В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма обсуждения законопроекта во втором чтении Назад
Стенограмма обсуждения законопроекта во втором чтении
ЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ.
21 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА. 10 ЧАСОВ.

Председательствует Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов
Пункт 2, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Слово для доклада предоставляется первому заместителю председателя Комитета по культуре Александру Александровичу Тягунову. Пожалуйста.
Тягунов А. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! В первом чтении данный законопроект был принят два года назад, то есть мы с вами должны отталкиваться от того, что законопроект, регулирующий права, авторские и смежные права, существует, это не поле, которое сегодня надо вновь засевать, это существующий законопроект. Но прошло время, и требуются изменения, потому что закон касается очень многих сфер нашей интеллектуальной собственности, нашей жизни и прочее. Два года прошло с того времени, когда велась систематическая работа с привлечением всех заинтересованных министерств, ведомств, авторских сообществ, представителей той индустрии, которая производит интеллектуальную собственность. Лучшие юристы из этих организаций вырабатывали наиболее оптимальные для России варианты законодательной защиты авторских и смежных прав. Всё это происходило гласно, открыто. Уже в четвертой Думе я занимаюсь этим проектом закона, провел восемь официальных заседаний рабочих и согласительных комиссий, четыре раза проект закона рассматривался на заседаниях комитета. Я к чему подробно об этом сказал? Если сегодня у кого-то возникнет желание поучаствовать и внести что-то новое, то просто это будет нечестно по отношению к нам, к тем, кто работал и двери всегда держал открытыми для всех желающих участвовать в обсуждении замечаний, которые мы сегодня выносим как дополнение к закону.
Представленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предназначен для защиты, для дальнейшей защиты прав авторов и обладателей смежных прав как российских на нашем и зарубежном рынках, так и иностранных на территории России. Законопроект предусматривает адаптированный подход к этой проблеме в рамках цивилизованного рынка, то есть наш проект согласуется в основном с международными актами в этой области. Предложенный вариант является базовой основой для того, чтобы в условиях сегодняшнего дня, когда мировое сообщество обеспокоено масштабами и формами интеллектуального пиратства в России, отразить в отечественном законодательстве положения, предусмотренные специальным Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, так называемым Соглашением ТРИПС, входящим в пакет документов, которые все страны, вступающие в ВТО и связанные со Всемирной торговой организацией, подписали. Учитывая, что внимание к реальным мерам, которые сегодня принимает Россия в сфере защиты авторских и смежных прав, очень велико, необходимо включить в российский закон наиболее важные и существенные нормы, которые позволяют снять остроту данного вопроса. В этих целях предлагается принять поправки, направленные на решение этих важных задач, в частности уточнить критерии для предоставления охраны на территории России произведениям и объектам смежных прав в зависимости от гражданства автора, места происхождения и нахождения произведения или объекта смежных прав, то есть поправки 7 и 39. Поправки к статьям 5 и 35 законопроекта позволяют в полной мере использовать при предоставлении охраны иностранным произведениям рекомендуемые международные договорные специальные правила сравнения сроков - такая международная норма, - а также ввести в законопроект принцип ретроспективной охраны. Необходимо уточнить перечень правомочий авторов и обладателей смежных прав введением права на доведение до всеобщего сведения (это уже норма, которая заставила нас это сделать, - так называемое интернет-право), которое предоставляет правообладателю возможность регулировать использование произведений или объектов смежных прав в Интернете, что предусмотрено как обязательное условие интернет-договорами 1996 года. Это поправки 17, 41, 43. В целях гармонизации сроков охраны произведений российских и зарубежных авторов - вот это очень важно - надо принять поправку 31 об увеличении срока действия авторского права до 70 лет после смерти автора вместо установленных в настоящее время в нашем законодательстве 50 лет, что соответствует не только европейскому законодательству, но и общемировым тенденциям. Не соответствующее данной концепции изменение сроков мы отнесли в число отклоненных поправок. В положениях статьи 3 проекта продлевается авторское право юридических лиц, что позволит издательствам, государственным киностудиям и прочим организациям обеспечить соответствующую охрану произведений и выплату убытков авторам этих произведений (смотрите поправку 60). Одним из существенных вкладов в защиту авторов и обладателей смежных прав от пиратского использования их творческого продукта можно назвать введение статей 481 и 482 (поправка 55), в которых предусмотрены специальные нормы о технических средствах защиты авторского права и смежных прав. Это вводимые правообладателем специальные коды, то есть технические средства и технологии, предотвращающие использование произведений без его согласия, а также информация об авторском праве и смежных правах, то есть это любая информация, которую правообладатель может разместить на произведениях или других охраняемых объектах для того, чтобы он мог идентифицировать легальную продукцию. Улучшающей практическую защиту авторских и смежных прав и усиливающей борьбу с пиратством можно назвать поправку 57, усиливающую в статье 49 гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав, в частности правообладатели помимо защиты своих прав, предусмотренных Гражданским кодексом России, могут требовать от нарушителя выплаты компенсации, причем по своему выбору, и нижний предел мы увеличили, приблизили к международным нормам - 100 минимальных размеров оплаты труда или в двукратном размере стоимость экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимость прав на их пользование. Также предлагается дополнить статью положением о праве организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, обращаться в суд для защиты прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией. Раньше этой нормы не было. В отдельную статью 491 (поправка 58) выделены положения о конфискации контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для воспроизведения контрафактных экземпляров, и иных орудий совершения правонарушений. Приведение законопроекта в соответствие с международными нормами позволит Российской Федерации выполнить обязательства, предусмотренные соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, которое Дума ратифицировала в 1996 году, а также Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, так называемое Соглашение ТРИПС, о чем я уже упоминал выше. Законопроект содержит также некоторые поправки юридического, технического характера, принятые в соответствии с требованиями методических рекомендаций о юридической технике подготовки законопроектов. Это касается изменения названия законопроекта по сравнению с первым чтением (поправка 1). К третьему чтению будут учтены технические замечания, обозначенные в заключении Правового управления. Поправки, предлагаемые к отклонению, что очень важно, и их большинство, либо противоречат действующему законодательству, либо ухудшают его правоприменение или концепцию, заложенную в законопроект, который я вам докладываю, либо не вписываются в текст измененной редакции законопроекта в связи с принятыми поправками, направленными на приведение российского законодательства в соответствие с международными требованиями. Поправки, которые отклонены, у вас сегодня даны во втором варианте, в первом варианте они были разосланы 8 апреля. Но я должен вам сказать, чтобы вы не сомневались в важности принятия этого решения, следующее. Олег Николаевич, я очень уважаю вашу точку зрения, вам наверняка обидно, тот, кто активно участвовал в подготовке нашего проекта ко второму чтению, может спросить, почему ранее обсуждавшийся вариант был по объему больше и вопросов в нем затрагивалось больше. Я не отрицаю этого. Но перед комитетом, особенно на последнем его заседании, встал вопрос: или еще продолжать разговор и перенести рассмотрение на пятницу, на следующий месяц, или все-таки 70 процентов того, что мы подготовили и что не вызывает сомнения ни у представителя правительства, ни у представителя президента, ни у нашего Правового управления, согласовано со всеми, кто участвовал в разработке этих замечаний, принять, то есть сделать практически два из трех шагов в направлении принятия в целом этого закона. Я бы не позволил себе этого сделать, если бы закон принимался как новый, но мы имеем эту законодательную основу, и мы сегодня делаем поправки к этому закону. Представитель правительства Андрей Викторович Логинов сказал, что это необходимо даже сегодня в переговорном процессе с нашими партнерами и коллегами. Значит, надо эту часть закона принять, и мы сделаем огромный шаг в направлении защиты интеллектуальной собственности и борьбы с пиратством на интеллектуальном рынке Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо, Александр Александрович, оставайтесь на трибуне. Есть ли у депутатов по таблице 1 поправок, рекомендуемых к принятию, замечания? Вижу Кузнецова Виктора Егоровича. Пожалуйста, включите микрофон Кузнецову Виктору Егоровичу.
Кузнецов В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня просьба поправку 58 рассмотреть отдельно.
Председательствующий. Спасибо, записал. Есть ли еще какие-то замечания по таблице поправок 1? Нет. Вопрос есть по таблице. Пожалуйста, Сергей Николаевич.
Бабурин С. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Родина". Александр Александрович, по поправке, касающейся замены 50 лет на 70. Правильно ли я понимаю, что помимо вот этой поправки, которая рекомендуется к принятию, вы в статье 2 закона записываете, что по отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего федерального закона, он применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу? То есть у меня вопрос: мы гарантируем, что с принятием этой поправки никто из тех, кто использовал произведения искусства и продукты интеллектуального труда 50 лет, не будут привлечены к ответственности, не будут обязаны компенсировать, не будет обратной силы иметь эта норма?
Председательствующий. Пожалуйста, Александр Александрович.
Тягунов А. А. Ну, я так полагаю, внимательно вы, Сергей Николаевич, посмотрите, что можно ответить на этот вопрос однозначно: гарантируем.
Председательствующий. Хорошо, принимается. Уважаемые депутаты, ставится... Так, Смолин. Это вопрос, да? Смолину Олегу Николаевичу, пожалуйста, включите микрофон.
Смолин О. Н. Уважаемый Александр Александрович, я действительно отношусь с уважением, естественно, и к вам, и к Комитету по культуре. Но в связи с тем, что мы не успели по-настоящему посмотреть последний текст, если можете, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Согласно мнению экспертов нашего комитета, которые работали вместе с вашими экспертами в рабочей группе, если мы принимаем закон в данной редакции, происходит следующее. Школьный вечер, исполняет группа учеников, скажем, три песни Высоцкого и две песни Окуджавы. Если кто-то, извините за непарламентское выражение, настучит в авторское общество, за каждое такое исполнение - оно подпадает под понятие "публичное исполнение" - придется платить 10 тысяч рублей. Правильно или неправильно? Если нет, то, если можно, ответьте со ссылкой на конкретную норму.
Председательствующий. Пожалуйста, Александр Александрович.
Тягунов А. А. Олег Николаевич, на предпоследнем заседании комитета рассматривалось письмо вашего председателя Николая Ивановича Булаева. По этому вопросу было три поправки. Присутствовали ваши представители Дулинов, Мельников и Кудрявцев. Я, может быть, в каких-то вопросах меньше разбираюсь, но голосованием пришли к выводу, что вот эту норму, о которой вы говорите, надо оставить в той редакции, которая сегодня прописана в существующем законе.
Председательствующий. То есть изменение этой нормы не предусмотрено.
Тягунов А. А. Мы изменение этой нормы не предусматриваем. И вчера еще по электронным... Там же очень важно то, что было по Интернету, по библиотекам, которые работают с электронными средствами. Мы, учитывая, что это новое, прописали это в новом законе как плюс для школьных, только школьных библиотек. Долгий спор шел, что же такое школьная библиотека. И, Олег Николаевич, отвечаю на ваш вопрос так же однозначно, как Сергею Николаевичу ответил: если это школьная библиотека, а не школьное помещение, я отвечаю на ваш вопрос положительно - да, закон предусматривает работу без всяких последствий.
Председательствующий. Спасибо. Уважаемые депутаты, ставится на голосование таблица 1 поправок без поправки 58, по которой есть замечание. Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 49 мин. 05 сек.)
Проголосовало за 350 чел. 77,8%
Проголосовало против 11 чел. 2,4%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Результат: принято
Принимается. Теперь отдельно рассматриваем 58-ю поправку. Вопрос был у Кузнецова Виктора Егоровича. Пожалуйста, включите микрофон Иванченко.
Кузнецов В. Е. Уважаемые депутаты, дело в том, что 58-я поправка касается как раз статьи 491, где речь идет о конфискации контрафактных экземпляров, и не только их, но и оборудования, и прочего, что используется при их воспроизведении. Я за то, чтобы наводить порядок, это совершенно точно, но, если это вводится вот таким путем, завтра мы закроем или ликвидируем многие радиостанции. Я уж не говорю о дискотечных клубах, интернет-клубах - вот это всё мы ликвидируем одномоментно. Нет какого-то переходного периода для приведения в соответствие требованиям. Убедите меня в том, что есть, дана возможность всем нашим радиостанциям, телевизионным станциям и прочим, где что работает, даже вот школьным клубам - правильно говорят, - где ребятишки там веселятся, приобрести, перейти на нормальную продукцию. Ведь всё, что сегодня есть в культуре и в сфере общения, - это всё контрафактное, вернее, не контрафактное, всё это, как говорится, краденое. Всё же краденое! А если мы сейчас примем эту норму вот так, значит, всё, завтра, извините, надо закрывать клуб и ликвидировать всё это - оборудование радиостанции изымать, телестанцию изымать и всё, всё, всё. Всё по этой вот поправке идет.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Александр Александрович.
Тягунов А. А. Отвечая на ваш вопрос, нельзя не согласиться с тем, что это есть в нашей действительности. Всё, что вы сказали, и всё, что Олег Николаевич сказал, в полной мере соответствует нашей жизни. Но вы посмотрите, что вы сейчас говорите. Мы хотим вступить в рынок цивилизованных отношений. 90 процентов пиратской продукции на рынке! Если мы сейчас пойдем по пути снижения требований к изъятию и мер, касающихся пиратов, давая им какую-то отдушину или промежуточный срок, для того чтобы они перешли на что-то новое, ну я... Во-первых, голосование по этому вопросу шло очень жесткое. Статьи 58 и 49 закона обсуждались предметно, но голосовали, конечно, за ту редакцию, которая предложена в законопроекте, и я полагаю, что и сегодня большинство депутатов, наших с вами коллег, согласятся, что норму надо ужесточить. Другое дело, что правоприменительная практика в России такая, что мы с вами еще будем бултыхаться в этом вопросе, и, я думаю, тех, кто будет еще совершать все эти противоправные дела, еще далеко не ждет та кара, о которой Николай Игнатович всё время говорит, кара небесная. Они будут еще пока совершать противоправные дела, потому что хотя закон у нас и есть, но исполнять его мы еще слабо научились.
Председательствующий. Спасибо. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 58. Кто за то, чтобы принять поправку 58? Депутат Кузнецов против. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты голосования.
Результаты голосования (10 час. 53 мин. 13 сек.)
Проголосовало за 307 чел. 68,2%
Проголосовало против 62 чел. 13,8%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Результат: принято
Поправка 58 принимается. Уважаемые депутаты, есть ли у кого-либо замечания по таблице 2 поправок, рекомендованных к отклонению? Нет замечаний. В таком случае таблица 2 ставится полностью на голосование. Кто за то, чтобы принять таблицу 2 отклоненных комитетом поправок? Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты голосования.
Результаты голосования (10 час. 54 мин. 07 сек.)
Проголосовало за 343 чел. 76,2%
Проголосовало против 28 чел. 6,2%
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Результат: принято
Таблица отклоненных комитетом поправок принимается. Уважаемые депутаты, ставится на голосование: принять законопроект во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 54 мин. 41 сек.)
Проголосовало за 373 чел. 82,9%
Проголосовало против 32 чел. 7,1%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Результат: принято
Принимается.



http://www.duma.gov.ru/

Док. 394811
Перв. публик.: 10.05.04
Последн. ред.: 10.11.07
Число обращений: 355

  • Тягунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``