В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Образование - это путевка в жизнь` Назад
`Образование - это путевка в жизнь`
Журнал "Обучение и карьера", No12, июль 2005 г.



    Наш юный друг! Выбирая себе профессию, вспомни бессмертное творение А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", когда три девицы под окном разговорились о том, кем бы они хотели стать. Самое удивительное, что практически все знают наизусть эти строки, но почти никто всерьез не рассматривает их как методологический образец. Помните, одна захотела стать поварихой, другая - ткачихой, а третья, самая амбициозная, говоря на современном языке, вознамерилась стать женой царя и матерью его ребенка. И у всех троих желания исполнились! Казалось бы, радуйся: то, что ты хотела, реализовалось. Ан, нет, с этого начались интриги и зависть, о которых в гениальной литературной форме поведал нам Александр Сергеевич. Одно дело быть прислугой или занимать рабочую должность. А другое - попасть в "калашный ряд", войти в круг избранных фортуной людей.
    В чем же дело? Неужели эфемерные мысли и мечты могут материализоваться в земной жизни? Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Глядя на многих из тех, кто сегодня составляет цвет российской политической и финансовой элиты, начинаешь верить, что такое возможно. Наш собеседник А.А.Тягунов - первый заместитель Председателя Комитета Государственной думы РФ по культуре, доктор философских наук, профессор - стартовал тоже не с самых высоких позиций, но вошел в состав современного российского истэблишмента.

- Александр Александрович, вы занимаете высокий государственный пост, который дается далеко не каждому гражданину России. Интересно, как в Москве делается политическая карьера?
- До Москвы и большой политики у меня был длинный путь. Я - житель Тверской области в нескольких поколениях. От своих предков унаследовал самую, что ни на есть, земную профессию строителя. Мой прадед был еще десятником на строительстве знаменитого Путевого дворца в Твери, с которым связаны имена таких архитекторов, как Казаков и Росси. После окончания вуза я начал работать рядовым мастером, потом прорабом, и за 25 лет работы в сельском строительстве прошел все ступени профессиональной лестницы до самого верха, став руководителем крупнейшего строительного объединения области "Агрострой". За эти годы исколесил, объездил всю область, что называется, вдоль и поперек. Сколько объектов различного назначения мы построили на селе - не сосчитать. Это был один из самых счастливых периодов моей жизни. Поверьте, это особое чувство радости и удовлетворения видеть конкретные результаты своего труда в виде зданий и сооружений, выросшие иногда буквально из ничего, на пустом месте. Это потом в моей жизни произошел крутой поворот, когда в 1995 году по призыву тогдашнего премьер-министра Правительства В.С.Черномырдина я серьезно занялся политикой, вступив в общественно-политическую организацию "Наш дом - Россия". Вот тогда и началась политическая часть моей биографии.

- Но политическая деятельность многим кажется не такой трудной работой, как, например, строить дома. Разве не так?
- Конечно, нет. Может быть, чисто физически политическая работа не такая тяжелая, как у каменщика, но то, что она требует высокого профессионализма, больших знаний, опыта, кругозора, квалификации, ответственности и много другого, чего необязательно иметь любому специалисту в других областях - несомненно. Это высочайшая школа, в которой надо учиться не за партой, а непосредственно у самой жизни. Став депутатом 2-ого созыва Государственной думы, я сначала работал заместителем Председателя Комитета по связям со странами СНГ, главной заслугой которого считаю создание парламентского союза России и Белоруссии. Мы тогда подготовили все, чтобы у нас стал общий легитимный парламент. Но с приходом нового Президента в России наши отношения с республикой Беларусь приобрели несколько иной вектор развития. Вторую половину своей депутатской деятельности во 2-ой Думе я занимался уже в Комитете по экономической политике, который возглавлял мудрый человек, высококвалифицированный специалист Юрий Дмитриевич Маслюков. С ним я участвовал в подготовке 15 законопроектов по экономической стратегии страны. Это была интереснейшая и напряженная работа. Именно тогда я по-настоящему понял, что такое законотворческий процесс и научился законотворческой деятельности, что потом очень помогло на политической и государственной работе.

- В вашу трудовую биографию вписаны четыре года работы в системе исполнительной власти в администрации Тверской области в качестве заместителя Губернатора. Как вы расцениваете эти годы с точки зрения карьерного роста?
- Это подарок судьбы, что мне выпала возможность поработать на этой должности. Я курировал очень серьезные направления, которые народ легко видел и оценивал: строительство, лесной комплекс и историко-культурное наследие. Результативность этой работы была налицо. По ним ведь сразу видно, чего человек стоит. Народ в итоге оказал мне доверие, избрав через 4 года депутатом 4-ого созыва Государственной Думы России по Бежецкому одномандатному округу.

- В вашей трудовой жизни случались перемены места и характера работы, особенно в годы рыночных реформ. Вы можете сказать молодым людям: что лучше, почаще менять место работы, искать, где интереснее, выгоднее, или сидеть на одном месте, методично повышать свою квалификацию и профессионализм?
- Существует период жизни, когда человек сначала накапливает потенциал. Сошлюсь на свой опыт. Прежде, чем занять высокие должностные места, я последовательно прошел все ступени роста. Приобрел колоссальный опыт. Без бахвальства скажу - был таким руководителем и специалистом, что обмануть меня было нельзя. Мне было интересно, а пока человеку интересно, он растет. И карьера у него получается вроде, как бы сама собой. "Прыгать" с места на место не нужно. До определенного возраста, лет до 50-ти, пока проходят самые зрелые творческие годы, не стоит менять вектор трудовой деятельности. Надо энергию направить в профессиональный, квалификационный, организационно-административный рост. Но потом наступает момент, когда вдруг чувствуешь, что достиг потолка, исчерпался, нет внутреннего рвения к работе, пропал "кураж". У меня такое случилось, когда я был уже многие годы начальником "Агростроя". А работать спустя рукава - не по моему характеру. Мне захотелось перемен в жизни. Это была одна из причин, почему я пошел в политику. Это логически вытекало из всего хода моей жизни. И не ошибся. Другим советую: не реагируй на поступающие, может, даже выгодные предложения поменять работу. Стань вначале высоким профессионалом, но, когда почувствуешь, что настал конец твоему интересу и росту, что исчерпал себя - перемещайся дальше.

- Американцы говорят: через 5-6 лет меняй работу. А вы как считаете?
- Не согласен. Надо расти на той работе, которую ты определил для себя как дело своей жизни. Надо состояться в своей профессии, стать супер-профессионалом. Чувствуешь, что достиг "потолка", тогда другое дело. И не нужно нам слушать и ориентироваться на всех подряд. У американцев своя ментальность, у нас - своя. Мы - русские, российские люди, самый умный и прагматичный народ. Это доказывает история. В некоторых вопросах мы просто проявляем стеснительность, не умеем рвать на себе рубашку, а ведь иногда надо бы.

- В советские годы, если помните, слово "карьера" чаще употреблялось в негативном смысле. Как к этому понятию относитесь вы?
- Нормально отношусь. Плохо отзывались о людях, которые делали карьеру, идя, как тогда говорили, по костям, по "трупам". То есть, нарушая какие-то очень святые правила жизни, морально-этические устои. А когда человек своим трудом и старанием вырастает в прекрасного специалиста и руководителя - это замечательно, такое нужно всячески приветствовать и поощрять. Не зря говорят, плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. Я, например, с детства мечтал быть начальником, хотел доказать себе и воспитавшим меня деду и бабушке, что они вырастили хорошего, состоявшегося человека.
Сейчас в понятие "карьера" внесены определенные смысловые коррективы. На первый план выдвинулось материальное благополучие. Но и это нормально. А кто не хочет быть материально обеспеченным человеком? Кто не хочет жить лучше? И законы рынка помогают этому процессу, способствуют выдвижению преимущественно сильных личностей, способных быть лидерами в серьезной конкурентной борьбе. Нас вели по той жизни комсомол, партия, начальство, а теперь рынок сам отбирает сильных, по-хорошему алчных, агрессивных молодых людей.
    
- Очень было бы интересно услышать ваши суждения о необходимости получения профессионального образования?
- Образование - это путевка в жизнь. С другой стороны - это способ зарабатывания средств на жизнь для себя и своей семьи. Обычно к профессии человек присматривается, примеривается еще с детства. В мои годы мальчики хотели быть офицерами, летчиками, девчонки - артистками. Сначала на выбор профессии влияет окружающая нас социальная среда, семья, друзья, школа. Потом у человека начинает проявляться только ему данное свыше призвание. Важно это уловить и направить молодого человека по правильному пути, по той дороге, в которой в наибольшей степени разовьются его дарования, которая приведет в персонально уготованное ему место. Процесс это очень сложный. Кто-то - родители или учителя - могут умело подвести подростка к выбору будущей профессии. Но чаще всего это не происходит, и человек долго стоит на перепутье. Иногда в малых городах и выбирать не приходится. Выбор профессии диктуется наличием расположенных в данной местности вузов. Или модой, приоритетами на современные профессии. Не редкость, когда специальность выбирают "по наследству" от своих родителей и предков. В общем, путей много, поэтому выбор сделать трудно. Методологически этот процесс можно разделить на три составляющие, рассматривая образование, во-первых, с точки зрения престижа (в наше время диплом являлся неким свидетельством особой избранности, интеллигентности человека, хотя в современности это уже не имеет такого значения), во-вторых, как возможность в дальнейшем прокормить семью, и, в-третьих, образование для души. Если сумел объединить все составляющие вместе, тогда выбранное образование попадает в точку. Сегодня, кстати, возможности для получения высшего образования с учетом негосударственного сектора стал гораздо шире, и эти критерии совмещать еще проще.

- Как вы относитесь к предлагаемым реформам в системе российского образования?
- То, что реформы образовательной сферы, как и экономики в целом, необходимы - это очевидно. Полагаю, что процентов на 70 предложения Министерства образования и науки РФ разумны и логичны. Проект преобразований в целом увязан с системой управления страной, а потому эти предложения естественны и необходимы. Но я категорически не согласен с тем, как их хотят внедрить в живую практику. Опять "галопом", опять наспех, без серьезного обсуждения и апробации. Мы это уже проходили. Пресловутый 122 закон "о монетизации льгот" послужил нам хорошим уроком. Это касается большой массы людей. Семь раз отмерь, один раз - отрежь. Я присоединяюсь к тем депутатам и голосам общественности, которые говорят, что реформу образования в порядке эксперимента нужно сначала опробовать в 3-4 регионах. Набить шишек и синяков. Отработать на конкретной практике и понять, что хорошего и плохого содержится в предлагаемых новшествах министерства, скорректировать их в соответствии со здравым смыслом, и уже тогда распространить на всю страну. Нельзя их принимать так же, как мы поступили со 122 законом. Впопыхах, на скорую руку. 30 процентов предложений по образовательной реформе сразу вызывает серьезные возражения, и даже - отторжение. Надо продолжить эту работу.

- Но согласитесь, что платная форма обучения "тихой сапой" начинает доминировать в образовательной системе, в то время, как платежеспособность населения остается крайне низкой. Что же делать?
- Согласен, проблема существует. Но уже сегодня процентов на 25 - 30 наше образование платное. Там, где, казалось бы, узаконены государственные субсидии на образование, мы называем это "бесплатным обучением", часто существует скрытая форма оплаты. То есть, говоря откровенно, наличествует взяточничество и коррупция. Хотим мы того или нет, в перспективе необходимо уходить от " бесплатности" образования. Слово "бесплатно" вообще должно уйти из нашего лексикона. Ничего бесплатного не бывает. Все равно за учебу кто-то платит: или гражданин, или государство. Сегодня идет постепенный рост заработной платы по стране, увеличиваются пенсии и различные дотации. Примерно 50 - 60 процентов населения может потихоньку переходить на платные формы обучения. Другое дело, что в нашем обществе должны быть даны очень твердые гарантии тем малоимущим гражданам, кто в ближайшие десятилетия, а может быть вообще никогда, не смогут платить за образование. Государство обязано взять эти расходы на себя.

- Сколько человек может и должен учиться, как вы думаете?
- Мой опыт свидетельствует, что всю жизнь. Будучи строителем, кандидатом технических наук, в 60 лет я пошел защищать докторскую диссертацию на философскую тему. Нет предела совершенству. Человеку, который не перестает учиться, интересуется новыми знаниями, даровано длинное будущее. А тот, кто считает, что всего достиг, стал мудрым, зрелым, всезнающим, дошел до верхушки бытия - значит, он приготовился к летальному исходу. Сначала духовному, а потом и физическому. Когда пора заканчивать учиться? Я бы сказал, с последним дыханием...

- Судя по вашему образованию и опыту работы, вы трудитесь не в профильном для себя Комитете Государственной думы. Почему? Наверное, это нелегко - работать в малознакомой области, каковой является сфера культуры?
- Признаться, сначала я и сам недоумевал. Можно было бы использовать мой опыт хозяйственника в работе экономических или промышленных структур Госдумы. А тут Комитет по культуре. Но фракция "Единая Россия" направила меня именно сюда, и, подчиняясь партийной дисциплине, я стал заниматься "культурой". И через некоторое время втянулся, появился огромный интерес к этой работе, а сейчас откровенно рад, что мне досталась эта очень сложная, но интересная отрасль. Проблем здесь, на самом деле, очень много. Начиная с финансирования, которое как велось, так и ведется по остаточному принципу. Наша задача - переломить ситуацию и увеличить бюджетные отчисления на культуру с 1,29 процента, как в Гондурасе или Береге Слоновой Кости, до уровня цивилизованной страны. Работа ведется одновременно по 58 направлениям. На пороге реформы в области культуры, которые мы должны провести грамотно, с учетом уже сделанных нами ошибок в недавнем прошлом.

- В заключение, последний вопрос, Александр Александрович, который мы часто задаем нашим собеседникам. Знаете ли вы формулу успеха? И что можете посоветовать молодым людям, чтобы преуспевать в нашей жизни?
- Посоветовал бы каждому начинающему жизнь молодому человеку мысленно выстроить галерею образов героев, которые особенно ему нравятся, которым он хотел бы следовать. Подражать совсем не зазорно, только важно знать, кто является твоим идеалом. Проанализировать, посмотреть их жизненный путь. Сделать, слепить в голове один собирательный образ и стараться дотянуться до него по жизни, соотносить свои дела и поступки с ним. Все живое тянется к солнцу, и, питаясь, обогреваясь его лучами, маленький зеленый расточек поднимается могучим деревом. В конце концов, смысл земного бытия человека заключается в том, чтобы вырасти на хороших примерах и стать крепкой, сильной личностью, состояться в этой жизни.

Беседовал Николай Казанцев

http://www.duma.gov.ru/

Док. 394807
Перв. публик.: 12.07.05
Последн. ред.: 10.11.07
Число обращений: 448

  • Тягунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``