В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кавказ ценит не только силу, но и справедливость Назад
Кавказ ценит не только силу, но и справедливость
Что ни день приходят тревожные новости из разных мест Северного Кавказа: убийства, взрывы, нападения. Какие меры надо предпринять в этой непростой ситуации? Как развязать кавказский узел?

Об этом и шла речь в разговоре нашего корреспондента с председателем Комитета Госдумы по делам национальностей Евгением Трофимовым .

- Нас всех тревожит тот факт, что богатый ресурсами, известный всему миру своими курортами, туристическими и спортивными базами, обладающий огромным интеллектуальным и кадровым потенциалом Северный Кавказ превратился в регион межнациональных конфликтов, стал полигоном бандитизма и международного терроризма и сегодня воспринимается в массовом сознании как фактор угрозы национальной безопасности России. В некоторых республиках уже выросло целое поколение, которое не знает, что такое жить в условиях мира. Оно приспособилось к условиям войны, которая снижает ценность человеческой жизни, смещает моральные акценты, и в условиях социально-экономического кризиса, безработицы, насыщенности края оружием в регионе процветает преступность, в том числе такие опасные ее разновидности, как торговля оружием, наркотиками, убийства и похищения людей.

При этом преступность здесь смыкается с крайними формами проявления религиозного, национального и политического экстремизма, являющегося питательной средой международного терроризма, направляемого его идеологами на уничтожение многонациональной России как единого государства. И, к сожалению, сегодня трудно назвать какую-либо республику Северного Кавказа, где бы не происходили террористические акты.

- Острота этой проблемы различна в разных субъектах Федерации: одна ситуация в Ставрополье или Ростовской области, другая - в Дагестане или Ингушетии и совсем иная - в Чечне.

- На Северном Кавказе мы видим чрезвычайное многообразие моделей экономического, политического, социального, этнокультурного развития, и если постоянный диалог цивилизаций является естественной формой существования для нашей страны в целом, то такой диалог тем более является необходимостью для Северного Кавказа. С тем уточнением, что здесь существование и взаимодействие различных цивилизаций заметны наиболее отчетливо. Причина того ясна - их много на сравнительно небольших территориях, и поскольку здесь потенциально сталкиваются различные взгляды на жизненные ценности, то в случае потери межэтнических связей это может привести к межэтническим столкновениям. Я считаю положение на Северном Кавказе сегодня очень сложным, близким к катастрофическому. И, к сожалению, действенных мер для исправления ситуации пока принимается слишком мало. Это тревожит.

- Что же делать?

- На деле укреплять правопорядок и власть, совершенствовать кадровую политику. События в станице Бороздиновская Чеченской Республики показывают, что до укрепления власти и правопорядка здесь еще далеко; эти события - беспредел, немыслимый в цивилизованном государстве. В то же время власти, к сожалению, не только пока не могут предотвращать подобные события, но не в состоянии эффективно и быстро их расследовать. Похоже, общество привыкает к террористическим актам, и сообщения об очередном возбуждении уголовного дела уже проходят мимо нашего сознания.

Между тем в подобных случаях Генеральная прокуратура, МВД должны действовать быстро, жестко и давать объективную оценку ситуации. Каждый, кто жил и работал на Кавказе, знает, что здесь ценят власть, силу и справедливость.

Необходимо провести политику активной социализации Юга России. Ведь подумайте только, в некоторых республиках Северного Кавказа до половины населения - безработные. Бюджет республик за счет дотаций вырос за последние годы в среднем в три раза, однако большой отдачи деньги не дают. Значит, нужны принципиально иные подходы, вложения под конкретные дела, конкретные программы, под создание рабочих мест.

Представляется, что пришло время более активно привлекать к решению проблем Чеченской Республики представителей московского и вообще крупного российского бизнеса. Нужно подумать, чем можно их привлечь, с тем чтобы они вкладывали сюда свои средства и чтобы эти средства работали в регионе, принося доход инвесторам и помогая поднимать культуру и экономику региона. И пример во всем этом должно показывать Правительство России.

Кроме того, надо стремиться установить соответствующие контакты и с теми, кто сейчас проживает за рубежом и позитивно относится к положительным процессам, происходящим сегодня на Северном Кавказе вообще и в Чечне в частности.

Уверен, что развитие хозяйства помимо всего прочего окажет мощное морально-психологическое воздействие на население и, восстановив привычный быт, занятия людей, создаст условия для укрепления человеческой безопасности. Наконец, особая проблема на Северном Кавказе, и об этом надо говорить, - возвращение на прежние места жительства русского населения.

- Вы рассматриваете эти проблемы?

- Да, конечно, и считаю очень важным то, что мы стали рассматривать проблемы русского народа в этом ракурсе. Ведь долгое время русский народ не рассматривался в качестве объекта национальной политики, в то же время у русских, как и у других народов страны, есть свои национальные особенности, национальные интересы. Русские точно так же нуждаются в сохранении своей национально-культурной идентичности. Просто методы, которыми это достигается применительно к стодвадцатимиллионному народу, составляющему почти четыре пятых населения, должны быть принципиально иными, чем относительно, например, ороков, которых насчитывается 400 человек.

Сегодня это тем более важно, что распад СССР изменил этническую картину в обществе, и Россия стала по существу мононациональным государством, где русские составляют почти 80 процентов населения. У нас 21 субъект Федерации создан по территориально-этническому признаку и существует в качестве республик. В них проживают 15 процентов населения. Но и при этом в 15 республиках русские составляют либо большинство населения, либо его самую значительную этническую группу.

Но нас тревожит, что в некоторых субъектах Федерации русские выдавливаются из многих сфер государственной и хозяйственной жизни, оставаясь лишь в некоторых малопрестижных областях материального производства. В одной из республик русские официально рассматриваются в качестве "национального меньшинства". Вина за это лежит в первую очередь на федеральном Центре.

Следует исходить из того, что русский народ сыграл важнейшую роль в деле социально-экономического, политического и национально-культурного развития народов Кавказа. Во многом благодаря русскому народу в Северо-Кавказском регионе сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз разных народов. Однако в конце 1980-х - начале 1990-х годов русские одними из первых ощутили на себе отсутствие гарантий безопасности. Начался отток русского населения сначала из Адыгеи, затем из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии - из каждой республики выехало по 20-30 тысяч. Если в Дагестане русские прежде составляли около девяти процентов, то в настоящее время - четыре процента, а Чеченская Республика и Ингушетия вообще стали мононациональными.

Сейчас отток русского населения из республик Северного Кавказа сократился, но лишь потому, что активное население уже все оттуда выехало. Правда, в последнее время в республиках принимаются некоторые меры по исправлению положения. Так, при правительстве Дагестана работает комиссия по возвращению в республику русских. Соответствующая программа разработана в Чечне, принимаются другие меры. Я реалист, и думаю, что вернуться к прежнему положению нам скорее всего не удастся, но скорректировать ситуацию необходимо. Я знаком с ситуацией на Северном Кавказе, хорошо знаю, что русские всегда занимали здесь свою общественную нишу, и я убежден, что без возвращения сюда русских, без их участия в хозяйственном, государственном и культурном строительстве стабилизировать ситуацию на Кавказе невозможно.

- Одним из болезненных вопросов сегодня является вопрос о вынужденных переселенцах, а ведь появление их большого количества - это в основном следствие межнациональных конфликтов. Какова здесь ситуация?

- По данным Федеральной миграционной службы РФ, в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 237,9 тысячи граждан, относящихся к вынужденным переселенцам. В государственной поддержке и жилищном обустройстве нуждаются 49,2 тысячи семей, или 132,6 тысячи вынужденных переселенцев, в том числе имеющих право на льготное обеспечение жильем около 40 тысяч человек. Из них 700 семей (1217 человек) - ветераны Великой Отечественной войны, имеющие статус вынужденных переселенцев.

Ежегодно выделяемые на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, средства из федерального бюджета не помогают должным образом решению данного вопроса. В течение 2002-2004 годов поддержку государства в жилищном обустройстве получили около 7,6 тысячи вынужденных переселенцев. Но и здесь за последние четыре года объемы финансирования сократились почти в 4 раза, с 991,6 млн. рублей, выделенных в 2002 году, до 250 млн. рублей, предусмотренных федеральным бюджетом в 2005 году.

- Мер, принимаемых государством в решении данного вопроса, недостаточно, чтобы в период срока действия статуса вынужденного переселенца, а это пять лет, оказать им государственную поддержку в жилищном обустройстве.

- Я некоторое время назад обратился к заместителю Председателя Правительства Александру Жукову с ходатайством о выделении средств из федерального бюджета для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной. Но в ответ со стороны Минфина и Минэкономразвития была получена форменная отписка.

Весной этого года в рамках "правительственного часа" я еще раз обратил внимание представителей кабинета на проблему обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, на которую последовала резолюция - изыскать из целевых средств. В постановление Госдумы от 17 июня 2005 вошли предложения о выделении субсидий на жилищное обустройство ветеранов, имеющих статус вынужденных переселенцев. Мы намерены довести это дело до конца.

В этой связи актуальной остается проблема уравнивания прав на получение компенсационных выплат тех, кто возвращается в места традиционного проживания, и тех, кто в силу ряда причин не может или не хочет вернуться. Например, в настоящее время возвращающимся в Чеченскую Республику выплачивается по 350 тысяч рублей, а тем, кто остается в других субъектах Российской Федерации, - по 120 тысяч.

Не менее важной остается реализация программы возвращения насильственно переселенных народов в места их традиционного проживания, которая бы вытекала, в частности, из концепции устойчивого развития поселений и территорий в рамках Программы устойчивого развития Северного Кавказа в целом.

И еще об одном нельзя не сказать. Это о судьбе более

25 миллионов русских, которые остались за рубежами страны. За последнее время ситуация в отношении них обострилась, это видно из процессов, идущих в Прибалтике, Грузии, в некоторых других сопредельных странах. Мы не можем оставаться безучастными к их судьбе. Считаю, что нашему внешнеполитическому ведомству следует придерживаться более решительной позиции, активнее отстаивать интересы России, ее граждан и наших соплеменников за рубежом. Политическое давление вещь вполне применимая в международных отношениях, особенно, замечу, в отношении тех государств, у которых, как говорится, самих "рыльце в пушку" с соблюдением прав человека на своей территории. Ведь нас пытаются учить, создают какие-то комиссии по рассмотрению положения в России национальных меньшинств, предъявляют территориальные претензии. Речь идет не об угрозах, а об экономических и политических рычагах воздействия на страны, допускающие недружественные действия. Это обычная мировая практика.

Кроме того, следует сохранять или вводить облегченный порядок приобретения прав гражданства нашими соотечественниками за рубежом для тех, кто этого хочет. Мы должны защищать своих людей, иначе нашу страну не будут уважать в мире.

Словом, работы у всех нас еще непочатый край. Но надо осознать, что положение достаточно серьезное. Власть в лице своих исполнительных органов национальными проблемами слабо занимается, и это очень плохо. А попросту опасно. Давно пора резко менять отношение к этим проблемам. Народы России не простят нам безразличия к их судьбам.

СПРАВКА "ПГ"

Трофимов Евгений Николаевич родился 5 июня 1946 года. Окончил Ставропольский государственный педагогический институт, Ставропольский сельскохозяйственный институт, Академию общественных наук при ЦК КПСС. С декабря 2003 года является депутатом Государственной Думы, член фракции "Единая Россия". Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей.



Парламентская Газета, Москва
12.07.2005
http://www.er-duma.ru/pubs/10253

Док. 394491
Перв. публик.: 12.07.05
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 343

  • Трофимов Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``