В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Льготы и привилегии начальства Назад
Льготы и привилегии начальства
В: Добрый вечер. В прямом эфире канала ТВЦ программа "Версты". Мы продолжим наш разговор о том, что происходит в обществе после принятия закона о монетизации льгот. Люди задаются вопросом, отчего же монетизацию льгот начали с них, а не с начальства. Давайте сегодня, у нас здесь собрались те, кто нам понадобиться для такого разговора, побеседуем о том, какими льготами и привилегиями пользуется начальство в нашей стране и действительно ли все это им нужно. Мне в этом разговоре поможет Александр Хинштейн , который еще недавно был ведущим одной из наших популярных программ на нашем канале, и решил вспомнить молодость. Александр, скажите мне, видели ли вы сегодня или нет, президент Путин беседовал с министрами. Он задал вопрос относительно невыплаты зарплат, выяснилось, что с этим уже продвинулись. Он говорил о том, что нужно больше платить военнослужащим и обещал подписать закон об увеличении базовой пенсии. Я подумал о том, что президент Ельцин воспользовался бы таким случаем и подписал бы закон прямо в кадре.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Госдумы России): Не в кадре, а лучше прямо на танке.
В: У меня сразу возникла другая ассоциация. А если бы сейчас нашелся бы новый Ельцин, который бы стал ездить на троллейбусе, отказался от персонального транспорта, от поликлиники управления делами президента и так далее, он бы сейчас стал бы народным героем или нет, как вы думаете?
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Госдумы России): Это сложный вопрос. Не знаю. Не думаю, потому что сегодня страна и общество в целом прошли некий период такой эйфории, когда казалось, что человек, умеющий хорошо говорить, человек интеллигентный - это само по себе достаточное основание для того, чтобы идти во власть. Я хорошо помню первые выборы, в 89 году первые свободные выборы, уже альтернативные, когда голосовали люди только потому, что человек не был представителем КПСС или потому, что он умеет хорошо говорить. Сегодня, наверное, большинство людей понимают, что человек, идущий во власть, на самом деле, должен быть, наверное, не бедным.
В: А разве борьба против льгот и привилегий не стало сейчас чем-то таким важным, что впервые за многие годы вывела людей на улицы. В субботу и воскресенье по данным МВД четверть миллиона человек были на улицах. Они, правда, были за и против, но тем не менее.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Госдумы России): А это ведь не борьба против привилегий. То, что мы видим сегодня на улицах, это совершенно отдельная тема разговора. Но я глубоко убежден, то, что мы имеем сегодня на улицах, на самом деле во многом это идет нагнетание страстей, в том числе искусственное. И люди протестуют не против того, что у кого-то есть льготы или кто-то живет лучше, чем они, а люди протестуют потому, что сегодня в конкретный исторический момент им стало жить хуже, чем жилось вчера. Они протестуют за себя, а не против депутатов, министров, чиновников.
В: Это потому, что вы депутат, теперь вы так говорите?
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Госдумы России): Нет, я так думал всегда. Мое мировоззрение, черепная коробка не изменилась из-за того, что я надел значок депутата.
В: Вы не защищаете собственные льготы и привилегии.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Госдумы России): Если хотите, мы поговорим более детально о том, что такое льготы и привилегии депутатские. Я расскажу, чем я пользуюсь непосредственно.
В: А это мы сейчас сделаем.
Олег Иванович. Вы возглавляете в Государственной думе комитет, который занимается организацией работы и все прочее. Скажите, пожалуйста, как так получилось, что закон о монетизации льгот, коснувшийся миллионов людей, был принят очень быстро, по-моему, за 2 месяца, а разговоры о том, что льготы депутатские возможно должны быть перестроены и сокращены продолжаются уже много-много месяцев и все никак депутатам не удается решить этот вопрос? Свое ближе?
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы): Ну, я должен сказать, что этот вопрос он гораздо сложнее. Мы внесли предложения еще в октябре месяце о пересмотре некоторых положений, которые обеспечивают депутатскую деятельность. Почему начали именно с них? Потому, что это более 30% бюджета Государственной думы. Т.е. более 30% сметы расходов государства.
В: Скажите, о чем идет речь?
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы): Речь идет об использовании транспорта в Москве, автомобильного транспорта, использования транспорта в регионе, использования услуг связи и использования бесплатных поездок по стране, использование самолеты, железную дорогу и так далее. Это от 30 до 38% расходов, сметы расходов Государственной думы.
В: Секундочку. Вот, ... скажите, я хочу вступиться за депутатов. Вот у меня как раз ощущение, что депутат должен иметь право кому угодно позвонить и куда угодно съездить, особенно в регионах, там где он встречается с избирателями, которых он..... Это зачем сокращать. Это совершенно не привилегия, не льгота. Это то, что ему нужно для исполнения должности.
В. ГОРЕГЛЯД (аудитор Счетной палаты Российской Федерации): Безусловно, это абсолютно правильный тезис. И более того, в некоторую защиту в пользу власть имущих я должен сказать, что если сравнивать сегодня расходы, которые мы несем на обеспечение деятельности наших государственных чиновников, нашего депутатского корпуса то они существенно ниже, чем в странах, например, западной демократии. Но проблема ведь состоит в другом. Проблема состоит в том, что если власть затеяла столь непопулярные реформы, затеяла те реформы, которые не находят должного отклика в душах и сердцах населения, конечно власть должна быть вместе с народом. Она должна показать ему свой пример, таким образом.
В: Вот. Михаил Геннадьевич, скажите мне, пожалуйста. Расходы на транспорт и связь, это точно не привилегия. Что есть привилегия, льгота, которой пользуется сегодня власть законодательная и исполнительная. Давайте посчитаем на пальцах.
М. ДЕЛЯГИН (научный руководитель Института проблем глобализации): Ну, вы знаете, официальный подход, почему-то здесь никто из официальных людей не сказал, состоит в том, что депутатов, министров и прочих нет льгот. У них есть то, что необходимо им для исполнения их служебных обязанностей. На самом деле, несмотря на то, что вот то, что им дано, эти льготы условно скажем, они избыточны по очень многим направлениям. Я был помощник депутата и остаюсь, депутата Государственной думы.
В: Какого?
М. ДЕЛЯГИН (научный руководитель Института проблем глобализации): Маслюкова Юрия Дмитриевича. Единственно, что монетизация льгот сделала правильно, единственно, что монетизация льгот сделала правильно. Она отменила мое право на бесплатный проезд в городском транспорте, мне не нужно это право, я за свои деньги еду. Но очень многие вещи необходимы, просто применительно к себе наши уважаемые руководители применили разумный подход. Что вот это то, что необходимо, а применительно к людям они применили подход абсолютно бухгалтерский, абсолютно разрушительный, абсолютно убивающий. Помните, Бисмарк сказал, идея неплоха, только нужно выбрать страну, которую не жалко. Вот наши руководители выбрали людей, который не жалко, и в которых попала.
В: Я хочу, Евгений Юрьевич, спросить.
- Вот насчет того, что это необходимо. Скажите мне, пожалуйста, а что спецномера и мигалки так необходимы представителям власти? А что, им обязательно нужно лечиться в поликлиниках, больницах и санаториях управления делами президента? Это разве не привилегия и не льгота?
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН (научный руководитель Института проблем глобализации):
Это привилегия, это льгота, но я не говорю, что 240 тыс. персональных автомобилей нашей стране нужны. Есть определенные категории, может быть считанные, может быть только министры и только силовых ведомств, плюс президент и так далее, которые действительно обязаны... Ну что такое спец-номер, спец-сигнал в переводе на русский язык - право нарушать правила дорожного движения.
- То есть нарушать закон.
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН (научный руководитель Института проблем глобализации): То есть двум десяткам людей может быть...
В: У нас по России 1600 человек, которым разрешено нарушать законы.
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН (научный руководитель Института проблем глобализации): Сейчас хуже, потому что 240 персональных автомобилей. Какая часть из них оборудована всякими крякалками и оборудована неофициально - это большой вопрос. Мы с вами говорим о принципе, а не о количестве. Вот тот принцип, что должна быть социальная обеспеченность. Человек не должен думать о том, что завтра будет, есть его ребенок. Если он начнет об этом думать, то он начнет воровать, собственно, что мы и видим. Очень много честных людей на моих глазах за последние 15 лет ушли налево, не потому что они были подонками и негодяями, хотя они не занимали ключевых постов, ключевые посты занимали совсем другие люди. Но просто в силу вынужденных обстоятельств. Это минимальный уровень социальной защиты необходим. Может быть не у ПДК. Может быть не эти роскошные корпуса и так далее.
В: Какой же это минимальный уровень, извините меня?
- Вы из меня делаете защитника.
- Вы сами из себя сделали защитника. Мне, кстати говоря, как депутату крайне приятно, что можно сегодня не отвечать.
- Депутаты имеют право на бесплатный проезд к избирателю.
В: Никто не сомневается.
- Если там, куда он едет избирателей нет...
А. ХИНШТЕЙН (депутат Госдумы): Я на правах со-ведущего, если можно. Немножко странная получается у нас передача, такая в защиту обиженных чиновников и депутатов. Вот вы как москвич наверняка проезжаете по вечерам часто мимо ресторанов, ночных клубов, тех мест, где поужинать стоит недешево. Наверняка вы обращали внимание на вереницы иномарок с федеральными трехцветными номерами с мигалками, которые там стоят. Я живу в центре и даже пока я от Думы доезжаю до своего дома, я наблюдаю, минимум, 15-20 таких машин, там стоят не только депутатские номера, там стоят машины министров, Счетной палаты, Совета Федерации, всех.
М. ДЕЛЯГИН (научный рук. Института проблем глобализации): Смею вас заверить, что они там проедают тысячи долларов, не тысячи долларов полученных льгот и не за тысячи долларов зарплат, а тысячи долларов, которые получены некоррупционным путем.
А. ХИНШТЕЙН (депутат Госдумы): Но вы говорите, что надо сделать такую возможность, чтобы чиновник не думал о том, что будут завтра, есть его дети. Но если чиновник имеет возможность вечером сев в лимузин с трехцветным номером и мигалкой приехать, в ресторан, чтобы делать рекламу и потратить там тысячу долларов.
В: А вы знаете, о чем вы говорите? Вы говорите о главной льготе, которую рождает наша власть, о возможности конвертировать свою власть в наличные деньги. Вот самое главное.
ЕВГЕНИЙ ТРОФИМОВ (зам. председателя комитета СФ по социальной политике): Я согласен с тем, что в этом деле порядок надо наводить. Но дело в том, что, на мой взгляд, тут попахивает каким-то душком популизма - показать населению, что если население живет не очень хорошо, то мы себя в чем-то тоже можем ограничить. Сегодня действительно разделили, что действительно льгота, а что условия, которые дают возможность нормально работать. Я представитель субъекта Федерации. К сожалению, это все делается кулуарно, не советуясь ни с Советом Федерации. Исхожу из газет. Я как член Совета Федерации могу исходить только из газет. 20 минут дают на переговоры с субъектом. У меня единственная связь с территорией. Мы стараемся реже ездить. И даже в этом меня ограничивают, что я не могу переговорить и не могу по факсу получить. А в то же время ту тему, которую подняли, вопросы по номерам государственных флагов. Ведь флаг не дает никаких преимуществ.
В: Работник ГИБДД знает, что если он вас остановит, у него будут большие неприятности. Он не хочет этого делать.
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (председатель комитета по регламенту и организации работы Госдумы России): Я хочу вмешаться в разговор, потому что мы не дослушали, что же делается, в конце концов, с этими видами расходов, которые составляют от 30 до 38% бюджета Думы. Анализ показывает, что есть депутаты, которые в регионах за год истратили на транспорт по миллиону рублей и более. Я не хочу называть фамилии сейчас. Это дело прошлое. Это статистика 2003 года. А есть депутаты, которые вообще не использовали автомобильный транспорт, работая в регионах. Второе. У нас есть депутаты, к большому сожалению, мои коллеги, которые каждый выходной летают в свой регион. Что он там, с избирателями что ли встречается? В то время, когда регламентом Думы определено: три недели работаешь в Думе - в комитете, на пленарном заседании над законами, вдумываешься, вникаешь и так далее, и неделю работаешь в регионе. Если тебе надо в эти три недели выехать, пожалуйста. Конференция какая-то, чрезвычайная ситуация, что-то еще. Возьми командировку в установленном порядке. Мы хотим не ограничить депутата и сенатора в его полномочиях, в исполнении его обязанностей, а мы хотим, чтобы все это учитывалось - и телефонные переговоры, и транспорт. С этого мы начали. Есть еще два вида, это не льгота, это не привилегия. Это некие статусные вещи. А вот следующие вещи, это уже другой вопрос. Если говорить о поликлиниках, о санаториях и так далее. Любой сенатор, любой депутат платит единый социальный налог, так же, как любой другой гражданин. И в смете расходов Государственной думы, вообще расходов на медицину, на санаторно-курортное лечение нет. То есть идут отчисления, дробятся по этим фондам - фонд соцстраха, фонд пенсионный и фонд медстраха. Исходя из этого, поликлиники управления делами, больницы, санатории и так далее - это то же самое, что, давайте мы железнодорожные больницы и поликлиники отменим.
В: Олег Иванович, дорогой. Вы разницу знаете между железнодорожной поликлиникой и поликлиникой в Сивцевом Вражке или на Мичуринском проспекте.
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (председатель комитета по регламенту и организации работы Госдумы России): МПэсовская больница ничуть не хуже, а даже лучше укомплектована медицинскими кадрами.
В: Позвольте мне с вами здесь не согласиться.

АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Николай Николаевич, я просто прошу прощения. Я просто немножко разовью тему Олега Ивановича, тем более, что вот я как раз отношусь к тому немногочисленному числу депутатов, о которых мой коллега упомянул, говоря о том, что они не воспользовались тем или иным.....
Вот я более года депутат Государственной думы уже. За это время из всех льгот и возможностей, которые мне положены, чем я пользовался: бесплатным проездом в свой избирательный округ, Нижегородскую область. Я думаю, что за этим, я летаю в среднем к себе в регион минимум 3 раза в месяц туда и обратно.
В: Это .... не подлежащая обсуждению.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Дальше, машина, я не пользовался за свою жизнь автотранспортом ни разу. Оплата коммунальных услуг, льгота, которую сейчас, кстати, предлагается отобрать. Ни разу не пользовался этой льготой. Бесплатная мобильная связь, не пользовался этой льготой. Медицинское обслуживание, ни разу не пользовался.....
В: Вы молодой, слава Богу.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Не в этом дела, это спасибо за это, мне кажется, вот я сейчас свое амплуа чуть-чуть поменяют, хочу сказать вот о чем. Мы все живем в плену неких стереотипов и догм. Вот некое райское существование власти депутатов и сенаторов в частности это одна из таких догм. Я не пытаюсь сейчас защищать своих коллег по палате, которые лежат сверху, и которые со мной снизу и нас всех представлять такими несчастными жертвами, сиротами, которые последний кусок хлеба доедают без соли. Нет, конечно. Но все то, что есть и прописано по закону далеко не так шикарно как рисуется. Вот говорят пенсии. Ну, пенсия у нас будет 75% от оклада. Сегодня оклад депутата составляет 18 тыс. рублей.
В: Ну в реальности это будет.....
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): 12 тыс. рублей....
- Как мало да?
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Ну а что вы так заволновались. Я вам скажу, что на сегодняшний день пенсия генерала ФСБ, уходящего в отставку составляет, послушайте меня, пожалуйста, пенсия генерала ФСБ, уходящего в отставку составляет сегодня более 20 тыс. рублей. Пенсия генерала службы внешней разведки, выходящего в отставку, ну, не думаю, что открою большой секрет, хотя указ был секретный, около 30 тыс. рублей, 29 тыс. рублей. С точки зрения статуса депутат приравнен к федеральному министру. Генерал является, с точки зрения государственной службы, всего лишь начальником управления или заместителем начальника управления. Поэтому, когда сегодня мы говорим, что вот депутаты, сенаторы, поверьте и в Думе и в Совете Федерации есть совершенно разные люди. И то, что сегодня часть льгот или часть привилегий Дума хочет у себя отобрать, это правильно. Я бы пошел дальше.
В: Беда состоит в том, мы не только о депутатах говорим, что весь слой, как бы, то, что у нас в стране называется начальством о себе хорошо позаботился в смысле пенсии и всего прочего.
- Ну, конечно, а как же.
В: Ну, а справедливо ли это?
- Ну, а как же?
О. КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думе): Еще одну маленькую справку. Дело в чем, что именно сейчас этот вопрос обсуждается и возможно даже и критически обсуждается. И, наверное, правильно, но закон о статусе был принят еще Думой второго созыва, когда нас еще и в помине не было. Мы пришли, мы имеем большинство парламентское и мы занялись этим законом в связи с тем, чтобы привести его в соответствии с требованиями...
В: Никаких личных обвинений, все собрались для обсуждения.
О. КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думе): Не должно быть никаких льгот, которые даются не понятно, как и непонятно за что. Все должно зарабатываться.
В. ГОРЕГЛЯД (аудитор Счетной палаты Российской Федерации): Будьте до конца последовательны в отношении себя ровно настолько, насколько вы последовательны в отношении народа. Ведь когда мы затеяли закон о монетизации, никто не говорил о том, что у населения будут отниматься льготы. Речь шла о том, чтобы придать этим льготам ясный, прозрачный характер. И придать им социальную направленность и чтобы все... И важно чтобы эти льготы достигли каждого получателя не так как это было раньше, когда узкий круг людей мог пользоваться льготами, а остальные не могли пользоваться. ровно такой принцип надо внедрить и по отношению к чиновничеству. Ведь чиновничество тоже разное. Есть чиновники низкого уровня, которые действительно живут на небольшую зарплату, имеют очень низкие доходы, не пользуются ни транспортом, ни чем. Я закончу все-таки эту мысль. Тоже самое можно применить и по отношению к депутатам, на самом деле, тем более, что и депутаты тоже имеют разные льготы и разные денежное содержание на обеспечение своей деятельности.
В: Мы прервемся сейчас на рекламу, и это будет возможность для вас минутку подумать над главным вопросом. Итак, какова главная льгота, которой располагает наше начальство, льгота, которую нужно отменить.
В: В прямом эфире канала ТВЦ программа "Версты". Мы продолжаем разговор о том, что именуется привилегиями и льготами для начальства. В споре, который здесь развернулся, выяснилось, что есть то, что необходимо депутатам или высшим чиновникам для исполнения ими своих обязанностей, и никто не подвергает это сомнению. Депутат должен иметь возможность ездить в свой округ, звонить, узнавать, иначе для чего он вообще существует, если он не встречается со своими избирателями. Но есть вещи, которые представляются людям очевидными льготами. Это спецномера, которые позволяют огромному числу людей просто нарушать закон на дорогах, и почему мы удивляемся, что другие люди тоже это делают, если им высшее руководство страны показывает такой пример. Это медицинское обслуживание, это безумно дешевые буфеты, управляемые управлением делами президента, где кормят за копейки и так далее. Все это в нашей стране вызывает ощущение социального неравенства, вызывает у людей законное недовольство и возмущение. Давайте с вами сейчас продолжим разговор, в фазе того, что мы уже достигли. Итак, что нужно отменить для того, чтобы у людей не было ощущения этого социального неравенства, потому конечно, когда у человека пенсия в 2500, а у кого-то пенсия в 20 000 - это серьезный разрыв. Давайте, Валерий.
В. ГОРЕГЛЯД (аудитор Счетной палаты Российской Федерации): Я попробую закончить ту мысль, которую начал в первой части нашего разговора. По отношению к чиновникам нужно приметь тот же принцип, который мы применяем по отношению к ветеранам, пенсионерам и другим категориям льготников. Согласно суммам, предусмотренным в федеральном бюджете необходимо каждому депутату, каждому сенатору исходя из этих финансовых возможностей, также в финансовом исчислении определить сумму денег, которая необходима ему для обеспечения его деятельности, а дальше он должен быть абсолютно самостоятелен. Если он хочет лечиться и получать дорогое лечение в Швейцарии, пусть он едет туда, но у него не останется денег на обеспечение иных видов деятельности.
В. ГОРЕГЛЯД (аудитор Счетной палаты РФ): Пусть он едет туда, но у него не останется денег на обеспечение иных видов деятельности. Если он хочет пользоваться активно телефонами, больше чем кто-то другой, пусть делает так, пусть он будет сам на эти деньги определять.
В: То есть произвести вот эту самую монетизацию льгот?
В. ГОРЕГЛЯД (аудитор Счетной палаты РФ): Ту же самую монетизацию, только по отношению... Такая практика действует во многих странах мира, включая США. Там никаких льгот нет, есть деньги.
М. ДЕЛЯГИН: Главная льгота, которая существует, которую действительно нужно отобрать она, к сожалению, законом не закреплена. Она закреплена подзаконной практикой, практикой действия государства. Это право быть безграмотными и безответственными. Это право воровать. Это право лгать.
- А как вы собираетесь монетизировать льготу?
М. ДЕЛЯГИН: Я не собираюсь монетизировать, я собираюсь отменить. Это право обманывать, право по-хамски разговаривать с людьми. Некоторые это слышали здесь. Право уничтожать свою страну ради личного обогащения или личных амбиций. Вот это право нужно отменить, но, к сожалению, законом это не сделаешь. При монетизации льгот это право было реализовано простым способом. Это уже можно менять конкретными актами. Когда чиновники оставили себе то, что им захотелось. А у людей отняли все, что могли. Это отняла ваша партия.
- Давайте мы не будем. Я Олега Ивановича здесь поддержу. Давайте мы не будем устраивать политический диспут, мне придется рассказать тогда о том, на деньги каких олигархов избиралась партия "Родина", и о том представители каких финансово-промышленных групп сегодня... Поэтому давайте не будем политикой здесь увлекаться, ладно?
М. ДЕЛЯГИН: А мы говорим здесь о политике. А кем была создана партия "Родина", малыш? Давай не будем заниматься демагогией, а? Давай о сути говорить.
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (Председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы): Я считаю, что есть 38% расходов Государственной думы. Они сегодня, будем говорить, во многом туманны, потому что, сколько каждый ездит, сколько он тратит, это никто не знает. Если мы эти расходы в первую очередь упорядочим, подвергнем контролю и учету, мы уже добьемся значительной экономии бюджетных средств. Второе. Я считаю, что вторым шагом мы должны сделать то, мы уже сегодня так сказать, наценка сегодня в думской конкретно столовой, где обедают депутаты, 90%, была до 2004 года, до нашей работы, была 30%. Т.е. наценка сейчас, мы полностью оплачиваем то питание, которые, депутаты только, столовая для сотрудников, которые имеют зарплату маленькую и куда приходят помощники, она осталась на 60% наценки. Я считаю, что мы должны отказаться и платить 100% вот эту наценочную категорию, как положено. И мы это сделаем.
Второе. Санаторно-курортное лечение. 100% оплачивают за путевку. Хочешь езжай, не хочешь не езжай. Эту проблему надо вторым шагом решать. Третью проблему, которую надо решать, это медицинское обслуживание. Мы должны получить такой же страховой полис и должны иметь право и возможность обращаться в любую поликлинику. Но сегодня есть проблемы в этом вопросе. Потому что депутат приехал из периферии, подавляющее большинство депутатов. Он привез с собой ребенка, несовершеннолетнего там. двое детей, трое детей. Жена, которая там оставила работу, здесь должна трудоустроиться. То, вот на сегодняшний день эту проблему пока решить не удается. Поэтому мы идем, это вторым этапом и будем это решать. По крайней мере, задача такая стоит.
В: Вот знаете, ... почему я заговорил об этом. Дело ведь состоит не в том, чтобы кого-то.
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (Председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы): Хотя они связаны впрямую с расходами Государственной думы.....
В: Нет, нет. Дайте.... Тут дело не в расходах. Дайте, я скажу. Просто если бы не существовало системы вот этой специальной медицины от центра до мест, мне кажется, медицинская реформа у нас в стране пошла бы очень быстро. Когда люди не подозревают о том, что такое районная поликлиника
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (Председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы):- Не должно быть ведомственной медицины. Нужна медицина общедоступная.
В: Вот если бы Министр знал, что такое районная поликлиника, я Вас уверяю, дело пошло бы очень быстро.
ОЛЕГ КОВАЛЕВ (Председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы): Это должны быть районные городские поликлиники, это должны быть областные центры, это должны быть республиканские центры, специализированные, с высококвалифицированными кадрами, которые должны обеспечивать. А финансирование - это и бюджетное и страховое и тот, кто может оплачивать, пусть оплачивает.

Е. ТРОФИМОВ (заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике): Я согласен, что надо начинать с себя. На двух примерах. Один, который мы уже начинали по номерам и второй - вип-залы. Вот если бы в этих транспортных пробках встали в очередь министры, депутаты и прочие и прочие со знаками, я уверен, что проблема бы эта решилась адекватно численности вставших и более того, чем выше ранг. Вип-залы. Ведь туда идут, отгораживаясь от обычных залов, где условия несколько хуже, не сказал бы совсем плохо, но несколько хуже. Но если опять же все мы и министры пошли бы в эти залы, то мы подтянули уровень обслуживания вип-залов до этого. Подтягивать надо, а не делать хуже.
В: Согласен с вами. Это вопрос не денег, это вопрос какого-то нравственного отношения конечно.
Е. ТРОФИМОВ (заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике): Вот как раз в этот законопроект вот эти вопросы войдут.
О. КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы): Что касается пробок на дорогах, эта проблема крупных мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург и может еще нескольких, но я должен сказать, что те деньги, которые мы отдаем из дорожного фонда на Москву они существенно выше, чем на все остальные субъекты, больше дать государство просто пока не может.
В: Олег Иванович, машина, которая выезжает на встречную полосу показывает всей стране, всему городу, что можно нарушать закон, если он нарушает, почему я могут. Это вопрос нравственного отношения к избирателю и человеку. Все равно это не главная льгота, я вас возвращаю к другому вопросу. Главная льгота у Михаила ... мелькнула. Главная льгота - это неограниченная власть или власть почти ничем и никем неограниченная. Я сейчас говорю не только о депутатах и не столько о депутатах, сколько о нашем высшем чиновничестве. И возможность свою власть превращать в деньги. Извините, когда я вижу наших высших чиновников, они одеты так, как на зарплату невозможно одеться. Образ жизни их не соответствует их зарплате, их фактически каждого можно было бы сажать, так прямо скажем, если вот таким образом подходить.
В: Все остальное это на самом деле мелочи, просто депутаты конечно должны быть вместе со своим народом, так уж если говорить. С этим что делать?
О. КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы): Ведь проблема коррупционности достаточно сложная проблема и впервые в этой Думе, в этой Думе мы приняли решение, и есть при председателе некая группа специалистов узких, и есть комиссия по законодательному обеспечению противодействию коррупцию, через которые проходят сейчас все законопроекты. Конечно может быть эффект от этого пока не существенный, не значительный. Не можем резко, так сказать, изменить ситуацию в стране, но это один из шагов, который тоже идет в этом направлении. Конечно, нужны другие шаги, нужно коррупционерам ужесточать возможное наказание. Второе, нужно, так сказать раскрепостить бизнес, чтобы не зависел предприниматель от конкретного чиновника, от его решения. Нужно чтобы гражданин знал, что чиновник обязан для него сделать.
В: Как это сделать, Олег Иванович? Я задаю этот вопрос здесь каждый понедельник.
О. КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы): Эта проблема очень комплексная, это необходимо целый комплекс решить вопросов.
В: Саша, ваша полемика с министром Зурабовым чем-нибудь закончилась по поводу участка, приобретенных его женой.
- Пока ничем. Я хочу сказать, что я знаю нужно делать.
В: Что нужно сделать?
А. ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Я знаю, что нужно делать, мы сейчас уходим, чего я боялся, честно говоря. Мы уйдем от конкретики в область таких политических баталий и общих рассуждений. Первый шаг, нужно, давайте потише, давайте друг друга будем уважать. Первый шаг - отменить депутатскую неприкосновенность.
В: Нет.
А. ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Да.
В: Нет, нельзя этого делать.
А. ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Это первый шаг. Второй шаг...
В: Как вы будете защищать человека на местах, вас областной прокурор посадил за любую вещь.
А. ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Меня не посадит. Я уже посидел, я свою квоту выполнил. Это первое. Второе - нужны показательные порки. В чем беда сегодняшней нашей власти, в том, что, когда приходил в 2000 году любимый всеми нами президент, все замирали в ожидании. Что сейчас начнется что-то такое страшное, то ли 37-й, то ли 82-й, но что-то будет.
В: Так не сожалейте, что это не произошло так сильно не надо.
А. ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Я не сожалению, я констатирую. Что ожидания не оправдались.
В: Может быть, это хорошо.
А. ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Я не знаю хорошо или плохо, история не терпит сослагательного наклонения. На сегодняшний день, сегодня 2005 год у нас сегодня на сегодняшний день, к сожалению, не один руководитель уровня министра не оказался за решеткой, хотя абсолютно прав с вами достаточно посмотреть на любого руководителя, чтобы увидеть, что костюм, который на нем не на зарплату. Я получил в пятницу премию "Золотое перо России", которая сопровождается деньгами, поэтому костюм купил в воскресенье.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): У нас на сегодняшний день нету такого ни одного приговора. Кроме первого зампреда Госкомрыболовства, бедного Дементьева, которому впаяли 5 лет, мы ни одного не посадили.
Дальше, коллега. Уж извините меня, когда я в Совет Федерации прихожу, листаю справочник, у меня такое ощущение, что я приезжаю куда-то с инспекцией в спецзону куда-то в Нижний Тагил, где, как известно, красная зона, потому что не хочу всех обижать, тем более Вы бывший работник милиции, но как минимум 20% членов Совета Федерации на сегодняшний день это те люди, которые справедливо избежали наказания.
В: Это Вы подсчитывали уже 20%?
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): Я считал, сидел, кто мог бы. Но дело в том, что у меня в округе 10 колоний уголовно-исполнительной системы. Мне нужно их заполнять. Чем больше рабочих мест, тем экономика растет у меня в Нижегородской области. Когда Андрей Петрович Вавилов - бывший зам. министра финансов, купивший на скромную зарплату, первый зам министра компанию "Северная нефть". И после шестой попытки предъявить ему обвинение, вдруг становится членом Совета федерации от Пензы, у меня, как у любого человека возникает здравый вопрос: а как это так произошло? Или когда другой первый зам. министра финансов Петров выходит через год заключения из тюрьмы и становится вдруг сенатором от Твери, у меня тоже возникает вопрос: а как это происходит? Или когда человек всю жизнь занимался бизнесом околокриминальным и вдруг оказался сенатором какой-нибудь маленькой кавказской республики или далекого северного округа, где он в жизни своей никогда не был. Ну, мы все не дети, мы прекрасно понимаем. Почему, я закончу свою мысль, почему сегодня именно на депутатов и на членов Федерации сконцентрировано так отторжение. Я даже чувствую это по реакции зала, хотя мы находимся сейчас в благополучной Москве. Я когда к себе приезжаю в Нижегородскую область, где село, поверьте, там намного более вот этот негатив чувствуется. Почему? Потому что депутаты и члены Совета Федерации в большей степени на виду, чем министры - раз, второе. Потому, что, к сожалению, есть сегодня, я это вижу отчетливо, попытка на этом поиграть политически. Стало хорошим тоном сегодня депутатов всячески охаивать, как когда-то 10 лет назад было то же самое, я прекрасно помню, с КГБ. Я читаю, беру газету, не будут делать ей рекламу, она пишет: каждому депутату положено 2 костюма ежегодно. Я звоню председателю комитета по организации работы. Говорю, Олег Иванович, где, как раз износился гардероб, где мои 2 костюма. У Скуратова было их, как мы помним, 14.
КОВАЛЕВ: За свой счет.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН (депутат Государственной думы): За свой счет. И так дальше. В другой газете я читаю.....
В: Стоп, одну секундочку. Я должен Вас прервать, наша коммерческая дирекция, услышав разговор о деньгах, просит сделать еще одну рекламную паузу. Секундочку. Перерыв.
В: В прямом эфире канала ТВЦ программа "Версты". Мы продолжаем разговор о привилегиях для начальства. У нас осталось всего несколько минут и каждому из участников буквально по полминуты. Итак, какие привилегии нужно и льготы оставить, а какие отменить. Валерий Павлович.
В. ГОРЕГЛЯД (аудитор Счетной плата Российской Федерации): Чиновничество, депутаты и сенаторы, это та же часть страны, часть народа страны, поэтому жить они должны точно по тем же законам и принципам. И в этой связи, если в свое время принималось огромное количество законов, касающихся социальных льгот населению, понимая, что государство не в состоянии финансово обеспечить, это было понятно и точно такой же принцип распространялся на чиновничий аппарат, то со временем, когда мы стали богаче и мы переходим на монетизацию, те же самые льготы необходимо отменить как для пенсионеров, так и для чиновников, перевести их в финансовую форму.
В: Михаил Георгиевич, давайте.
М. ДЕЛЯГИН (научный руководитель Института проблем глобализации): По мелочам нужно провести инвентаризацию льгот, и не нужны для работы, не остро нужные для работы отменить. По сути дела нужно обеспечить ответственность государства перед обществом, а для этого нужна политическая модернизация глубокая.
В: Евгений Юрьевич.
Е. ТРОФИМОВ (заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике): Я считают, что отменить льготы действительно нужно, но оставить то, что способствует лучшей работе. Но я хотел бы на ваш вопрос ответить, что до тех пор, пока в стране не будет личной и индивидуальной ответственности, а ее, к сожалению, нет, вы видели, чтобы в течение этих лет кто-то из министерств отчитался перед населением почему так, а почему эдак. Вот когда будет такая ответственность, а президент в послании об этом говорил, тогда и будет порядок. А никто в стране не отвечает перед населением. А надо отвечать.
В: Олег Павлович.
О. КОВАЛЕВ (председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы): Я, во-первых, благодарен представителям граждан, которые достаточно жестко здесь высказывали свои позиции, наверно это правильно. Критика неприятна, но надо уметь ее слушать и делать выводы. Я думаю, что мы должны работать и будем работать. Вот у меня три пакета различных статусных вещей и привилегий, которыми обладает депутат и представитель Совета Федерации. Что мы должны работать над всеми этими тремя пакетами. В данном случае моя задача добиться самого эффективного использования государственных денег на содержание депутата и сенатора. Вот если мы этого добьемся, я считаю, что я свою работу сделал.
В: На такой разговор, наверное, не хватит никакого времени, тем более того малого, которым располагает наша программа. Все же я рад, что этот разговор хотя бы здесь начался, что мы услышали нелицеприятные, иногда злые, но честные мнения. Смотрите программу "Версты", программу для тех, кому не безразлична Россия.





ТВЦ Версты, Москва
14.02.2005
http://www.er-duma.ru/pubs/7768

Док. 394486
Перв. публик.: 14.02.05
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 340

  • Трофимов Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``