В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Чумиков: `Креативный бутик` для Хорошего специалиста Назад
Александр Чумиков: `Креативный бутик` для Хорошего специалиста
"Охотники за головами", headhunters не покладая времени и сил, ищут перспективные кадры, способные принести реальную пользу будущей компании-работодателю. Но далеко не каждая "голова" становится добычей. Компании охотятся за Хорошими специалистами. Чего хочет работодатель и что готовы предложить выпускники? Что нужно сделать, чтобы твоя голова оказалась в "креативном бутике"? Каковы перспективы у молодых специалистов по связям с общественностью? На эти и другие вопросы ответил Александр Николаевич Чумиков, доктор политических наук, профессор, вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, генеральный директор Агентства "Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг".

Александр Николаевич, Вы возглавляете агентство, которое уделяет большое внимание подготовке специалистов. В то же время, как профессор МГУ можете смотреть на эту проблему со стороны вузов. И, наконец, Вы являетесь председателем Комитета по образованию и профессиональным конкурсам РАСО. Как Вы оцениваете уровень подготовки выпускников вузов по специальности "Связи с общественностью"? Отвечает ли он требованиям работодателей?

А.Н.: На этот вопрос мне приходилось отвечать не раз. Приходится констатировать тот факт, что сегодня мы ещё не вышли на нужный уровень. Как показывает практика, компании отдают предпочтение не тем специалистам, у которых в дипломе написано "Связи с общественностью", а Хорошим специалистам. Кто такой Хороший специалист? Это специалист, прежде всего, гуманитарного профиля, по которому работает данное агентство или подразделение в коммерческой структуре. Например, если компания занимается исследованиями, то это социолог или психолог. Очень важный специалист - копирайтер. Ведь то же исследование нужно уметь грамотно изложить в текстовой форме. В этом случае хорошими специалистами могут быть журналисты или лингвисты, специалисты по иностранным языкам. Связи с общественностью - такая специализация, которая охватывает пункты из всех этих профилей. Существует государственный образовательный стандарт, все выпускники выходят из стен вузов с какими-то базовыми знаниями, а уж потом каждый может выбрать свою стезю. Работодатель часто предпочитает сам готовить специалистов узкого профиля.

А может ли выпускник, чаще всего не имеющий практических навыков, так просто устроиться на работу? Или есть необходимость дополнительного обучения в специальных школах, помогающих выстроить "мостик" между учебным процессом и практикой?

А.Н.: Реальность такова, что многие студенты даже дневных отделений не ждут, когда у них на руках появится диплом, а устраиваются работать на старших курсах. Не попробовав, сложно определиться, что тебе нужно и что интересно. Но и без этого предлагается довольно много интересных форматов. Это всероссийский конкурс студенческих работ "Хрустальный апельсин" и другие студенческие олимпиады. Существует РАССО - Российская Ассоциация Студентов по Связям с Общественностью, которая также организует различные мероприятия, фестивали и конкурсы. Нельзя забывать о российских отделениях международных организаций - таких, как Европейская конфедерация паблик рилейшнз. В конце концов, можно пройти неформальную стажировку в каком-нибудь агентстве. Гарантий трудоустройства никто не даёт, но вероятность всё же больше, чем если бы ты просто разослал резюме. В регионах ситуация несколько хуже. Причина кроется в нехватке профессионалов, способных преподавать предмет, а также в другом уровне развития рынка. Соответственно, и востребованность специалистов другая, нежели в Москве.

Возвращаясь к РАССО... Как вы оцениваете деятельность этой организации? В каком взаимодействии она находится с РАСО?

А.Н.: Я оцениваю их деятельность высоко, потому что ребята работают очень активно, проявляют высокий уровень самостоятельности, даже сами находят организационные и финансовые ресурсы. Конечно, им навстречу идёт и базовый вуз - МГИМО, "ядро" которого, учебно-методическое объединение по специализации связи с общественностью, координирует деятельность вокруг научной дисциплины. Юридически РАСО и РАССО - автономные организации, а фактически они, конечно, тесно сотрудничают. Более того, ряд членов студенческой организации работают в аппарате "взрослого" РАСО. У них есть реальная возможность выступить, заявить о своих интересах, задать вопросы и дождаться решения.

Есть довольно сильные региональные организации - как самостоятельные, так и ветви РАССО. В последние годы удалось провести несколько очень серьёзных мероприятий, например, "Байкал-проект 2006", который был направлен как раз на то, чтобы студенты могли втянуться в прикладную сферу. В его организации бОльшую роль сыграли сами студенты - с нашей стороны был скорее контроль.

Какие семинары востребованы молодыми специалистами?

А.Н.: В конце марта мы проводим семинар-конференцию "Коммуникационные технологии в условиях новых информационных реалий". Тема очень актуальна. Сейчас поле средств массовой информации кардинально меняется, переходит в электронный формат. Появилась блогосфера, пространство которой безгранично. Изменилась структура общения: если раньше работали стратегии B2B, B2C, G2G и G2C, то сейчас появилась структура С2С, когда граждане общаются напрямую друг с другом. Компании начинают активно использовать этот ресурс. Соответственно, его нужно исследовать, измерить, оценить эффективность. Это нужно и интересно.

Можно ли говорить о том, что у нас в стране сложилась система преподавания предмета связи с общественностью? Или действительно настоящие специалисты только за границей?

А.Н.: Существует общемировая проблема: преподаватели-теоретики не знают практики, а "практики", как правило, не являются преподавателями и не могут прочитать даже часовую лекцию. Проблема решается и на местах, в вузах, и системно. Сейчас проходит Болонский процесс: осуществляется переход к новой системе образования, которая представляет собой бакалавриат и магистратуру. Студенту предлагается некоторое количество модулей, из которых он выбирает именно те, которые ему нужны. Эта система обеспечивает лучшую адаптацию к практике и к нашим рыночным условиям.

Многие говорят, что креативщиков много, а управленческих кадров не хватает. Вы с этим сталкивались?

А.Н.: Эта проблема есть, но она значительно проще, чем проблема создания креативного продукта. Любое PR-агентство в своём ядре - это своеобразный "креативный бутик", где производится идея. Если нет идеи или нет специалистов, которые могут эту идею оформить в виде послания, то и управлять некем.

Каковы перспективы развития сферы коммуникаций в нашей стране? Профессии этой сферы сейчас очень популярны, и есть опасение, что скоро рынок будет перенасыщен специалистами.

А.Н.: Я не разделяю эти опасения. Рыночные требования к информационному обеспечению товара постоянно возрастают. Если сто лет назад сто человек занимались производством товара, а один - информационным обеспечением, то сейчас тенденция равна 50/50, и этот процесс будет продолжаться, а значит, нужно будет всё больше специалистов.

Источник: AdMarket

19.03.2007

Док. 394143
Перв. публик.: 19.03.07
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 334

  • Чумиков Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``