Сегодня на ваше рассмотрение выносится проект областного бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.
Вы знаете, что проект бюджета был отправлен на доработку, поскольку, с моей точки зрения, документ имел недостаточную социальную направленность.
Экономический потенциал Самарской области дает возможность проводить ещё более сильную и эффективную социальную политику. Поэтому мы увеличили социальные расходы на миллиард рублей, направив эти деньги на решение самых насущных вопросов - ремонт больниц и школ, строительство и реконструкцию дорог.
В составе материалов к бюджету, с которыми вы, я полагаю, уже по-знакомились, представлены Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2008-2010 годы.
Я бы хотел остановиться на наиболее важных положениях этого документа.
Первое - это оценка качества бюд-жетной и налоговой политики, проводимой в предыдущие годы. Определён-ные успехи, безусловно, были достигнуты. Недаром самарская область считается тем регионом, где степень продвижения федеральных реформ и реализации собственных инициатив является одной из самых высоких. Но нам с вами еще многое предстоит сделать.
Главные распорядители средств областного бюджета и органы местно-го самоуправления поселений пока не до конца реализуют все полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством. Работа, направленная на внедрение системы, ориентированной на результат, не завершена.
Второе, о чем бы непременно хотелось сегодня сказать, - это реализация тезисов Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 годах". Факти-чески оно является программным документом, обозначившим определённые проблемы, которые предстоит решить и Самарской области.
Как отметил Президент России, затянутые и громоздкие процедуры подго-товки бюджетов не позволяют "чётко разделить политические и "технологи-ческие" аспекты бюджетного процесса".
Учитывая, что бюджет формируется на основе реестра расходных обязательств, определе-ние объёма расходов на то или иное направление должно происходить путём принятия соответствующих законов и постановлений.
Большое внимание в Бюджетном послании Президента Российской Федерации уделяется про-блеме качества предоставляемых государственных услуг и недостаточной самостоятельности главных распорядителей и бюджетных учреждений.
С 2008 года будет внедрён механизм, стимулирующий бюджетные уч-реждения к повышению качества оказываемых услуг. Речь идёт о государст-венном задании на оказание услуг. Кроме того, следует более активно прово-дить работу по созданию автономных учреждений.
Мы впервые принимаем бюджет на три года. При этом его реализация будет проходить в условиях федеральной бюджетной реформы, основанной на существенных поправках в Бюджетный кодекс.
Основной целью реформы является переход от исторически сложив-шейся системы управления затратами к системе, ориенти-рованной на результат, что характерно для стран с развитой рыночной эконо-микой.
Действующий до сих пор порядок бюджетных отношений предусмат-ривал формирование мероприятий по направлениям затрат. В итоге мы получали непо-средственный результат в виде количества пролеченных и обученных, километров построенных дорог. О качестве данных показателей речи не шло.
Новый порядок предполагает определение целевых ориентиров и достижение конкретных результатов, формирующих общест-венно значимый эффект, то есть количество здоровых граждан, конкурентоспособность вы-пускников учебных заведений, улучшение транспортной доступности.
Переход от управления затратами к управлению результатами, безус-ловно, затрагивает форму утверждаемого бюджета. Невозможно, определив конкретные статьи затрат для главного распорядителя, добиваться от него качественного результата - он будет отчитываться о потраченных средствах на то или иное направление расходов.
Поэтому, предоставив свободу в благих целях, необходимо позаботиться и о системе ответственности. И здесь должна быть сформирована и ут-верждена нормативным правовым актом система показателей - индикаторов общественно значимого результата, или, другими словами, показателей результативности.
За каждым главным распорядителем (за исключением законодательно-го, судебных и избирательного органов) следует закрепить свои пока-затели результативности, по которым будет оцениваться их деятельность и определяться объём дополнительно выделяемых бюджетных ресурсов.
Причём ответственность должна быть персональной! Эти показатели должны быть приняты на заседании Правительства Са-марской области до конца 2007 года.
Хотелось бы обратить ваше внимание на налоговую политику Самарской области. В первую очередь, она определяется потребностью в увеличении нало-гового потенциала региона в целом и, как следствие, - бюджетной обеспе-ченности.
Качественное изменение налоговой базы неотделимо от развития эко-номики региона. Поэтому необходимы реальные шаги в решении задачи, поставленной Прези-дентом Российской Федерации В.В. Путиным, по переходу от активного влияния на формирование промышленной среды к активным действиям по созданию новой промышленной среды.
Необходимы меры по модернизации экономики Самарской области, в том числе путём её перевода на инновационный путь развития, способст-вующий укреплению конкурентоспособности региона.
Одновременно не стоит забывать и о качестве налогового администри-рования. С этой целью уже в ближайшее время Правительством Самарской области должна быть утверждена чёткая и прозрачная программа действий органов власти области по увеличению доходов бюджета.
Еще один важный пункт в представляемом документе - это основные концептуальные направления бюджетной поли-тики в области расходов.
Впервые в областной бюджет включается весь объём принятых рас-ходных обязательств. Следовательно, увеличивается ответственность за при-нимаемые решения.
Но взвешенная оценка таких расходов невозможна в рамках бюджета одного года, поэтому на ваше рассмотрение выносится трёхлетний бюджет.
Переход к управлению результатами открывает широкие горизонты перед главными распорядителями по эффективному использованию бюджет-ных средств.
Одним из механизмов реализации такого подхода станет государственное задание на оказа-ние услуг, о котором уже говорилось выше. В новых условиях бюджетные средства направляются не на содержание учреждений, а на оплату услуг, ко-торые они оказывают. При качественном формировании государственного задания и контроле за его выполнением бюджетным учреждениям будет пре-доставлено право самостоятельно утверждать свои сметы.
Другим механизмом является изменение системы оплаты труда: пере-ход от тарифной сетки к системе, учитывающей отраслевую специфику. Это уже сделано в системе образования и, частично, в сферах культуры и здравоохране-ния.
Как указывается в Бюджетном послании Президента Российской Феде-рации, "применение таких систем должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, а также достижение достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере".
Одновременно предлагаю наложить запрет на увеличение штатной численности работников учреждений при наличии незаполненных вакансий. Вакансии практически всегда приводят к скрытым формам увеличения нагрузки на работников, а это недопустимо!
Уважаемые коллеги!
Ещё одно ограничение, которое я предлагаю установить, - это запрет на увеличение числа государственных служащих Самарской области.
Считаю, что имеющаяся численность госслужащих достаточ-на для реализации полномочий правительства Самарской области. Более того, должна быть проведена работа по их сокращению. Те работники, которые связаны с оказанием услуг юридическим и физическим лицам, должны перейти в штат создаваемых автономных учреждений.
Одновременно должны быть составлены чёткие и понятные каждому гражданину реестр и регламенты предоставления платных и бесплатных го-сударственных услуг, оказываемых Самарской областью.
Хотел бы еще раз обратить ваше внимание на социальную составляющую бюд-жета.
Несмотря на то, что в Самарской области уровень социальной под-держки населения является одним из самых высоких среди регионов При-волжского федерального округа, мы не должны останавливаться на достигнутом. Необходимо искать варианты дальнейшего усиления социальной направленности бюджета в таких сферах как образование, здравоохранение, культура и социальное обеспечение вне зависимости от масштаба проблем.
Учитывая, что 2008 год является Годом семьи, особое внимание необ-ходимо уделять демографической ситуации в регионе, улучшению материального положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жиз-ненной ситуации.
Еще один раздел Основных направлений бюджетной и налоговой поли-тики Самарской области посвящен дефициту бюджета, государственному долгу и расходам инвестиционного характера.
При разработке проекта областного бюджета на 2008 год и на плано-вый период 2009 и 2010 годов было принято решение об установлении пре-дельного уровня долговой нагрузки в размере 40% от объёма собственных доходов бюджета.
Практически весь прирост государственного долга направлен на увели-чение бюджетных расходов инвестиционного характера. Эти инвестиции обращены непосредственно на улучшение качества жизни населения Самар-ской области: строительство жилья, больниц, школ, дорог. Они дают продолжительный социальный эффект - этими объектами сможет пользо-ваться не одно поколение наших граждан.
Также хочу подчеркнуть, что мы делаем качественный рывок в инвестиционных расходах в 2008 году, в том числе и для того, чтобы в максимально короткий срок завершить строительство уже начатых объектов.
Вместе с тем нельзя забывать, что расходы бюджета невозможно увеличивать безгранично: несоблюдение установленного уровня долговой нагрузки может при-вести к потере управляемости государственным долгом, невыполнению обязательств, которые взяла на себя область, снижению кредитного рейтинга и, как следствие, удорожанию новых заимствований.
Наконец, последний раздел посвящен внутриобластным межбюджетным отношениям в 2008-2010 годах.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами в 2008 году в составе областного бюджета создаётся фонд стимулирования муниципальных образований. Его средства будут выделяться в виде дотаций органам местного самоуправления, достигшим самых высоких результа-тов и имеющим наилучшую динамику развития в процессе качественного управления муниципальными финансами.
Одновременно планируется усилить контроль за муниципальными образованиями, в бюджете которых велика доля трансфертов из областного бюджета.
Уважаемые депутаты!
Концептуальные положения представленного документа легли в основу проекта областного бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.
Надеюсь, что более активная реализация бюджетной реформы будет способствовать развитию экономики региона и улучшению качества жизни населения Самарской области.