В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр КЛИМЕНКО: Все, что только мы можем, мы всегда делаем, мы абсолютно открыты Назад
Александр КЛИМЕНКО: Все, что только мы можем, мы всегда делаем, мы абсолютно открыты
СПРАВКА: Александр Викторович Клименко - заместитель руководителя Федерального агентства по науке инновациям, член-корреспондент РАН. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993 г.) и Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техник (2002 г).

Александр Викторович, в этом году заканчивается срок действия Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы. Какую оценку дали бы ее результатам?

Программа заканчивается в конце 2006 г., поэтому говорить сегодня о результатах ее выполнения немного преждевременно. Однако можно рассмотреть промежуточные итоги, которые получены в ходе ее реализации в 2005 г. Здесь, на мой взгляд, нужно сделать одну оговорку. Дело в том, что программа начата еще в 2002 году и имеет две редакции. Первая действовала в период 2002 - 2004 гг., вторая редакция - 2005 - 2006 гг. Если рассмотреть цели и задачи на каждом этапе, то можно утверждать, что это не просто редакции, как какое-то незначительное изменение, трактовка, а принципиально новая программа. Документ начал действовать с 1 января 2005 года, все проекты первой редакции были завершены 31 декабря 2004 года. И хотя программа сохранила прежнее название, она по праву считается программой инновационного характера. В ней предусмотрены мероприятия, направленные на развитие элементов национальной инновационной системы, в ней просматривается инновационная цепочка от генерации знаний до коммерциализации получаемых результатов, четко прописана и выполняется ориентация на приоритеты (их шесть) и многое другое, что впервые внесено в этот документ. В настоящее время делается, как мне кажется, достаточно удачная попытка претворить все задуманное в жизнь. Недавно (15 марта) на коллегии Министерства образования и науки подводились итоги выполнения программы в 2005 г., в целом результаты были одобрены, и, действительно, можно показать, что сделано немало. Еще одна особенность программы состоит в том, что по каждому мероприятию предусмотрены конкретные количественные показатели, индикаторы, поэтому для отчета одних слов мало, нужно выполнить эти индикаторы. Всего их 79, и все они за 2005 г. выполнены и перевыполнены. Получены интересные результаты по разработке новых технологий, есть конкретные достижения по запуску новых центров коллективного пользования (в прошлом году поддержано 37), создано 20 центров трансфера технологий. Есть данные по поддержке научно-образовательных центров и так далее. Таких результатов можно набрать достаточно много, но мне хотелось бы подчеркнуть, что это не россыпь, все это формируется вокруг шести приоритетов программы в направлении движения от знания к бизнесу.

В адрес Агентства звучат обвинения в том, что подход к оценке проектов несколько формальный. То есть деньги вложены, а дальнейшая перспектива, судьба разработок выпадает из поля зрения, остается без внимания.

Меня удивляет такое суждение. Роснаука как раз озадачена тем, чтобы вложенные деньги принесли реальную отдачу. Эта программа, если хотите, одно из крупнейших мероприятий, направленных на реализацию требований Президента страны о переходе экономики на инновационный путь развития. Хочу привести следующий аргумент: всю объявленную тематику готовили рабочие группы, созданные высшим управленческим органом программы - научно-координационным советом. В их состав входили примерно на 70% специалисты, ученые, представляющие академический, ВУЗовский и отраслевой сектора науки, и впервые - представители бизнеса , 15%-20% состава. Мы хотели, чтобы уже на этапе формирования тематики лотов бизнес проявил свою заинтересованность и сказал, что сегодня ему нужно, где и как результаты будут востребованы. Мы как раз стараемся добиться такой ситуации, когда все, что делается, идет не на полку, как это было много раз, а в практику, в промышленность. Поэтому, для меня странно слышать такие суждения. Если обратиться к задачам программы (их 10), то центральная состоит в переводе экономики на инновационный путь развития. Также документ делает упор на разработку механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов для создания и коммерциализации отечественных технологий, развитие инфраструктуры инновационной деятельности и механизмов стимулирования инновационной активности, и так далее, здесь что не задача - так сугубо конкретная, сугубо практическая.

Известно, что участникам конкурса нужно было готовить большой объем документов. Высказывалось такое мнение, что их подготовка осложняется противоречивыми требованиями со стороны Агентства к этим документам. Насколько такие суждения оправданы?

Я бы сказал, трудность эта явно преувеличена, и об этом свидетельствует то количество заявок, которое мы получили в прошлом году. Если говорить о конкурсе, то он составил около 4 заявок на одно место в среднем по программе. Видимо, тематика представляла достаточно большой интерес для научного сообщества и не только, и все заявители нашли в себе силы преодолеть те сложности, которые связаны с подготовкой документов. Кроме того, то, что делает Роснаука, она делает в рамках действующего законодательства. Есть закон о проведении конкурсных процедур, и мы не имеем права отступать от него, поэтому все конкурсы организуются в соответствии с ним. Хочу добавить, что с 1 января нынешнего года вступил в силу новый закон на эту тему, и нам на ходу пришлось кое-что менять, перестраиваться так, чтобы в точности соответствовать новым требованиям. Есть еще один нюанс - мы действительно во многом ужесточили требования к техническим заданиям, это связано с тем, что поменялись масштабы финансирования. Ведь если до переориентации программы у нас были проекты, которые стоили 200-300 тыс. рублей, то теперь минимальный размер проекта - 3 млн. рублей, это разные масштабы! Естественно, спрос с тех, кто претендует на такие деньги, а есть лоты, стоимость которых изменяется десятками миллионов, возрастает. Мне кажется, есть еще чисто психологический момент: были небольшие деньги - были небольшие требования. Суммы увеличились, но никто не хочет отвечать новым требованиям. Я понимаю, что в ходе такой огромной работы, которая была проведена в 2005 г. по запуску новой редакции программы, наверняка, были недостатки, сбои, мы не просто это признаем, а стараемся оперативно поправить. Тем не менее, говорить о каком-то переизбытке необходимых документов для подготовки заявки, я не могу. Весь набор документов - это все то, что написано в законе, а нарушать его мы не вправе.

Сегодня уже можно говорить о том, что ФЦНТП сыграет значительную роль в развитии отечественной науки?

ФЦНТП в своей нынешней редакции ориентирована не на получение новых знаний вообще, а на достижение конкретных результатов в запуске инновационных процессов в стране, создании условий, способствующих их развитию. Оценивать ее результаты нужно не числом и качеством научных публикаций, а числом новых технологий, соответствующих мировому уровню, созданием успешных компаний, работающих на рынке высоких технологий, привлечением средств частных инвесторов для финансирования перспективных разработок.

ФЦНТП заканчивается в 2006 году, будет ли ее продолжение?

Да, программа заканчивается. На той же коллегии Минобрнауки России, состоявшейся 15 марта, о которой я уже упоминал, обсуждалась концепция новой программы, пока она называется "Научно-технологическая база России", сроки ее выполнения запланированы на 2007 - 2012 гг., и она является в определенной степени логическим продолжением того, что сейчас делается. Это легко проследить, если прочитать концепцию новой программы, но, тем не менее, она идет дальше с точки зрения результативности, ориентации на инновационный путь развития страны, на то, чтобы научные разработки получили выход в практическую область, чтобы были отработаны механизмы скорейшего доведения результата до коммерческой реализации. Такая программа действительно планируется.

Уже обозначены какие-то новые направления?

Говорить о новых приоритетах я не могу, они пока не утверждены, но полагаю, что во многом будут продолжены направления нынешней редакции ФЦНТП.

Три блока нынешней программы: генерация знаний, разработка технологий, коммерциализация технологий, предполагается сохранить, добавив еще два, связанные с созданием инновационной инфраструктуры и институциональной базы исследований и разработок. Планируется отработка механизма частно-государственного партнерства, привлечение значительных внебюджетных средств. Это было и в нынешней редакции программы, потому что нынешняя программа при общем бюджетном финансировании предполагает более 50% привлечения внебюджетных средств, и это тоже является весьма характерной особенностью, когда государство, вкладывая деньги федерального бюджета, предлагает бизнесу участвовать в процессе, ожидая получить соответствующую отдачу от частного сектора.

Некоторые ошибки и недочеты в ходе реализации программы, вероятно, проявились. В том числе, и в плане взаимоотношений с представителями научного сообщества. Какие изменения будут внесены?

Сложности, конечно, были. Мне трудно все перечислить, я думаю, что мы с научным сообществом еще много раз будем встречаться, взаимодействовать, и естественно, обратная связь для нас очень важна. Но я скажу, что некоторые отклики, носящие негативный характер относительно нынешней редакции программы, связаны с тем, что, видимо, мы на начальном этапе не были достаточно активны в работе со средствами массовой информации. Все, что только мы можем, мы все делаем, мы абсолютно открыты. Многие вопросы, которые возникли, были связаны с тем, что люди были не до конца информированы, и я считаю, что это и наша недоработка. Нам нечего скрывать, конкурсную тематику формировали не чиновники (в рабочих группах их около 10%), а представители научного сообщества, действующие ученые. Так что претензии о том, что не так сформирована конкурсная тематика, нужно адресовать, в первую очередь, не Роснауке, а своим коллегам. Мы не скрываем и того, что в 2005 г. у нас были трудности со сроками проведения конкурсов и финансирования победителей. Конкурсные процедуры требуют определенного времени, и многие из них, к сожалению, мы смогли организовать и провести только во второй половине года. Безусловно, это создало сложности для исполнителей контрактов, как, впрочем, и для Роснауки. При запуске новой программы мы постараемся все это учесть и исключить подобные задержки во времени. Есть другие чисто рабочие моменты, но мы стараемся уже сейчас, работая с нынешней программой, их исключить.

31 марта 2006

Корреспондент
Татьяна Бархатова

http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=2498

Док. 395272
Перв. публик.: 31.03.06
Последн. ред.: 12.11.07
Число обращений: 387

  • Клименко Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``