В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Межпарламентская ассамблея непризнанных государств призывает не менять формат миротворческих сил Назад
Межпарламентская ассамблея непризнанных государств призывает не менять формат миротворческих сил
Парламентарии Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья считают необходимым обратиться к международным организациям с просьбой не допустить изменения формата миротворческих операций в зонах грузино-абхазского и грузино-южноосетинского ворруженных конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих сил со стороны руководства Грузии и Молдавии. Такие выводы, как сообщает ИА REGNUM, содержатся в докладе специальной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Сообщества "За демократию и права народа", посвященном анализу миротворческих операций на их территориях. Доклад был представлен на втором пленарном заседании ассамблеи в Москве 9 апреля. По словам вице-спикера парламента Южной Осетии Тарзана Кокойты, этот документ будет предложен для принятия главами государств на саммите, который пройдет в Сухуми.

ИА REGNUM приводит текст доклада полностью:

"Колоссальные по своим масштабам геополитические изменения, которые произошли в конце 20 века, привели к исчезновению с карты евразийского континента или трансформации многих государств. В результате дезинтеграции Советского Союза образовалось 15 независимых государств, два из которых - Грузия и Молдова, на момент провозглашения ими независимости, де-факто уже не существовали в границах бывших Грузинской и Молдавской ССР. Еще до ликвидации СССР там резко обострилась общественно-политическая обстановка, а принятие в 1989 - 1991 годах Верховными Советами ГССР и МССР ряда дискриминационных законов привело к массовым нарушениям основополагающих прав человека в отношении абхазского, осетинского и приднестровского населения. Конфронтация приобрела настолько острые формы, что единственной формой защиты населения от насилия и уничтожения явилось образование независимых Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия. Правовым основанием этого послужило и то, что в разные исторические времена они обладали статусом как автономных, так и независимых государственных образований. Однако международное сообщество проигнорировало это чрезвычайно важное обстоятельство, отдав предпочтение принципу территориальной целостности Грузии и Молдовы, а не праву народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии на самоопределение. И это не могло не привести к трагическим последствиям. Пришедшие к власти в Грузии и Молдове национал-экстремистские силы не замедлили воспользоваться этим обстоятельством для активизации, под предлогом восстановления территориальной целостности, широкомасштабных боевых действий с целью уничтожения РА, ПМР и РЮО. Причем, по мере эскалации противостояния, в отношении мирного населения этих государственных образований использовались жестокие репрессивные меры, которые нельзя классифицировать иначе, как геноцид. Ввод грузинских и молдавских вооруженных формирований сопровождался массовым насилием над гражданским населением, террором, грабежами, мародерством и похищением заложников.

Несмотря на то, что вооруженные конфликты в этих регионах повлекли гибель многих тысяч людей, а позиции сторон становились все более непримиримыми, международное сообщество, увлеченное наблюдением за распадом советской сверхдержавы, не оказывало должной помощи, соответствующей сложившейся ситуации, по прекращению кровопролития. Основные усилия в этом направлении предпринимались до 21 декабря 1991 года руководством СССР, а затем - Российской Федерации, которое стремилось придерживаться беспристрастной, взвешенной позиции, осудило применение репрессий против населения, попытки силового решения политических разногласий, массовые и грубые нарушения прав человека. Эта позиция была сформулирована в ряде заявлений Президента, Правительства и МИД Российской Федерации, в которых содержался настоятельный призыв остановить кровопролитие и урегулировать конфликты путем переговоров. По инициативе Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина были активизированы контакты с главами конфликтующих государств. В результате это привело к подписанию ряда соглашений о мирном урегулировании конфликтов, прекращении огня и разъединении вооруженных сил сторон, важнейшими из которых являются Московское соглашение от 21 июля 1992 года, Дагомысское соглашение от 24 июня 1992 года, Сочинское соглашение от 27 июля 1993 года и Московское соглашение от 14 мая 1994 года.

В результате реализации достигнутых договоренностей были созданы Коллективные силы по поддержанию мира, Совместные миротворческие силы и Смешанные силы по поддержанию мира, которые были введены соответственно в зоны грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных конфликтов. Миротворческие операции по прекращению боевых действий, установлению и поддержанию мира учитывали специфику обстановки в регионах и особенности местных условий. Исходя из этого, были созданы органы управления миротворческими операциями, приняты решения по количественному составу и оснащению подразделений миротворческих сил. Определены места их дислокации, границы зон безопасности, зон ограничения вооружений, зон контроля, районов с повышенным режимом безопасности, расположения постов, формы использования военных наблюдателей, взаимодействия с местными органами власти, правоохранительными органами сторон, а также с военными наблюдателями Миссий ООН и ОБСЕ.

Форматы проведения миротворческих операций в этих регионах имеют свои отличия, связанные с особенностями обстановки и уровню противостояния сторон. Однако во всех регионах деятельность сформированных миротворческих сил доказала свою высокую эффективность, так как позволила решить главнейшую задачу - остановить боевые действия, развести вооруженные формирования конфликтующих сторон и создать условия для переговорного процесса о мирном урегулировании конфликтов. Необходимо особо подчеркнуть, что основную роль в выполнении этой чрезвычайно сложной задачи миротворческой операции выполнила именно российская сторона и её миротворческие силы.

Однако, перманентно обостряющаяся недоговороспособность властей Грузии и Молдовы, их отказ от ранее подписанных соглашений, применение двойных стандартов к участникам переговорного процесса со стороны даже международных организаций, приводила к его пробуксовкам и срывам. Не способствовали прогрессу в достижении полномасштабного политического урегулирования и контрпродуктивные, в ряде случаев откровенно провокационные действия со стороны Грузии и Молдовы. Причем особую опасность представляет экстремизм властей Грузии, которые используют вооруженные формы провокаций, диверсий и террора в отношении гражданского населения и представителей различных государственных структур Абхазии и Южной Осетии, а также военнослужащих миротворческих сил Российской Федерации. Власти Молдовы, поощряемые и подстрекаемые некоторыми европейскими и международными организациями, также все активнее задействуют методы давления и принуждения, вводя в практику использование санкций и блокад в отношении ПМР.

Используя фактор непризнанности наших республик, правящие режимы Грузии и Молдовы целенаправленно дезинформируют международное сообщество, формируя искаженное представление о причинах конфликтов и сложившейся в настоящее время ситуации в регионах, в том числе и о деятельности миротворческих сил. При этом все отчетливее просматривается основная цель - компрометация миротворческой роли России. Публичные заявления руководства Грузии и Молдовы сопровождаются чрезвычайно опасными практическими действиями по разбалансированию и слому всех механизмов управления миротворческими операциями и ослаблению влияния России на мирное политическое урегулировании этих конфликтов. Резкому обострению обстановки способствуют и контрпродуктивные постановления Парламента Грузии от 18 июля 2006 года о выводе миротворческих сил России и замены их международным полицейским контингентом. Попытки принятия аналогичных постановлений предпринимались летом 2006 года и в парламенте Молдовы.

Одновременно проводится активное наращивание военного потенциала силовых структур, форсируется подготовка личного состава вооруженных сил и полицейских формирований Грузии и Молдовы, в том числе в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира". В практическую плоскость переведено принятое организацией ГУАМ решение о создании совместных миротворческих сил этих стран. Безусловно, использование таких "миротворческих сил" приведет только к обострению и дестабилизации обстановки в зонах конфликтов. Ибо в ответ на их создание непризнанные государства также были вынуждены приняли решение о формировании своих совместных миротворческих сил, которые будут использованы в случае необходимости. Очевидно, что это приведет не к укреплению мира, безопасности и доверия между сторонами, а к прямо противоположному результату - конфронтации миротворческих сил государств, которые являются сторонами в конфликтах, возобновлению боевых действий и гуманитарной катастрофе.

К аналогичному результату приведет и замена российских миротворческих контингентов, по праву пользующихся заслуженным за полтора десятилетия эффективной деятельности авторитетом и доверием населения, на иные миротворческие подразделения иностранных государств. Международное сообщество критически оценивает сегодня миротворческие операции, сопровождающиеся широкомасштабными войсковыми и полицейскими операциями, направленными на принуждение одной из сторон конфликта к урегулированию на неравноправной основе, к миру на коленях, как это имеет место в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке и ряде других стран. На этом фоне осуществляемые под руководством России миротворческие операции должны быть примером для подражания, а не подвергаться нападкам со стороны руководства Грузии, Молдовы и некоторых других государств и международных организаций.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Межпарламентской Ассамблеи Сообщества "За демократию и права народов" полагает необходимым обратиться в адрес авторитетных международных структур с настоятельной просьбой не допустить изменения формата миротворческих операций в зонах грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих контингентов со стороны руководства Грузии и Молдовы".

Отметим, что в заседании ассмаблеи также принимают участие спикер приднестровского парламента Евгений Шевчук, спикер абхазского парламента Нугзар Ашуба, депутат Народного собрания Нагорно-Карабахской Республики Гагик Петросян. На заседании присутствовали вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин и начальник Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров.


regnum

Док. 394271
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 470

  • Торшин Александр Порфирьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``