппонирует. "Чтобы повысить духовность учащихся в школах, для этого необязательно делать это за счет религиозного просвещения. Есть различные способы создания общественных организаций, которые взяли бы на себя просветительские функции и заполнили таким образом вакуум нравственности, созданный за последние 10 лет в стране", - пишет Михаил.
А. ЧУЕВ - Мне интересует, какие это общественные организации? Пионеры, комсомольцы, октябрята, как было в советское время.
М. КОРОЛЕВА Скауты.
А. ЧУЕВ - Вы знаете, любая общественная организация несет в себе определенную духовность, определенный нравственный заряд и потенциал и определенную идеологию, хотим мы того или нет. Да, в советском государстве эта система была выстроена с детства до зрелого возраста, подчиненная одной четко выраженной, четко сформулированной идеологии. Сегодня этого нет. Но если мы не создадим, пусть это будет несколько идеологий, пусть они будут различными, но если мы не создадим базу определенную на новой основе, которая позволила бы детям получать какой-то четкий нравственный заряд, то дальше будет невозможно просто воспитать этих детей, к сожалению. Эти дети будут получать ту информацию, которая будет приходить и будут ее обрабатывать, как они способны ее обработать. Общественные организация носители все равно какой-то идеологии, какой-то религии или духовности. Те же скауты. Я, например, был участником съезда молодежного православного движения, занимаюсь его проблематикой в Мордовии. Был участником съезда. Там было и скаутское движение. Оно называется - Общество православных следопытов. Но оно несет в себе определенный духовный религиозный заряд. Организацию общественную можно выбрать, но основам культуры, основами нравственным нужно научить с детства.
М. КОРОЛЕВА Александр, последний вопрос, он касается немного другой стороны. Он касается календаря, отчасти церковного. Дело в том, что это опять-таки не мой вопрос. Вот слушатель Борис. "Вопрос гостю. Когда, наконец, кончится безобразие с церковным календарем, в результате которого страна дважды в год впадает в длительный загул?" Действительно, весь христианский мир закончил праздновать Рождество и Новый год, а мы все продолжаем и как-то странно получается сначала Новый год, а потом Рождество, которое для православного человека праздник куда более важный, чем Новый год.
А. ЧУЕВ - Я понимаю эту проблему, этот вопрос обсуждается не первый раз. Вы знаете, что происхождение григорианского календаря католическое и есть большущая проблема, безусловно. Некоторые православные церкви действуют по другому календарю. Это так. Здесь самый основной вопрос заключается в том, что есть определенное восприятие верующих граждан, которое уже сложилось. Кроме того, эти 13 дней, некуда их деть, а вы понимаете, ведь в православной церкви каждый день это поминание какого-либо святого. Каждый день тот или иной религиозный праздник. И вот эти 13 дней взять и выключить из православной жизни и сказать, - мы сегодня живем, а завтра у нас сразу наступает другое число. Это будет очень серьезной проблемой для верующих, потому что как взять и 13 дней сократить? В этом, я считаю очень большой вопрос. Но я думаю, что здесь может быть и определенная работа и для научных учреждений церковных и это серьезный вопрос для обсуждения священноначалием Русской Православной церкви.
М. КОРОЛЕВА Может быть этот вопрос как-то обсуждается. Патриарх Алексей всегда однозначно говорил, что это никак не будет изменено. Идет дискуссия по этому поводу?
А. ЧУЕВ - Часто он обсуждался, и этот вопрос задают многие верующие. Есть проблемы, и это нельзя просто так взять и изменить, потому что для православного человека каждый день в году очень много значит. Нельзя его взять и просто выбросить из года. Это будет очень серьезной проблемой. Поэтому я считаю, что к этому вопросу надо подходить очень осторожно. Его нужно решать, это вопрос чисто церковный, это вопрос священноначалия, его нужно решать постепенно, возможно, проведя определенные исследования или, может быть, найдя какой-то способ. Я пока не могу ничего ответить в том смысле, что для меня самого это проблема. Действительно, она есть, но решать ее нельзя, взять и поменять просто календарь. Это невозможно, верующие не примут его. Ведь очень важно, чтобы его приняли верующие. Мы завтра объявим, допустим, синод объявит о том, что календарь изменен, но все верующие будут действовать по старому календарю. Так же, как было раньше, и старый Новый год отмечали, и Рождество также будут отмечать - по старому. Просто перейдет из официального в неофициальное состояние.
М. КОРОЛЕВА Спасибо. У нас в эфире был Александр Чуев, зам. председателя думского комитета по делам общественных организаций и религиозных объединений.

http://www.echo.msk.ru/interview/20876/

07.01.2003


Док. 395742
Перв. публик.: 07.01.03
Последн. ред.: 13.11.07
Число обращений: 374

  • Чуев Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``