В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Больше `мыла`! Назад
Больше `мыла`!
Одна из крупнейших кинокомпаний мира - Columbia Tristar (Sony Pictures) решила вложить деньги в производство российских телесериалов. Для начала американцы совместно с россиянами cнимут две исторические драмы и две комедии

Российские телезрители любят сериалы. Спрос рождает предложение, и производство "мыльных опер" в стране растет опережающими темпами. А в скором времени на рынке поклонников отечественного "телемыла" появится новый серьезный игрок. Одна из крупнейших кинокомпаний мира - Columbia Tristar (в России демонстрировались ее сериалы "Рожденная свободной", "Женаты... с детьми", "Журнал мод", "Бухта Доусона", "Девушки с характером") заключила договор о совместном производстве сериалов с российской компанией "АмедиА", которую возглавляет бывший гендиректор РТР Александр Акопов. О перспективах этого сотрудничества г-н Акопов рассказал "Итогам".
- Александр Завенович, почему Columbia Tristar решила заняться производством телесериалов в России?
- Интерес Columbia в том, что студия выходит на российский рынок с новым для себя продуктом. Раньше она выступала в качестве продавца того, что производилось в США, а теперь у них появляется возможность использовать свои ноу-хау и вкладывать деньги в производство сериалов, рассчитанных на российский рынок и рынок других стран, где понимают русский язык. Дело в том, что Россия на сегодняшний день - это шестой по величине рынок телевизионных программ в Европе. И в ближайшие 2-3 года мы по этому показателю имеем все шансы обогнать Испанию и стать пятыми после Германии, Англии, Италии и Франции. Польшу мы уже обогнали. Кроме того, американские партнеры считают, что наши первые совместные сериалы будут иметь спрос во всем мире.
- Участвуют ли американские студии-мейджоры в съемках сериалов в других странах?
- Нет, это необычная практика, хотя студии-мейджоры присутствуют на европейском рынке, но в очень ограниченном количестве. Та же Columbia работает в Германии, немного - в Италии и Испании. По-настоящему активно мейджоры работают только в Великобритании, поскольку там у них не возникает языкового барьера. Поэтому я не уверен, что приход Columbia в Россию свидетельствует о начале некой массовой практики. Довольно сложно заниматься телевизионным производством, находясь на противоположных концах земного шара с разницей во времени 11 часов. Тем не менее это можно и нужно делать.
- А в чем ваш интерес?
- Преимущество для нас очевидно, мы получаем технологию производства телесериалов, которой больше у нас в стране никто не владеет.
- Что конкретно вы собираетесь делать вместе с американцами?
- Уже достигнута договоренность о производстве двух драматических и двух комедийных сериалов. Сначала должна появиться 120-серийная драма, или, как мы ее называем, "телевизионный роман" "Бедная Настя", а затем 100-серийный проект "Грехи отцов". И то и другое - исторические мелодрамы. Действие "Бедной Насти" происходит в середине XIX века, а "Грехи отцов" - в начале ХХ века. Жанр этих сериалов я бы определил как костюмное кино. Мы занялись им из-за того, что публика по историческим сериалам истосковалась. Все помнят "Петербургские тайны", но им уже 10 лет. С тех пор ничего подобного не выходило. Разумеется, это дорогие проекты, которые требуют кропотливой и серьезной работы, но мы собираемся сделать их на самом высоком качественном уровне. "Бедная Настя", например, станет самым дорогим телепроектом за последние 15 лет, а может быть, за все время на нашем телевидении. Ее бюджет составит 7,5 миллиона долларов.
- Кто же даст такие деньги на производство сериала? И как вы собираетесь окупить затраты?
- У "Бедной Насти" есть несколько источников финансирования - деньги российских инвесторов, деньги Columbia, деньги, полученные от предварительной продажи сериала одному из российских каналов. Еще есть кредиты той же Columbia и российского банка. Схема финансирования очень сложна, но, к счастью, все эти источники уже существуют, и поэтому сейчас мы спокойно начинаем производство. Затраты будут возвращены за счет продажи сериала телевизионным каналам в России и за рубежом. Продажей сериалов за пределами России и СНГ будет заниматься Columbia. И мы в этом смысле полны оптимизма. Поскольку последние лет семьдесят Columbia продает свою продукцию во все страны мира, на ее опыт можно рассчитывать и в данном случае.
- Но ведь американцы успешно продают кинопродукцию, снятую ими самими на английском языке...
- Совершенно верно. Наш продукт необычный. Но даже если результаты первых совместных проектов за рубежом окажутся не слишком впечатляющими, все равно это будет большой шаг вперед для всей российской телевизионной индустрии. Главное, чтобы за этим шагом последовал следующий. У меня есть убеждение в том, что наша сериальная продукция может занять свою нишу на мировом рынке. Мы должны решить важнейшую культурно-стратегическую задачу - потеснить киноиндустрию Бразилии, Мексики и Аргентины. Я уверен, что в странах Латинской Америки в прайм-тайм могут идти и русские сериалы. Пока я не знаю, как мы решим эту задачу, но мы ее обязательно решим.
- А как вы считаете, в Европе и США мы сможем потеснить их собственные сериалы?
- Я не уверен, что сериал "Бедная Настя" выйдет в прайм-тайм на NBC, ABC, ВВС, ТF-1, ZDF или RAI. Но есть шансы, что западные каналы будут показывать наши сериалы в дневное время. Свежий необычный продукт нужен всем. До сих пор проблема с выходом на мировые рынки у нас была связана с несколькими вещами. Во-первых, это несоответствие наших сериалов стандартам качества изображения, монтажа, звука и еще массе технических показателей, соблюдения которых от нас требует Columbia. Во-вторых, языковой барьер. В-третьих, существуют определенные культурные барьеры, потому что искусство рассказать историю экранными средствами в России, Англии, Китае, США или Бразилии различно. Насколько русские истории будут смотреться в других странах, мы сейчас не знаем, но мы знаем, что в истории нашей литературы были авторы, которых с большим удовольствием читали и читают до сих пор за пределами России. Пока не вижу принципиальных причин, почему этого не могут сделать авторы современных телевизионных романов.
- А если все-таки вы не пробьетесь в западный телеэфир?
- Нет. Продавать наши сериалы за границу - это не самоцель. И этому, как ни странно, нас учат сами американцы. Они требуют, чтобы мы создавали продукт прежде всего для своей аудитории. Их бизнес-схема построена на том, что продукт должен полностью окупиться на своей территории. И только после этого его нужно продавать за границу. В любом случае главное, чтобы сериал посмотрели и полюбили именно российские зрители. Наши партнеры настаивают на том, чтобы мы делали "Бедную Настю" по такой же схеме. Поэтому в сериале не будет ничего, сделанного специально для зарубежной аудитории. Мы работаем для российских зрителей. И в этом принципиальное отличие нашего международного проекта от многих других, которые с самого начала делались на так называемую глобальную венгерско-китайскую аудиторию, которой на самом деле не существует. То есть мы рассчитываем окупить проект за счет продаж в России и СНГ.
- Вы сказали, что кроме драматических собираетесь еще производить совместно с американцами комедийные сериалы. Это новый для нашего телевидения жанр. Нельзя ли об этом поподробнее?
- Действительно, комедии положений и ситуаций, так называемые ситкомы, - это для нас новый жанр. Комедийные сериалы требуют специальной технологии производства. По большому счету ситкомы - это телевизионный театр. Съемки проходят в присутствии аудитории, поэтому "закадровый смех", который многие наши зрители считают наложенным и неестественным, на самом деле - настоящая реакция публики на действия и шутки героев. Поэтому главная технологическая хитрость, которую в данном случае нам передает Columbia Pictures, заключается в том, как снять кино в присутствии зрителей. Кроме того, главное для ситкомов - узнаваемые характеры. Добрая мама, непутевый папа, младший сын-разгильдяй, быстро взрослеющая старшая дочь. Вот я описал всего четыре характера, но каждому понятно, какие забавные ситуации могут происходить с этими людьми. Разумеется, я привел для примера некую абстрактную структуру, а первый сериал, который мы будем делать, называется "Няня". Со вторым ситкомом мы еще не определились.
- Каким образом в производство сериалов вмешивается Columbia?
- К сожалению, очень нежно. Я предпочел бы, чтобы американцы вели себя гораздо жестче. Если говорить о технологии работы, то сейчас у нас по основным профессиональным позициям есть или американский консультант, или исполнитель, включенный в съемочную группу. Например, над сценарием в качестве главного автора работает Лиза Сейдман, которая писала сценарии для сериалов "Даллас", "Сансет Бич" и "Она написала убийство". Кроме того, она сейчас делает первый в США учебник о том, как писать "мыльные оперы". Нам повезло, что с нашими 15 сценаристами работает такой профессионал. Ведь искусство создания сериала, который будет идти 40 недель 5 дней в неделю, очень сложное и специфическое. С нами работает и исполнительный продюсер Джефф Лернер, который делал "Санта-Барбару".
- А самим американцам производить сериалы в России интересно?
- К счастью, с первого дня работы с этими людьми нам стало понятно: они не просто профессионалы с холодным носом, они действительно обожают этот жанр. Любят в нем работать и хотят, чтобы он еще долго существовал, в том числе и в России.
- Как американцы оценивают сериалы, которые сейчас производятся в России? Они видели что-нибудь?
- Мы им много чего показывали - от "Бригады" до "Простых истин". И они очень высоко оценили эти проекты. С их точки зрения, в нашей стране уже существует телевизионная индустрия, которая появилась с нуля за какие-то 3-4 года. И этот факт сам по себе вызывает у них уважение. Раньше главной проблемой наших сериалов было то, что из-за малых бюджетов очень редко удавалось добиться, как говорят американцы, production-value. То есть высокой ценности сериального продукта в глазах телезрителей, для которых очень важно, что это дорогое, богатое кино, снятое тщательно. Зритель должен видеть, что ему не подсовывают халтуру. И в этом плане сегодня уже появляется возможность конкурировать с иностранным продуктом. Если 2-3 года назад наши сериалы выигрывали в основном за счет местной тематики, то сейчас лучшие образцы жанра нисколько не уступают американским сериалам. Дело в том, что у нас снимать приблизительно в четыре раза дешевле, поэтому, пересчитав бюджет "Бедной Насти" на американские расценки, специалисты Columbia заявили, что таких дорогих сериалов в Америке почти не снимают. Думаю, что там каждая серия стоила бы около 450-500 тысяч долларов, а у нас будет около 100 тысяч просто за счет того, что человеческий труд здесь стоит гораздо меньше, а телевизионное производство - вещь очень трудоемкая.
- В чем же все-таки заключается главное ноу-хау американцев?
- Они помогают нам освоить технологию производства одной серии в день, включая съемки и монтаж, - до сих пор у нас снимали серию за 5-10 дней. И это при том, что в сериале будут натурные съемки в Москве и Петербурге и еще интерьерные в трех павильонах. В России никто никогда ничего подобного не делал. Сложность еще и в том, что снимать надо серию в день, но ощущение у зрителя должно быть такое, будто ее снимали как минимум месяц.
- Есть ли принципиальная разница в том, как к производству сериалов относятся наши и американские производители?
- Принципиальной разницы я не вижу. И у нас, и у них есть понимание того, что прежде всего мы работаем для зрителя. Поэтому в 80 процентах случаев работа над сериалом сводится к тому, чтобы понять пожелания зрителей и постараться быстро их реализовать. Чтобы понять пожелания зрителей, мы проводим фокус-группы, отслеживаем результаты социологических исследований на тему зрительских предпочтений в телесмотрении, следим за всевозможными опросами и телевизионными рейтингами. Только в 20 процентах случаев сериал снимается не по чьему-то заказу и не по результатам исследований, а просто по идее автора, который предлагает продюсерам или вещателю сценарную заявку. Мы совпадаем и еще в одном принципиальном моменте - стремлении произвести наиболее качественный продукт на существующие средства. Поэтому в подходах я большой разницы не вижу. Есть разница в школе и традициях производства.
- В чем же именно?
- Например, команда, которая будет работать над "Бедной Настей", состоит из 250 человек, столько же людей делали бы этот проект и в Америке, но по большинству ключевых специальностей у нас нет точного аналога тем профессиям, которые существуют в американском производстве. У нас были разные представления о функциях режиссера, продюсера, ответственного продюсера, линейного продюсера, продакшн-менеджера, актеров. Например, наша актерская школа не готовит артиста к тому, что надо выучивать 8 минут текста каждый день, потом проводить на съемочной площадке 8 часов, и так много дней подряд. У нас учат киноактеров, которых в редких случаях снимают за день больше минуты. У них есть возможность проанализировать характер, понять, в каком состоянии находится герой в конкретный момент, разобрать саму сцену. И представьте себе, что за один съемочный день надо снять не минуту, а 20 или 40 минут. Поэтому мы так тщательно подходим к процессу подбора актеров. Вот уже три месяца мы проводим кастинг по всей стране - пробуем опытных артистов, начинающих актеров и непрофессионалов. Для нас важны не только внешние данные, но и работоспособность, умение быстро запоминать достаточно большое количество текста.
- А чем различаются функции нашего и американского режиссера?
- У американцев над такими сериалами обычно работает восемь режиссеров одновременно. А теперь вспомните, вы когда-нибудь видели двух режиссеров, которые могут договориться между собой? Кроме Алова и Наумова. А тут договариваться должны восемь человек. Между тем реализовать проект с меньшим количеством людей невозможно. У каждого режиссера своя задача. Кто-то занимается исключительно камерами, кто-то действием, работой с актерами, мизансценами, кто-то отвечает за съемки на натуре, кто-то за монтаж. Команду режиссеров возглавляет творческий продюсер, который следит за тем, чтобы все потом склеилось. Он отвечает за конечный результат. Кто станет таким человеком на "Бедной Насте", мы еще не определились. Разделение функций существует и между сценаристами. Сначала разрабатывается история целиком, потом пишется проект каждой серии, потом появляются диалоги. В итоге сценарии попадают к редактору, который приводит их к единому знаменателю, чтобы у зрителя возникло ощущение, что над сценарием работали не 15 человек, а один.
- В России есть профессионалы, которые могут выполнить задачи, о которых вы говорите?
- В России есть большое количество людей, которые могут в исторически обозримые сроки легко освоить эту технологию. Но лишь в том случае, если они будут зациклены не на своих личных амбициях, а на результате команды. Люди должны понять, что такого рода творческий продукт требует коллективной работы, где усилия каждого будут замечены, но ту же самую работу рядом с ним будут делать еще несколько человек. Каждый участник производства легко сможет сказать: "Это сделал я", но он должен спокойно отнестись к шеренге из еще 200 человек, которые тоже сделают шаг вперед и хором скажут: "Это сделали мы".
- А есть шансы, что американцы будут вкладывать деньги в наше не только сериальное, но еще и в кинопроизводство?
- У меня нет никаких сомнений в том, что это произойдет. Но я ожидаю американских инвестиций в наш кинематограф примерно через пять лет. Кстати, я уверен, что снимать совместные фильмы нам будет гораздо проще, чем сериалы. Так как технологии производства полнометражных фильмов больше похожи. И наши, и американские кинопроизводители понимают, что главное - это бюджет и сценарий.

ВРЕЗ: ПАРТНЕР Американец в России
Со стороны Columbia Tristar International Television в работе над новыми телесериалами участвует вице-президент компании Джефф Лернер:
"Мы пришли в Россию, потому что почувствовали, что именно сейчас на российском рынке наступил момент, когда подобное производство наиболее востребовано и наша совместная работа с "АмедиА" вызовет большой интерес как у российской аудитории, так и в других странах. Кроме того, мы изучаем результаты социологических исследований и можем с уверенностью предполагать, что сегодня интересно российским зрителям. Основываясь на нашем опыте работы в аналогичных проектах, я могу сказать, что это, как правило, не только крайне результативно, но и потрясающе интересно для обеих сторон.
Надо сказать, что сложностей здесь не больше, чем в любом другом проекте, над которым работают люди из разных стран. В первую очередь сложности вызывают языковой барьер и различия культур - это наиболее заметно в период сценарной работы. Но хороший перевод, наличие исторического консультанта и простое общение в процессе работы помогают преодолеть эти трудности. И, во-вторых, конечно, одиннадцатичасовая разница во времени, но к этому тоже быстро привыкаешь. Одним словом, если обе стороны готовы работать в команде и хотят получить лучший возможный результат, они всегда найдут способ решения любой проблемы".




Алексей Погребенков
"Итоги"
15.04.2003
http://www.kalyagin.ru/press/2676/
    

Док. 394161
Перв. публик.: 15.04.03
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 264

  • Акопов Александр Завенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``