В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
От политизации к социализации Назад
От политизации к социализации
Стратегия будущего для Северного Кавказа

Мне как человеку, родившемуся, выросшему и получившему путевку в жизнь на Кавказе, близки и понятны проблемы, которые встали перед северокавказскими народами на рубеже столетий. Не только народы Северного Кавказа, но и все здравомыслящие люди в России и в мире с болью воспринимают трагические события, которые разворачивались на этой благодатной земле последние десятилетия.

Северный Кавказ - богатый ресурсами и известный всему миру своими курортами, туристическими и спортивными базами, обладающий огромным интеллектуальным и кадровым потенциалом - превратился в кровавое поле межнациональной конфронтации, в основной источник бандитизма и международного терроризма, стал восприниматься главной угрозой национальной безопасности России.

Регион недопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий. Уровень официально зарегистрированной безработицы составляет почти 35от всех безработных, зарегистрированных в Российской Федерации, а в таких республиках, как Ингушетия, Чечня, Дагестан, безработица приобрела массовый характер.

Валовой региональный продукт на душу населения в Южном федеральном округе ниже средне-российского почти в 2 раза, а по сравнению с другими федеральными округами в 1,4-3,7 раза. Здесь ниже товарооборот и платные услуги на душу населения. Уровень средней заработной платы почти в 1,5 раза ниже, чем по Российской Федерации в целом.

Темпы экономического роста отстают от средних показателей по другим федеральным округам. Происходит нарастающее старение экономики округа. Низки темпы развития предпринимательской и инвестиционной активности, связанные с большим риском потери вкладов из-за нестабильной ситуации на Северном Кавказе. Большое количество беженцев и вынужденных переселенцев ведет к эскалации ухудшения социально-экономической обстановки. Растут цены (особенно на жилье), увеличивается и обостряется конкуренция за рабочие места (которых не хватает), усиливается нагрузка на социальную инфраструктуру (школы, детские сады, больницы и т.д.), обостряется проблема выделения земельных участков, обеспечения мер социальной поддержки населения.

Беженцы и вынужденные переселенцы, прибывшие из районов межнациональных конфликтов, лишившиеся жилья, имущества, а зачастую родных и близких, несут огромный заряд негативных эмоций. Их недовольство очень легко направить в русло межэтнических конфликтов. Социально-экономический кризис в регионе усугубляется ростом преступности. Не снижаются масштабы таких опасных явлений, как торговля оружием, наркотиками, захват заложников. Рост преступности в регионе усугубляется ее смыканием с крайними формами проявления религиозного, национального и политического экстремизма, являющегося питательной средой международного терроризма, направляемого его идеологами на уничтожение многонациональной России как единого государства.

Такова реальность, сложившаяся на Северном Кавказе, и все попытки уйти, уклониться от решения назревших проблем, не только недопустимы, но и крайне опасны по своим последствиям как для северокавказского региона, так и для нашей страны в целом. Поэтому крайне необходима система государственного регулирования развития южного региона Российской Федерации.

Сегодня, как никогда ранее, очевидно, что не только Россия не может существовать без Северного Кавказа, но и Северный Кавказ не может иметь своего будущего без России. Трагедия Югославии убедительное тому свидетельство. Россию и Кавказ за веками складывающуюся историю связывает многое. Русский народ за счет собственных этноресурсов сыграл основную роль в деле социально-экономического, политического и национально-культурного развития других народов Кавказа. Во многом благодаря русскому народу в кавказском регионе сохраняется уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В то же время мы помним и о том, что вся история, вся культура и быт народов Северного Кавказа основаны на традициях дружбы и добрососедства, на мудрости и этнической толерантности. Исключительное своеобразие, стойкость и духовное богатство позволило народам Северного Кавказа дать России и всему миру выдающихся поэтов, писателей, деятелей искусства, военачальников и государственных деятелей.

Народы Северного Кавказа внесли свой неоценимый вклад и в героическое прошлое нашей страны, связанное с борьбой за независимость и суверенитет российского государства. Сплетенная из богатого соцветия наций и народностей, культур и вероисповеданий российская цивилизация убедительно доказала свою устойчивость и жизнеспособность. Именно в этом состоит один из важнейших уроков Великой Отечественной войны советского народа, 60-летие Победы в которой мы будем отмечать в следующем году.

Забыть этот урок - значит лишить будущего себя, будущего наших детей в условиях агрессии международного терроризма. Терроризм, как крайняя степень современного фашизма, это не борьба, как это нам пытаются внушить некоторые, за так называемую независимость, за какую-либо территорию, те или иные ценности и взгляды.

Главная цель и единственное средство терроризма - убийство, убийство физическое, убийство духовное и нравственное как отдельных людей, так и целых народов. И сейчас это, особенно после бесланской трагедии, понял каждый нормальный человек, понял весь цивилизованный мир.

Поэтому вызывает, мягко говоря, недоумение то, что некоторые зарубежные государства до сих пор упорно продолжают использовать непростую ситуацию, сложившуюся на Северном Кавказе и на Кавказе в целом, в интересах разрушения единства Кавказа и распада Российской Федерации. "Не спрашивай - по ком звонит колокол. Он звонит по тебе". Крайне опасно делить бандитов на "своих" и "чужих". На "хороших" и "плохих". Политика двойных стандартов не только не соответствует нормам международных отношений - она не способствует и созданию международной системы эффективного противодействия международному терроризму и не может быть приемлема.

Трагические события, происшедшие в России в августе-сентябре текущего года, остро поставили вопрос о выработке новых, более эффективных методов и механизмов противодействия терроризму и ускорения процесса социализации всего юга России. Часть из них уже предложена президентом Российской Федерации органам государственной власти, институтам гражданского общества и всему российскому народу.

В системе предложенных мер ключевое значение для стабильности и сохранения межнационального мира и согласия на Северном Кавказе имеет, безусловно, урегулирование ситуации в Чеченской Республике. На тему Чечни сказано уже достаточно много - многими и по многим вопросам. Но главное состоит в том, что мы уже были свидетелями фактической независимости Чечни в течение нескольких лет.

Что эта "независимость" принесла народу республики? Территория республики превратилась в огромную финансовую и экономическую "черную дыру", основную базу подготовки террористов и бандитских формирований, угрожавших всему Северному Кавказу, но в первую очередь самим чеченцам. Народ Чеченской Республики оказался ограбленным, остался без школ, больниц, образования, без зарплаты и пенсий, без средств к существованию.

Большинство жителей Чечни разбросаны по всей территории России, не говоря уже о сотнях тысяч русских, для которых эта земля тоже является родиной. Завершение, в основном, военной фазы урегулирования конституционного кризиса в Чеченской Республике создало возможность для Федерального центра перейти к активной политике нормализации политической и социально-экономической ситуации в республике.

Важную роль в этом играет Постановление правительства Российской Федерации, принятое в сентябре 2004 года, No466: "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Восстановление экономической и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)". Затраты на реализацию этой программы в 2004 году составят 4,9 млрд рублей, а в 2005 году - 5,8 млрд рублей.

Актуальность этой программы очевидна. В то же время правительство России обязано более комплексно подходить к решению проблем Чеченской Республики, изыскивать новые методы и средства решения этих проблем. Представляется очевидным, что пришло время более активно привлекать к решению проблем Чеченской Республики представителей московского крупного бизнеса, в первую очередь - выходцев из этого региона.

Важно также наряду с выплатой компенсаций за разрушенные дома, на поддержку безработных и других категорий населения более интенсивно привлекать инвестиции в этот регион для создания рабочих мест. Для этого необходимо разработать федеральную целевую программу по созданию рабочих мест на Северном Кавказе. Наряду с этим важно развивать промышленную и аграрную инфраструктуры республики, продумать систему инвестиционных льгот.

Ведь очевидно же, что одними компенсациями при всей их важности ситуацию не исправить. Как же может нормально развиваться республика, в которой около 70 процентов безработных, а 200 тысяч получают пособия? Благоприятно на ситуации на Северном Кавказе сказались бы твердые и последовательные шаги, направленные на ликвидацию последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года.

С начала процесса возвращения в места прежнего проживания лиц, ставших вынужденными переселенцами, оказана государственная помощь в возвращении 4020 семьям (21 755 чел.) вынужденных переселенцев. Еще около 600 семей (4273 чел.) обустраиваются вне мест прежнего жительства. 1092 семьи вынужденных переселенцев ожидают поступления средств.

Вместе с тем надо признать, что процесс возвращения вынужденных переселенцев вследствие объективных и субъективных причин принимает затяжной характер. По данным управлений по делам миграции Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, на учете продолжает состоять более 12 тысяч лиц, признанных вынужденными переселенцами.

По нашему мнению, решение о переводе данной проблемы в ведение Южного федерального округа и Федеральной миграционной службы позволит в короткий срок завершить процесс ликвидации так называемого палаточного размещения вынужденных переселенцев.

(Продолжение в следующем номере.)

***

КСТАТИ

По сообщению минфина Чечни, в ведомстве Германа Грефа заговорили о создании в республике полноценной банковской системы. Коммерческие финансово-кредитные учреждения не спешат идти в неспокойный регион: для них чеченский бизнес априори считается "рискованным и невыгодным проектом". Исправить ситуацию намерены госбанки, заявившие об открытии своих отделений в Грозном и в других населенных пунктах.

То, как сегодня работают банкиры в Чечне, не отвечает потребностям жителей республики. В реальности финансовые услуги ограничиваются выдачей компенсацией за утерянное во время боевых действий жилье. Однако, по словам заместителя министра финансов республики Луизы Хачукаевой, населению нужна банковская розница.

- Люди хотят вкладывать свои сбережения на банковские счета, оплачивать в финансово-кредитных учреждениях коммунальные услуги, - говорит замминистра. - Сегодня в республике действует лишь Россельхозбанк, который не только выплачивает компенсации, но и открывает счета для физических лиц, кредитует посевные и уборочные работы. В Грозном нет даже регионального управления Центробанка. Похоже, контролировать военные выплаты ЦБ выгоднее из Москвы.

Возможно, эта проблема будет решена в обозримом будущем: чеченский минфин ведет переговоры об открытии в регионе главного управления ЦБ. А между тем Сбербанк и Внешторгбанк, имеющие весомую госдолю в своих активах, намерены открыть представительства в Чечне. В свою очередь Сбербанк планирует создать два отделения в чеченской столице и в Гудермесе. Таким образом, считают в самом банке, удастся активизировать выплаты жителям республики, потерявшим жилье. Впрочем, банкиры, планирующие наладить бизнес в Чечне, волей-неволей столкнутся с двумя трудно разрешимыми проблемам

- В республике финансово-кредитным учреждениям придется работать в полувоенных условиях, - считает Ольга Жигалина - пресс-секретарь Россельхозбанка (РСБ), действующего в Чечне с 2001 года. - Повышенные риски, которые ведут к большим затратам на обеспечение защиты и безопасности, являются особенностью работы в республике. Охранять необходимо не только офисы, но и сотрудников, которые вынуждены выезжать на проверки. Помимо этого мы сталкиваемся с объективными трудностями при подборе кадров.

Тем не менее Россельхозбанку удалось за три года работы в Чечне открыть шесть отделений, в перспективе - создание двух дополнительных офисов в Грозном и Гудермесе. По словам Ольги Жигалиной, РСБ пока единственное в республике финансово-кредитное учреждение, работающее с физическими лицами. Сегодня свыше 14 тысяч жителей Чечни разместили свои сбережения на банковских вкладах.




Единая Россия, Москва
ЕВГЕНИЙ ТРОФИМОВ, председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ, член Центрального политического совета партии "Единая Россия"
08.11.2004
http://www.er-duma.ru/pubs/6268

Док. 394482
Перв. публик.: 08.11.04
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 335

  • Трофимов Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``