В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хризантемы на свалках не цветут Назад
Хризантемы на свалках не цветут
В ноябре Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований ", в котором вопросы охраны окружающей среды и природопользования заняли ведущее место. С принятием этого закона внесены изменения в федеральные законы: "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях ", "О животном мире", "О соглашениях о разделе продукции", в Лесной кодекс Российской Федерации.

- Александр Николаевич, могли бы вы хотя бы кратко охарактеризовать изменения в экологическом законодательстве?

Чем они вызваны?

- Изменения необходимы для того, чтобы на уровне федерального закона развести компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, касающиеся совместного ведения - охраны окружающей среды, недропользования, использования и охраны лесов, а также животного мира.

Прежние соглашения между Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов во многом повторяли нормы федеральных законов, а значит, разграничения полномочий не было. Возникало дублирование.

Теперь Правительство разработало ряд законопроектов, в которых четко прописана компетенция властных органов Федерации и ее субъектов.

Вступление в силу этих законов должно положительно отразиться на всей системе охраны окружающей среды и природных объектов. Кроме того, в них будут четко определены полномочия органов местного самоуправления.

Им дадут большие права в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Например - по экологическому контролю. Ведь Федеральным законом "Об охране окружающей среды", который был принят три года назад, муниципальный контроль устанавливался как один из видов экологического контроля. Но в регионах он так и не был реализован, потому что ни федеральными, ни местными законами не был установлен порядок проведения такого контроля, не указаны права и обязанности муниципальных инспекторов.

Теперь же в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" появилась новая статья 68.1 - "Права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды". Им даны такие же права, как и государственным инспекторам.

От депутатов поступили дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предлагается передать муниципальным инспекторам право рассматривать дела об административных экологических правонарушениях. Наравне с государственными инспекторами.

Это большая ответственность, поэтому российским субъектам и Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора предстоит научить муниципальных инспекторов этой работе.

- А могут ли изменения в структуре государственных органов контроля отразиться на экологической ситуации в регионах?

- Обстановка сегодня довольно сложная. Людей не хватает в федеральных органах экологического контроля, а система муниципального экологического контроля еще не сложилась. Хорошо еще, что новый закон дал субъектам Российской Федерации право проведения государственного экологического контроля за счет собственных средств на переходный период - на 25 год. Ведь в большинстве субъектов бюджеты уже приняты, а средства на экологический контроль в них пока не заложены.

Поэтому несложно предсказать, что безнаказанных нарушений в области охраны окружающей среды в этом году только прибавится, что, конечно, негативно отразится на всей экологической ситуации.

- Уже дважды вносятся изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Чем это вызвано?

Большим количеством пробелов в этом законодательстве или изменениями государственной политики по управлению особо охраняемыми природными территориями?

- Причин здесь много. Закон был принят в 1995 году. Он устанавливал правовые нормы, обеспечивающие функционирование особо охраняемых природных территорий.

С принятием Земельного кодекса РФ, разрешающего частную собственность на землю, сохранение особо ценных природных территорий, имеющих международное и федеральное значение, приобрело важнейшее государственное значение. Возникла необходимость уточнить вопросы создания и управления особо охраняемыми территориями различных категорий, требования к охранным зонам, определить полномочия Российской Федерации по созданию и управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами международного и федерального значения.

Что и сделано в этом законе.

Но из него необходимо включить часть норм, касающихся правового режима использования охранных зон, регулирования деятельности в них. Понятно же, что в охранных зонах должна быть ограничена деятельность, которая может оказать негативное воздействие на эту территорию. Причем закон должен определять лишь минимальные размеры этой зоны.

Границы ее должны определяться с учетом природных особенностей особо охраняемой территории и е? назначения.

- В этот закон, насколько известно, внесены дополнения, а также и в Федеральный закон "О животном мире", в Лесной кодекс РФ. В России, где около 7 процентов территории занято лесами, значительная их часть используется под охотничьи угодья. И вообще вопросы лесопользования и ведения охотничьего хозяйства для местного населения имеют жизненно важное значение... - Лесное законодательство ожидают крупные поправки. Изменения в статье 47 Лесного кодекса РФ компетенция субъектов Российской Федерации ограничат права на владение, пользование и распоряжение преимущественно лесами первой группы, где лесопользование ограничено. Это международного леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, леса первой - третьей зон округов санитарной охраны курортов, леса орехово-промысловых зон, лесоплодные насаждения, леса особо охраняемых природных территорий регионального значения, вдоль железных и автомобильных дорог, леса зеленых зон поселений. Рубка здесь допускается только для обеспечения экологической и санитарной безопасности. Эксплуатационные же леса, все без исключения, находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Предоставление участков в пользование будет производиться только на основании аукционов.

К тому же в субъектах Федерации еще предстоит создать специализированную службу тушения лесных пожаров и подготовки персонала, так как эта работа полностью ляжет на их плечи. И финансироваться она должна из федерального бюджета. На всё это нужны время и средства. Пока же не ясно, как будет осуществляться связь федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства, у которых существует разветвленная и хорошо оснащенная служба информации о возникновении лесных пожаров, в том числе с использованием спутниковой связи и органов государственной власти субъектов Федерации.

Сам я родом из Ставрополья, где преобладают природоохранные и почвозащитные леса, располагающиеся на сельскохозяйственных землях, которые ранее были во владении сельскохозяйственных организаций и относятся преимущественно к лесам первой группы, где ограничены рубки.

По новым правилам субъекты Российской Федерации теперь должны будут разрабатывать и утверждать нормативы лесопользования в лесах, расположенных на сельскохозяйственных землях. Причем в федеральном законе не установлены разрешенные виды лесопользования.

А значит, на субъекты РФ ложится ответственность за сохранение этих лесов.

И еще несколько слов об изменениях в Федеральном законе "О животном мире", которыми устанавливаются права субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира, отнесенными к охоте и рыболовству.

А как быть с остальными объектами живой природы? Очевидно, в закон придётся вносить еще ряд дополнений.

И вообще хотел бы сказать, что мы еще мало внимания уделяем аналитической работе по предлагаемым законопроектам, а если и проводим анализ, то только лишь на соответствие действующим нормам.

В охранных зонах должна быть ограничена деятельность, которая может оказать негативное воздействие на эту территорию. Границы её должны определяться с учётом природных особенностей особо охраняемой территории и её назначения.

СПРАВКА "ПГ"

ИЩЕНКО АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ родился 9 июля 1959 года.

Окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт и Северо-Кавказский государственный технический университет. Кандидат экономических наук. Депутат Государственной Думы.



Парламентская Газета, Москва
10.02.2005
http://www.er-duma.ru/pubs/7568

Док. 395048
Перв. публик.: 10.02.05
Последн. ред.: 11.11.07
Число обращений: 352

  • Ищенко Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``