В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Социальный консерватизм - предпосылки возникновения Назад
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Социальный консерватизм - предпосылки возникновения
"В 2006 году мы видим эксперименты по созданию сразу нескольких конкурирующих запросов - на новую стабильность, на социально ориентированное лидерство и на мобилизацию для борьбы с врагом".

"...Государственной идеологией, я думаю, в ближайшем будущем станет вульгарный популизм... следующий президент России будет сочетать в себе рыночный либерализм с либеральным государственничеством".
А.Шутов



Идеология социального консерватизма, оформившаяся в 2007 году, появилась "не вдруг". Ее зачатки существовали в 90-е годы в форме государственно-патриотической идеологии. Но социальный запрос на эту идеологию в те годы не сформировался: либеральная и коммунистическая идеологии еще были слишком сильны (что проявилось, в частности, в делении общества на "коммунистов" и демократов"). Хотя уже и в те годы была своего рода пограничная зона - "демпатриоты".

Действительно, сформулированные в эпиграфе социальные запросы относятся к вполне определенному временному отрезку, а именно - 2007 году, - когда завершился период внутренней и макроэкономической стабилизации. Именно с ростом таких запросов объективно появляется потребность в выборе стратегии и принятии принципиальных, стратегических решений. Что отражается немедленно в общественном мнении, которое позитивно воспринимает такие символы, как "порядок" (58%), "справедливость" (49%) и "стабильность" (38%), т.е. общественные запросы достигли своего критического уровня, уровня национальной безопасности. Как справедливо подчеркивает в своей работе "Стратегический анализ политики" Э.Ожиганов, "Необходимость стратегических решений становиться очевидной, когда эта триада ("организация - ресурсы - время") оказывается в условиях, которые заставляют отвечать на "вызовы" или оказаться за чертой безопасности".

Подчеркну, что все указанные предпосылки и условия сложились именно к 2007 году, как и соответствующие "вызовы", в т.ч. и на идеологическое и политическое лидерство. Принятие новых стратегических (идеологических) решений стало неизбежным для того, чтобы адекватно ответить на эти вызовы и не оказаться за чертой безопасности. Так, например, на фоне положительных экономических тенденций в 2007 году сохраняются и крайне опасные, отрицательные. Если, например, в 1990 году энергомашиностроение СССР занимало до 12% мирового рынка, то в 2007 году - менее 2%. И это отставание никакое "удвоение ВВП" не сократило.

Поэтому необходимость стратегических (идеологических) решений вызвана как положительными тенденциями - перехода к ускоренному росту (а не развитию), - так и сохраняющимися, даже усиливающимися отрицательными.

И здесь мы пока видим ту же особенность, которая характерна для всего периода В. Путина: стратегические решения принимаются как бы "сами собой", эволюционно, без дискуссии в обществе и широкомасштабной пропагандистской кампании. Так, признание в апреле 2007 года М. Фрадковым поручения В.Путина о разработке долгосрочной социально-экономической стратегии произошло "вскользь" на заседании Правительства РФ. Принятие стратегических программ развития также происходило в рабочем порядке, как правило, на плановых заседаниях Правительства или Госсовета. Эти стратегические решения вырывались из общего идеологического контекста. Иногда это выглядело даже как сознательное решение, диктуемое голым прагматизмом.

    Такой механизм принятия решений неизбежно вызывает критику, ибо увидеть эволюцию принятия стратегических решений без идеологического обоснования не просто. Они "тонут" в обыденной практике работы Правительства, бюрократической процедуре, особенно на фоне случайных сенсаций. Для внешнего глаза логика и динамика практически незаметна, хотя для тех, кто находится "внутри" процесса, она очевидна. Иными словами, широкие общественные и экспертные слои при существующей практике оказываются исключенными из идеологического и информационного процесса. Это объясняет, например, такой парадокс, как достаточно динамичное развитие процессов внутри власти и полное его отсутствие в общественном мнении. Произошел явный разрыв между идеологией, формулированной В.Путиным в своих посланиях и выступлениях в 2005-2007 годах, практической деятельностью правительства, которые стремительно отрывались от осознания обществом и даже частью элиты новизны этих процессов.

Преодоление этого разрыва, к сожалению, происходило не идеологическими мерами, а все тем же "ручным управлением", практика которого сложилась до 2005 года. Отсюда - огромное число личных поручений В.Путина, М.Фрадкова, Д.Медведева и С.Иванова, других руководителей, их точечные и многочисленные поездки по регионам, телеконференции и т.д. Отсутствие формализованной идеологии, таким образом, сказалось на эффективности управления.

Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости".

12 ноября 2007 года.
www.nasledie.ru




Док. 395304
Опублик.: 12.11.07
Число обращений: 477

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``