В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Однопартийный поневоле Назад
Однопартийный поневоле
У него три высших образования и огромный опыт организаторской работы. Он стоял у истоков создания партии "Единая Россия", а сегодня является председателем Центрального совета ее сторонников. В Госдуме он работает на законодательном поле, образно говоря, заминированном сложнейшими, а иногда и вечными национальными проблемами. Там уже на тракторе не проедешь - нужен сапер-профессионал. Именно такой, как председатель комитета Государственной думы по делам национальностей Евгений ТРОФИМОВ.

- Евгений Николаевич, по регламенту все думские комитеты формируются добровольно, то есть по какому профилю депутат будет работать, в какой комитет пойдет, решает он сам. Не так ли?

- Только так. Никто не может принудить депутата делать что-то против его воли или запретить ему заниматься теми законодательными проблемами, которые ему близки и понятны.

- Тогда объясните, пожалуйста, почему ваш комитет однопартийный, почему никто, кроме депутатов фракции "Единая Россия", делами национальностей в многонациональной стране заниматься не захотел?

- Хороший вопрос, хотя и каверзный. Дело в том, что наш комитет напрямую не занимается формированием бюджета страны или проблемами ее безопасности. Все почти по Пушкину: мы не стремимся прежде всего "оспаривать налоги или мешать царям друг с другом воевать". Я не осуждаю другие фракции, пославшие своих представителей в ключевые экономические и наиболее социально значимые комитеты. Их значительно меньше, чем нас, и потому такой выбор понятен. Но по-своему символично и то, что проблемами национального сосуществования в единой и неделимой России, национального мира и согласия в ней непосредственно занимается в Государственной думе только наша фракция. Ведь все эти идеи и стратегически, и

тактически близки партии "Единая Россия". Даже по названию: о каком единстве может идти речь в стране, раздираемой национальными противоречиями и распрями? Но надо сказать, внимание к нашей работе депутатов других фракций мы ощущаем постоянно. Даже при обсуждении моей кандидатуры на пост председателя комитета был задан от фракции ЛДПР примерно такой вопрос: поддержите ли вы нашу идею о том, что русский народ является государсгвообразую-щим народом?

- Я полагаю, ваш ответ им не понравился?

- Абсолютно не понравился. Но я никогда не пытался нравиться всем и всегда, зарабатывая дешевый авторитет на торговле принципами. Я напомнил коллегам Конституцию России, где сказано, что все народы в нашей стране равны, и, не дай бог, если мы сейчас начнем выделять одни народы, возвышая их над другими. От этого мы только пострадаем, и цепная реакция сепаратизма, национального самовозвышения и даже самовозвеличивания потрясет страну до основания. Такие попытки нужно пресекать везде, где бы они ни предпринимались. Недавно у нас было заседание комитета, на котором мы единодушно предложили Государственной думе отказать в принятии закона "О татарском народе". Он был предложен одним из депутатов прошлого созыва и практически повторя-

ет принцип так называемой государст-вообразующей нации. Это очень опасный принцип. Вы знаете, что согласно последней переписи населения в России проживает более 160 народов, а это значит, что наша страна была, есть и будет многонациональным государством. Отсюда и надо строить нашу национальную политику. Главная задача комитета в том, чтобы депутаты участвовали в создании таких законов, которые бы делали Россию обществом свободных людей, а жизнь народов многонационального государства более достойной. Но при этом нельзя забывать, что все народы равноправны, и ни один из них не может быть ограничен в своих политических, экономических, социальных и национально-культурных правах. Все это создает предпосылки для формирования российского народа как единой нации.

- Но нет ли здесь другой опасности, когда, ставя во главу угла принцип равенства всех перед всеми, мы забудем такое понятие, как национальная самобытность?

- Такая опасность действительно существует. И поэтому, говоря о равно-

правии всех народов России, мы не должны забывать, что каждый народ в нашей стране различен по особенностям своего исторического и национально-культурного развития, по традициям, по обычаям, наконец, по численности. И эти различия играют существенную роль в деле формирования необходимых нашему обществу межнациональных отношений. Если мы это забудем, через несколько лет межнациональные конфликты пойдут чередой. Но есть еще и такое понятие, как разность скоростей, - пока власть, в том числе и законодательная, вырабатывает концепции, принимает решения и так далее, с демографической карты России могут исчезнуть целые народы. Так было с одним совсем уж малочисленным народом в период между последней и предпоследней переписями населения: еще десять лет назад народ был - пусть в количестве всего 800 человек. А теперь его нет.

- А как вы - Государственная дума, фракция, комитет - можете противостоять этим процессам? Упрек, вероятно, стоит адресовать правительству?

- Не скажите, мы тоже многое можем. Приведу конкретный пример: мы сделали, казалось бы, небольшой шаг - внесли проект изменений в федеральный закон "О некоммерческих организациях". Предложили отнести общины малочисленных народов России к некоммерческим организациям. Но речь-то идет о 45 народах, именно о тех народах, которые насчитывают в своем составе менее 50 тысяч человек, а иные и вовсе 800, 500, 300 человек. Все общины, вместе взятые, - это чуть более 500 тысяч человек, 200 из которых живут за Полярным кругом. У них речь идет не о жизни, а о выживании. Когда наш законопроект будет принят, а я полагаю, он будет принят, эти общины получат возможность, как некоммерческие организации, меньше платить налогов. Для них это очень существенная поддержка.

- Но, кроме законотворческой деятельности, у вас есть еще пост главы Центрального совета сторонников партии "Единая Россия". Одно другому не мешает?

- Ничуть. Наоборот, помогает. Сама идея создать движение сторонников партии возникла у меня и моих товарищей от сознания несовершенства нашего закона "О партиях", по которому многие уважаемые люди - военнослужащие, работники правоохранительных органов, государственные служащие, другие категории граждан - оказались ущемлены в своих правах. Они поддерживали партию "Единая Россия", но без вступления в нее. Эта юридическая закавыка заставила нас найти такую организационную форму, как движение сторонников. Нам тогда говорили, что делать этого мы не имеем права. Тогда мы пошли в атаку и потребовали у наших оппонентов с текстами законов на руках показать, где сказано, что такая организационная форма партийной работы запрещена. Разумеется, они этого сделать не смогли. Зато потом многие партии пошли по нашему пути и создали аналогичные структуры. Но это было уже довольно давно. Теперь движение сторонников нашей партии организационно оформилось и окрепло. И во многом это произошло благодаря тому, что мы решительно избегали опасности за-формализовать нашу работу. У нас человек, если ощущает себя сторонником нашей партии, может прийти в парторганизацию и просто расписаться в журнале, что он поддерживает нашу программу. И все. Но он знает, что те наказы, пожелания, та конструктивная критика, которую он высказывает депутатам Государственной думы и других уровней законодательной власти, будет услышана и учтена в законотворческой деятельности. Так что партийная работа только помогает нам в процессе работы основной.

- Впрочем, хватит о работе. В минувшую субботу, то есть 5 июня, у вас был день рождения. Я от имени нашей газеты, от себя, от всех ваших сторонников и избирателей поздравляю вас с этим событием и желаю вам необходимого и неизбежного, то есть здоровья и успехов.

- Спасибо большое за поздравление. Уверен, что с газетой "Единая Россия" мы еще не раз хорошо поработаем вместе.



ЕДИНАЯ РОССИЯ, МОСКВА
07.06.2004
http://www.er-duma.ru/pubs/3874

Док. 394477
Перв. публик.: 07.06.04
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 327

  • Трофимов Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``