В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Шелищ: Наша задача - законодательно защитить права студентов и абитуриентов Назад
Петр Шелищ: Наша задача - законодательно защитить права студентов и абитуриентов
9 ноября в Москве состоялась конференция "Защита прав потребителей: сфера образования", в которой приняли участие: заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии "Единая Россия" Валерий Рязанский, председатель Союза Потребителей РФ, Заместитель председателя Комитета ГД РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ, председатель Комитета ГД РФ по образованию и науке Валерий Гребенников, а также представители Министерства образования и науки РФ.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по законодательству, глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ:

- На конференции рассматривались две основные темы. Это потребительское образование в средней школе и защита прав потребителей платных образовательных услуг в вузах.

Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность для потребителей получать подготовку в области прав потребителей и их защиты. В качестве гарантии такого права на просвещение в нашем законе обозначено включение соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы.

Сегодня это вопрос собственного выбора директора школы. Есть школы, пока их не так много, в которых в образовательные программы включен предмет "Основы потребительских знаний". Существует учебник, который подготовлен нашими потребительскими организациями, проводятся ежегодные всероссийские конкурсы среди школьников по основам потребительских знаний, олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. Эти олимпиады проводятся совместно с Высшей школой экономики. Благодаря этому уже есть ребята из разных концов страны, которые, став победителями олимпиады, стали студентами Высшей Школы экономики.

Пришло время для того, чтобы подготовить и утвердить на федеральном уровне образовательный стандарт по основам потребительских знаний. Мы прекрасно понимаем, что раздвинуть весьма насыщенные школьные программы крайне сложно. Поэтому мы полагаем, что можно в значительной части решать вопрос потребительского просвещения в школе путем включения разного рода знаний в курсы основных дисциплин. Например, в математику, где с первых классов школьники могут решать задачи, связанные с приобретением товаров и услуг, расчетами между продавцом и покупателем, с оценкой себестоимости и цены товаров. В курсах физики, химии и биологии могут быть важные знания товароведческого характера о свойствах различных пищевых продуктов, о потребительских свойствах бытовой техники.

Если мы смогли бы просветить школьника в таком товароведческом направлении, он смог бы стать домашним экспертом по качеству товаров. Осталось бы только внедрить в его сознание правовую информацию о положении потребителя, на что он имеет право, что обязан продавец, как защитить свои права. Это можно заложить в курс обществоведения.

Мы не столько претендуем, чтобы был специальный предмет в школе, сколько на то, чтобы через различные дисциплины школьник становился сознательным потребителем. А если он таковым станет, то существенно изменится его роль в семье. Он станет полезным в таких ситуациях, весьма нередких, когда сталкиваются с некачественным товаром или услугами, обсчетом, обманом при получении кредита. Он овладевает многообразием финансовых инструментов, что очень важно, понимает и может объяснить родителям, как можно читать кредитный договор, договор страхования.

Сейчас все больше ребят учатся в вузах за собственные деньги или деньги родителей. Сейчас уже более 1млн 100 тысяч студентов частных вузов. Из 6 млн тех, кто учится в государственных вузах, почти 3 млн учатся за свои деньги. Проблемы начинаются уже при поступлении, потому что, как правило, вуз не дает полной информации о том, что ждет абитуриента в случае поступления и самое главное не дает твердой суммы, которую придется заплатить за получение образования. Весьма часто, к сожалению, вузы оставляют за собой право пересматривать стоимость обучения. И когда на 3 курсе вам предлагают в два или в три раза поднять плату, студент и его родители оказываются в весьма сложном положении. Так легко вуз не поменяешь. Пройдена большая часть пути. Уже есть жизненные планы. Чаще всего скрепя сердце платят больше, чем должны были бы платить, если бы изначально все записано в договоре. Эта ситуация похожа на ситуацию с дольщиками. Это, мы убеждены, нужно запретить законодательно.

Многие вузы позволяют себе собирать деньги дополнительно сверх того, что предусмотрено договором. Например, за пересдачу экзаменов. Существуют письма Министерства образования и науки, которые разъясняют, что это неправильно, но эти письма не имеют силы нормативного документа. К сожалению, злоупотребляют здесь достаточно много.

Есть много других вопросов, например, обязан ли вуз обеспечить иногороднего студента общежитием. Вузы стараются делать договоры как можно более краткими, массу вопросов опуская. А абитуриент думает совсем о другом - как бы поступить. Он не решится спорить и требовать уточнения договора с теми, от кого зависит его поступление и кто будет его дальше учить. Это задача законодателей, задача партии обеспечить защиту прав абитуриентов и студентов, которые учатся за свой счет.

Большие сложности возникают с правильным выбором вуза. Открылось огромное количество негосударственных вузов. Сегодня у них еще нет репутации, которая есть у государственных вузов, которые существуют десятки лет, про которые можно узнать от выпускников, от родителей. Можно просто придти и почувствовать, какая там атмосфера. А негосударственные вузы, многие из которых работают как филиалы московских вузов. Это может быть три комнаты, где сидят несколько человек. И понять очень сложно, что это за вуз, и какое образование он дает. Наличие государственной лицензии говорит о том, что они соответствуют какому-то минимума и не более того. А насколько соответствует качество образования той сумме, которую они просят, это трудно понять.

Такую информацию необходимо собирать, накапливать. Для этого необходимо создать алгоритм сбора и оценки, чтобы люди, выбирающие куда поступать, могли оценить рейтинг.

И еще одна очень важная проблема - доступность высшего образования. Президент говорил в своем Послании Федеральному Собранию о том, что необходимо сделать так, чтобы молодые люди из семей с любым доходом могли получить высшее образование. Для многих семей это возможно только в случае, если будет доступ к образовательному кредиту. Сегодня это не широко распространено. Значит, для банков это представляет значительные риски. Тут нужно участие государства, возможно в покрытии части или всего процента по кредиту, в части страхования рисков невозврата кредита. Это предполагает государственное участие на законодательном уровне и на уровне бюджета.


http://www.edinros.ru/news.html?id=125262

Док. 394286
Опублик.: 09.11.07
Число обращений: 193

  • Шелищ Петр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``