В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Талгат Таджуддин: `Нужен новый закон о свободе совести` Назад
Талгат Таджуддин: `Нужен новый закон о свободе совести`
Теракты в США подняли по всему западному миру волну исламофобии, которую некоторые аналитики уже представляют как начавшуюся "войну цивилизаций". В России ислам является второй после православия национальной религией, на нашей территории проживают миллионы мусульман. Как российские мусульмане отнеслись к терактам в США? Как противостоять распространению экстремистских версий ислама в России? Специально для СМИ.ru ситуацию комментирует Верховный муфтий РФ, председатель Центрального духовного управления мусульман РФ и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин.

- Талгат-хазрат, как российские мусульмане отнеслись к терактам в США?

- Мы, мусульмане России, с осуждением отнеслись к фактам террора. Мусульмане вместе с христианами полностью осуждают терроризм и выразили соболезнования американскому народу. В сентябре этого года прошло очередное заседание Межрегионального совета, объединяющего традиционные конфессии России (православие, ислам, буддизм, иудаизм. - М. Т.), на котором мы приняли заявление, осуждающее эти теракты, и выразили соболезнование американскому народу. Мы признали право воздаяния непосредственно исполнителям этого теракта и их инициаторам в соответствии с нормами международного права и морали.

- Изменились ли после терактов в США взаимоотношения лидеров российских мусульман с властями?

- С российским властями? Нет. Это же наша власть, наше государство. И вы прекрасно знаете, что по исламу положено власти чтить. Пророк Мухаммед говорил, что там, где нет врача, - убегай, а где нет султана, - не входи. Это говорит Всевышний о властях предержащих, это повеление Корана. И мы строим именно такие отношения с властью. Тем более что за последние годы власть избирают и мусульмане. Разные люди, все россияне участвуют в выборах и избирают и президента, и депутатов Госдумы, и региональные власти. Мы уважаем и чтим власть. Важно, чтобы она отражала настроение тех народов и поддерживала традиционные конфессии России. Совсем недавно была встреча лидеров российских мусульман: руководители Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), Координационного центра духовных управлений мусульман Северного Кавказа (КЦДУМСК), Совета муфтиев России (СМР) встретились с президентом В.В.Путиным 24 сентября и выразили озабоченность в связи с терактами в США. Тем более когда кое-где в мире сейчас объявляют чуть ли не крестовый поход против мусульман и исламского мира. На прицеле уже Афганистан и южные границы России, миллионы и миллионы мусульман. Поэтому мы выразили осуждение этих терактов и в тоже время выступили с предложением провести международную конференцию "Ислам против террора".

- Как, на ваш взгляд, можно противостоять распространению экстремистских версий ислама среди мусульман РФ?

- Во-первых, я думаю, надо полностью менять законодательство, принципы законодательства в отношении свободы совести и религиозных организаций. За последние десять с лишним лет оно менялось несколько раз. Какие-то корректировки производились. Даже последние изменения в законодательстве о свободе совести и религиозных организациях, когда вроде декларировалось, что они делаются с целью противостоять зарубежному влиянию и проникновению тоталитарных сект и экстремистских течений, на самом деле превратились только в лишнюю волокиту для религиозных организаций нашей страны. Если раньше традиционные религиозные организации проходили регистрацию в райсовете, то сейчас обязательно нужно обращаться в Министерство юстиции РФ или управление юстиции в субъекте федерации.

- То есть из любого района Башкирии люди должны ехать в Уфу, чтобы регистрироваться?

- Да. Вы представляете, во что это выливается? у общины нет возможности заплатить за освещение, отопление - и на это приходится тратить сотни рублей, а тут еще надо ехать за 200-300 км. И никаких пунктов, которые бы препятствовали регистрации зарубежных организаций здесь, их филиалов и параллельных структур, в законе совершенно нет. Месяца два тому назад в Оренбургской области зарегистрировали Центральное духовное управление мусульман Оренбургской области. И его главным муфтием зарегистрировали Исмаила Шангареева. Сколько же духовных управлений должно быть в этой Оренбургской области, чтобы законоведы регистрировали центральное ДУМ? В Ульяновской области зарегистрировали тоже ЦДУМ Ульяновской области во главе с Тагиром Шангареевым. Организации были зарегистрированы, но слава Богу, что верующие не поддержали их и они существуют на бумаге. Десятки людей пытаются демонстрировать перед органами государственной власти и перед общественностью свои "муфтияты", но влияния на подавляющее большинство прихожан и верующих у них нет. И поэтому само первое, что нужно для того, чтобы противостоять распространению экстремистских настроений среди мусульман России, - это усовершенствовать закон. Нужно принять новый принципиальный закон, полностью отличающийся от того, который нам навязывается с оглядкой на Запад. А к чему могут западные методы и эта псевдодемократия привести, когда они даже уже в Вашингтоне не могут Пентагон защитить от бомбежки? Мы что, хотим, чтобы у нас тоже до этого дошло? И только потом начнем бороться с экстремизмом, ваххабизмом и терроризмом? Поэтому нужно принципиально новое законодательство, которое будет учитывать историю России, взаимоотношения традиционных концессий нашей страны - мусульманства, христианства, иудейства и буддизма - и оказывать именно первую помощь, хотя бы в отношениях власти и религиозных организаций, и именно традиционным концессиям в РФ.
И Патриарх Алексий II, и Шаевич, и лидер буддистов России Дамба Аюшеев поддерживают идею законодательного ограничения деятельности в РФ иностранных религиозных организаций.
Если иностранцам останется хоть одна щель, они все равно через нее проникнут. Надо полностью закрыть для них доступ к духовному пространству России. Границы государства охраняются пограничными войсками и всей мощью государства - военной, противовоздушной, - а почему духовное пространство и души наших детей не охраняются? Тут и сатанисты, и каких только нет тоталитарных сект. Все что угодно делают, потому что у них есть несметные средства.

- То есть, по-вашему, иностранные религиозные фонды, в том числе саудовские, следует попросить из России?

- Пусть действуют у себя и ратуют за ислам и за другие свои течения. Пусть у себя занимаются. Они нашли "целину" в сегодняшней России. Пусть у себя практикуются.

- Насколько серьезной является для России угроза ваххабизма?

- Те, кто прошел обучение за рубежом, уже полностью зомбированы и занимаются этой экстремистской деятельностью. Здесь еще остались и те, кто помогает распространению и экстремизма, и ваххабизма. Не являясь сами ваххабитами, поэтому что, как я говорил на встрече за круглым столом у представителя президента по Приволжскому округу Кириенко, у нас настоящих ваххабитов нет. Потому что это не идейные ваххабиты. Сегодня они ваххабиты, а завтра - фашисты, потом они семиты, а послезавтра - антисемиты, потом еще кто-то; кто им заплатит, под такую музыку они и будут танцевать. И не дай Бог, если среди молодежи они найдут почву, а благодатная почва есть: часть молодежи ничем не занята и раздумывает - колоться, или грабить, или что? Вот здесь находятся благожелатели, которые им преподносят такую пищу. Тогда эта угроза станет еще серьезнее.

- А кто те мусульманские лидеры в России, которые готовы за какие-то пожертвования фактически давать "зеленую улицу" пропаганде ваххабизма?

- Это не секрет. И я в газетах немало об этом читал. В позапрошлом году, когда произошло нападение из Чечни на Дагестан, активизировалась пропаганда ваххабизма и в Оренбургской области (захватывали мечети в Бугуруслане), и в Татарстане. А когда это нашествие сорвалось и получили они по шапкам в Дагестане, притихли на полгода. Только на полгода, - но с ними даже никто и собеседования не провел, они даже предупреждение не получили. Они сейчас совершенно нагло и бессовестнейшим образом действуют. И когда мы увидели, что государственные власти бездействуют, тогда мы от имени всех двадцати шести муфтиев региональных духовных управлений ЦДУМ были вынуждены принять заявления и назвать все организации, которые занимаются пособничеством распространению религиозного экстремизма и фанатизма. Это и Духовное управление мусульман Европейской части России (Гайнутдин), и Бугурусланский муфтият (Шангареев), и Казанский муфтият (Исхаков), и Духовное управление мусульман Азиатской части (Аширов). Видите, у них уже все поделено. И азиатская часть есть, и европейские части есть.

- Ваххабизм в России сейчас больше распространен среди мусульманского духовенства или рядовых верующих?

- Среди прихожан его нет совершенно. Мизерная часть, одна сотая процента, может, в России и есть, не считая Чечни. Это совершенно мизерный процент. У нас были доморощенные ваххабиты, более 20 лет назад, которые по книгам изучали ваххабизм. Их было всего пять-шесть человек. Это Нурмали Муфлихунов, из Татарстана, его из мечети еще 25 лет назад выкинули. И еще Бакаев в Самарской области. Это идейные ваххабиты, еще в свое время по книгам изучавшие это течение. А все остальные - из числа молодого духовенства, и совсем по другим мотивам поддерживают ваххабитов, притом их еще постоянно, чтобы рост продолжался, подкармливают из-за рубежа, чтобы, так сказать, листья не пожелтели.

- Какие еще есть экстремистские угрозы для России и для традиционного ислама в России?

- Кроме самих мусульман, никто больше не представляет опасности для мусульман России. Сегодня нет никакой угрозы ни со стороны государства, ни даже со стороны шайтана. Искажают традиционное восприятие ислама, к сожалению, сами мусульмане. Кроме ваххабизма, других экстремистских течений практически нет. Пробовали ахмадийцы в 1993 - 1994 годах развить свою миссионерскую деятельность в России. Из Англии приезжали в Татарстан, в Башкортостан, в Вильнюс. Но, слава Богу, получили от ворот поворот.

- Сейчас в России их нет?

- Может быть, подпольно и есть. Они в свое время даже в Казани хотели мечеть построить. Но тогда мы обратились к президенту Шаймиеву, и им не позволили. Везде мы им противостояли.

- Как вы оцениваете поведение западных и российских СМИ в ходе трагедии?

- Как и положено журналистам, они себя шустро вели, так они и должны действовать. Конечно, у каждой газеты, у каждого журнала есть свои собственные задачи, ради чего они созданы и ради чего финансируются. Нас только удивило, что после этого чудовищного теракта, когда погибло более шести тысяч ни в чем не повинных людей, именно в СМИ поднялась огромнейшая волна против ислама и мусульман. Никто даже не упомянул, что в этом центре была мечеть для полутора-двух тысячи мусульман, которые там работали. И они тоже все там же погибли.

Разжигание ажиотажа и ненависти на крови людей абсолютно не делает чести ни западным, ни российским СМИ. Наоборот, они должны сглаживать любую напряженность в отношениях. И здесь тем людям, которые имеют влияние на человеческий разум, которые держат в руках микрофон или авторучку, нужно было думать, какие последствия будут иметь их слова. Не возбуждать вражду, даже если она есть, эта ненависть, а стараться ее сгладить и сближать народы между собой. Не ехидничать и не натравливать людей друг на друга.

- Некоторые наблюдатели расценивают эти теракты как "столкновение цивилизаций".

- Очень глупо так говорить. Народы мира, к какой бы цивилизации ни относились, не потеряли человеческой совести, которая дана Богом. Не нужно делить людей по цвету кожи, по их верованиям и образу жизни. Столкновения цивилизаций не может быть. Это совершенно неестественно для людей, для нормальных людей. Кому-то это выгодно, и кто-то готовит такое мнение. Муссируются слухи, пишутся книги о противостоянии цивилизаций. Столкновения цивилизаций быть не может. Разве мусульманину противно поговорить по телефону или сесть в "мерседес" или на самолет? Мы видим взаимный интерес. Чем сильнее мы отличаемся, тем больше наш интерес друг к другу. Мы видим тысячи и тысячи людей с Запада, которые приезжают на Восток. Я вот в Бухаре учился, и туда еще в советское время приезжали группы туристов из Англии, Бельгии, Франции, Америки, притом именно пожилые люди. Они посещали и Бухару, и Самарканд, и Хиву, интересовались жизнью, историей этих стран. В самих цивилизациях противостояния, вражды и ненависти нет и не будет. И в этом огромнейшую роль играют СМИ. Сегодня по телевидению можно смотреть программы любой страны. И чем больше доброжелательных, познавательных программ будет, - тем лучше. Мы хотим узнать, как живут крокодилы, акулы, - а друг друга разве не хотим узнать? Нет абсолютно никакого противостояния среди людей.

- Вы вообще часто обсуждаете эти темы с президентом?

- С президентом Путиным мы очень часто встречаемся. Вот совсем недавно, в июне, он посетил Уфимскую соборную мечеть. Муртаза Рахимов, который был председателем попечительского совета, его сопровождал, Минтимер Шаймиев был. И там была встреча со всеми главами региональных духовных управлений Центрального духовного управления мусульман России. И мы ни средств, ни помощи не просили. Одна-единственная была у нас просьба: быть хозяевами на земле своей Отчизны, чтобы российским исламом руководили россияне. Чтобы не зарубежные какие-то там Хаттабы и прочие пришлые здесь командовали, а религиозные организации традиционных конфессий. Именно этого мы просим и даже требуем у государства - чтобы наше духовное пространство сохранялось и охранялось. И во время нашей последней встречи с президентом мы поставили вопрос о проведении международной конференции "Ислам против террора". Это требование Центрального духовного управления мусульман России, Координационного центра духовного управления Северного Кавказа и Совета муфтиев, и мы считаем проведение этой конференции необходимым - особенно в то время, когда в других странах огульно заявляют о третьих крестовых походах. Президент Владимир Владимирович Путин с большим вниманием выслушал наши соображения, наши предложения и сказал: "Я понимаю так, что должна быть красная черта, которой мы должны придерживаться, нужно международное сотрудничество в противостоянии международному терроризму и экстремизму. Но это не должно превращаться в глобальный конфликт".

- Как вам кажется, дошла ли до президента и Кремля информация, что ваххабитов в России поддерживает не только террорист Хаттаб, но и некоторые "мирные" лидеры мусульман?

- Об этом много пишется и говорится. Есть такие отдельные личности - Гайнутдин, Аширов и другие. Например, Равиль Гайнутдин совсем недавно был в Казани, говорил, что президент ему поручил проведение этой международной конференции, в то время как три крупнейшие организации мусульман России выступили с этим предложением, а не один Гайнутдин. Он предлагает уже деньги, доллары на проведение этой конференции и везде заявляет, что судьба ЦДУМ уже решена и ее закрывают. Совершенно непонятны такие высказывания, особенно если учесть, как немного общин и мечетей подчиняются Гайнутдину. А Гусман Исхаков, который участвовал тоже в этой встрече с президентом и выступал одним из инициаторов проведения конференции "Ислам против террора", вернувшись, у себя в Казани террор и устраивает.

Вот 2 октября вломились в мечеть "Булгар", где находится региональное духовное управление мусульман Татарстана в составе ЦДУМ. Осадили мечеть, били окна, двери. Там несколько прихожан в крови на полу лежали. Даже медицинскую помощь им оказать не могли вовремя. А сотрудники милиции в это время стояли во дворе и просто смотрели. Только вчера наш представитель встречался с Гусманом Исхаковым. И Исхкаков в открытую заявил, что, мол, будем еще хуже с вами поступать до тех пор, пока не будет решения арбитражного суда.

- Подобное происходит только в Татарстане?

- Не только. Сразу после избрания президента Владимира Путина именно при помощи таких молодчиков была у нас захвачена историческая мечеть в Москве. Мы также могли тогда противостоять. Однако же мы не сделали ничего подобного: не били стекла в мечети, потому что мы - мусульмане не только на словах и не можем разбивать стекла мечети кирпичами, кому бы эта мечеть ни принадлежала.

- Можно ли говорить о серьезном расколе в рядах российских мусульман?

- На самом деле раскола среди российских мусульман как такового нет. Это или чьи-то мечты, или измышления. Есть только буря в стакане - когда несколько десятков представителей молодого духовенства мутят воду.


http://www.smi.ru/text/01/10/12/63242.html

Док. 394103
Перв. публик.: 12.10.01
Последн. ред.: 10.12.09
Число обращений: 368

  • Таджуддин Талгат (Таджуддинов Талгат Сафич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``