В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Верховный муфтий Талгат Таджуддин: `Права общества выше прав отдельной личности` Назад
Верховный муфтий Талгат Таджуддин: `Права общества выше прав отдельной личности`
Талгат Таджуддин, Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России высказывается за ужесточение контроля над выездом россиян для религиозного образования в иностранных учебных заведениях и против вмешательства духовенства в политику. Рост исламофобии и взгляд на права человека с точки зрения ислама - эти и другие вопросы авторитетный мусульманский лидер обсуждает в беседе с обозревателем "Известий" Борисом Клином.

Границу на замок!

известия: Муфтий-хазрат, как Вы оцениваете положение исламской общины в России? И сколько всего, по Вашей оценке, мусульман в России?

Талгат Таджуддин: Думаю, в России примерно 15 миллионов этнических мусульман. Иногда, говорят, что записывать в мусульмане по национальному признаку нельзя, но я с этим не согласен.

Почти за 60 лет я не встретил и десятка атеистов. Все верят, и, естественно, следуют традициям предков. Конечно, в мечети ходит меньше людей, но верят - абсолютное большинство. А с приезжими в России мусульман - около 20 миллионов.

Что касается положения общины, то считаю, идет нормальное развитие. За последние 15 лет произошли огромные сдвиги. Еще в 1989 году, в России во время перестройки было создано первое духовное учебное заведение. Теперь это Российский исламский университет в Уфе, и в этом году мы планируем открыть еще 5 его филиалов. Сейчас у нас обучаются 600 студентов, готовим имам-хатыбов для мечетей. В СССР на 70 миллионов мусульман существовало лишь одно медресе - в Бухаре, там обучалось всего 50 студентов.

Сейчас мусульмане получили возможность строить мечети. В 1989 году у ЦДУМ их было 94, теперь около 2000. Хотя дореволюционного уровня мы пока не достигли - тогда мечетей было 7500, мы об этом не сожалеем. Все должно идти естественным путем, по мере потребностей. Когда люди духовно-нравственно созрели, чтобы идти в Божий храм, тогда строится мечеть. Поэтому говорим: "Храм не появится на земле, пока его не будет в сердце". Радует интерес молодежи к вере.

Самая острая проблема - кадровая. Мечетей строится немало, а людей, способных проповедовать согласно основам традиционного Ислама, пока маловато.

известия: В последнее время молодые мусульмане уезжают из нашей страны получать религиозные знания за рубежом, а потом общество и правоохранительные органы сталкиваются с пропагандой экстремистских взглядов. Высказываются предложения решить эту проблему на межгосударственном уровне, а именно путем заключения между Россией и рядом арабских стран соглашений, предусматривающих выдачу студенческих виз лишь по представлению российских муфтиятов. Какова Ваша точка зрения?

Талгат Таджуддин: Я это полностью поддерживаю. Было время, когда за рубеж уезжали даже не молодые люди, а дети по 14-15 лет, и даже 13 лет. Отправлялись без всякого учета, без направлений духовных управлений мусульман. Многие, проучившись по 5-6 лет, и даже больше, получали образование абсолютно не соответствующее нашим традициям. Они были оторваны от нашей жизни, от реальности. Когда они возвращались, им было непросто устроиться на службу в мусульманские общины, и на местах возникали сложности. Мы об этом говорили. Наши студенты, Центрального духовного управления, обучаются в Египте.

В университете "Аль-Азхар" преподают традиционный ислам, и мы не видим никаких отклонений. Отучившись, они востребованы в наших мечетях или духовных учебных заведениях. Остальных же мы не можем направлять на службу в наши общины, до того, как они пройдут аттестацию в Российском исламском университете. Никому не позволено проповедовать экстремистские взгляды или нетрадиционный для России ислам.

известия: Вы своих студентов не направляете для обучения в Саудовскую Аравию?

Талгат Таджуддин: Нет. После того, как молодые люди отучатся 2 года в наших подготовительных учебных заведениях, а потом в университете еще 4 курса, лишь затем направляем в Египет. И сейчас мы провели переговоры, будем отправлять учиться в Марокко и в Сирию. Я считаю, что должна быть создана система, при которой молодые люди должны учиться за рубежом по направлению муфтиятов. Ведь даже при приеме в Российский исламский университет требуется рекомендация имама того города, района или села, где живет молодой человек.

И имамы несут ответственность за тех, кого направили на учебу. В вопросе отправки студентов в иностранные учебные заведения это не менее важно, и мы в этом вопросе надеемся на помощь государства, и российского министерства иностранных дел.

Религия отделена от государства, а ислам - от политики

известия: В России существует три исламских центра: Центральное духовное управление мусульман, Совет муфтиев России и Координационный совет мусульман Северного Кавказа. Иногда взгляды этих организаций различны. Как простому верующему разобраться в наставлениях разных руководителей?

Талгат Таджуддин: Мусульманину разобраться очень просто. Пророк Мухаммед (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) сказал: "Будет много и шайтанов, и тех, кто попытается сбить вас с истинного пути. Я оставляю вам Священный Коран и Сунну, крепко держитесь, и не отрывайтесь". Да, в России есть три духовных центра мусульман, из них Центральное духовное управление мусульман - старейшее, ему 217 лет. Есть Союз муфтиев России, и Координационный совет муфтиев Северного Кавказа - так сложилось за последние 15 лет. Были и десятки других организаций, а потом исчезли. Сейчас между нами нормальные, братские отношения. И мы считаем, что это сотрудничество будет полезным, послужит стабильности в обществе и противостоянию ваххабизму, экстремизму и терроризму. Вопрос об избрании единого лидера сегодня не стоит.

известия: Некоторые исламские лидеры нашей страны выступили с заявлениями об изменении государственных символов, о введении многоженства в соответствии с религиозной традицией. Как Вы относитесь к этим инициативам?

Талгат Таджуддин: Столетиями таких претензий со стороны мусульман к государству российскому не предъявлялось. Символика России принимается Государственной Думой, и это дело политическое. Вмешательство религиозных деятелей и духовенства в политику недопустимо, и поэтому мы выступаем против создания политических партий на религиозной основе.

А о многоженстве в Коране сказано ясно - дозволяется иметь до 4 жен. В отношении них надо быть справедливым, и в Коране говорится, что этот принцип претворить в жизнь очень сложно. Пророк Мухаммад (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) говорил, что если у кого-то две жены, и он не будет к ним справедлив, то в Судный день за это будет расколот пополам. Вопрос о многоженстве поднимается не только религиозными деятелями, но и политиками. Отчасти он связан с демографической ситуацией, и может быть, это помогло бы ее решению.

известия: А сколько жен у Вас?

Талгат Таджуддин: Одна, слава Богу. Но заменяет всех четырех.

известия: Уважаемый муфтий! В феврале этого года вы направили Патриарху письмо, в котором давали свою оценку нашумевшей книге Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества в России". Какова Ваша позиция по этому вопросу?

Талгат Таджуддин: Действительно, на февральском заседании Межрелигиозного совета России было зачитано мое письмо Патриарху Алексию, в котором приводились оценки книги "Новейшая история исламского сообщества России". Внимательно изучив эту монографию, я пришел к выводу, что она апологетична традиционному исламу, опирается на серьезные и многочисленные источники, а также выгодно отличается отсутствием субъективизма и минимизацией авторских оценок. В то же время Роман Силантьев не учел, что приводимые им в качестве иллюстраций диффамационных кампаний клеветнические измышления могут быть использованы против лидеров традиционного ислама. Это, конечно, не может не вызывать сожаления.

известия: И какова была реакция Патриарха на Ваше письмо?

Талгат Таджуддин: Его Святейшество направил мне весьма теплый ответ, в котором подчеркнул, что Русской Православной Церкви было весьма важно получить официальный комментарий старейшей мусульманской организации России по поводу данной книги. Он отметил, что значительная часть рецензентов солидарна со мной в положительных оценках научного труда Р.А.Силантьева и согласился с тем, что автор должен учесть высказанные замечания в своей дальнейшей работе.

Для ЦДУМ особенно значимо, что Патриарх поблагодарил нас за конструктивную позицию по этому вопросу, а также выразил признательность Координационному центру мусульман Северного Кавказа и тем представителям Совета муфтиев России, которые объективно оценили книгу Силантьева.

На этом, я полагаю, вопрос с "Новейшей историей исламского сообщества России" исчерпан.

Американцам пора смирить гордыню

известия: Как вы думаете, исламофобия - результат страха перед террористами, прикрывающими свои действия исламскими фразами, или это беспричинное чувство, не поддающееся анализу?

Талгат Таджуддин: В конце ХХ века и в начале ХХI обозначилась тенденция использования религии, и не только ислама, для прикрытия политических действий. И, к сожалению, для мусульман экстремисты различного толка использовали ислам для оправдания своих действий. Об этом говорилось и на недавней конференции в Каире. В частности, речь шла о том, что в Афганистане, вроде бы, изначально противостояли атеистическому Советскому Союзу, но когда советские войска были выведены, те же "борцы за веру" начали убивать друг друга. Значит, истинные цели были совершенно другими. Исламофобия есть, и нас она беспокоит, ибо привносит напряженность в современную жизнь. Ислам не содержит в себе ни терроризма, ни экстремизма.

известия: Но весь мир видел, как 11 сентября в арабских странах люди плясали от счастья в связи с гибелью 3000 американцев. Ликование там царило и после других, менее масштабных по числу жертв трагедий. Что делать с этим?

Талгат Таджуддин: Мы от лица Центрального духовного управления мусульман выразили соболезнование американскому народу. И абсолютно никакого злорадства или радости мусульмане России по этому поводу не испытывали. Сегодня такое злорадство может у кого-то возникнуть, потому что гордыня и попытка утверждения своего образа жизни со стороны американцев вызывает отторжение. Какие могут быть эмоции в Ираке, где ежедневно погибает от 60 до 100 человек?

известия: Но ведь там шииты взрывают суннитов...

Талгат Таджуддин: Говорят - так. Но нам не верится. Кому-то очень хочется, чтобы там шла гражданская война. Нельзя так играть с народами, пытаясь оправдать предсказания о войне цивилизаций. Тысячелетиями различные цивилизации существовали рядом, сотрудничали, дополняли друг друга. Народы могут выражать свои эмоции по-разному... Почему в такой стране, как США могли совершить такой теракт? И, как такая страна, которая не смогла его предотвратить, может брать на себя ответственность по сохранению мира, справедливости и демократии во всем мире?

известия: Вы выразили соболезнования, а толпы ликовали. В какой степени исламские лидеры могут контролировать людей?

Талгат Таджуддин: Ликовали в Палестине. Но ведь там десятилетиями проблемы остаются нерешенными. Разве это справедливо? Разве там не прослеживаются двойные стандарты?! Вот там выбран парламент, демократическим путем, путем, предложенным Соединенными Штатами. Так опять осложнения. А народ все видит, какие бы дипломатические прикрытия не возникали. Искать решения проблем необходимо, но, разумеется, не путем террора.

известия: А Вы признаете право Израиля на существование?

Талгат Таджуддин: Конечно. Каждый народ имеет на это право, и каждый человек.

Контрацепция допустима, а эвтаназия - нет

известия: Всемирный русский народный собор попытался впервые сформулировать церковно-общественный взгляд на права человека. Была принята Декларация прав и свобод человека. Вы намерены разрабатывать подобный документ?

Талгат Таджуддин: Основа подобного документа - само Священное Писание, ниспосланное Аллахом. Наидостойнейшее создание во Вселенной - это человек, и сохранение его достоинства - наша духовно-нравственная обязанность. И если есть достойные люди, то их взаимоотношения строятся на основе прав человека. Примером этого вполне могут служить взаимоотношения между религиозными традициями в России.

известия: Что выше - права личности или права общества?

Талгат Таджуддин: Пророк Мухаммад говорил, что если ты совершишь молитву один, то воздаяние перед Всевышним - одно, а если коллективно - то воздаяние в 27 раз больше. Права общины, общества превыше прав отдельной личности.

известия: Тем не менее, есть разные взгляды. Например, гомосексуалисты обвинили Вас в нарушении их прав и разжигании гомофобии.

Талгат Таджуддин: Знать их не знаю, и знать не хотел. Если они занимаются этим делом в темных закоулках, это их право. Но если это будет совершаться на улице, или призывы к этому будут совершаться на улице, это должно быть пресечено. Истинные взгляды на права человека должны быть выше извращений, и это сказано во всех Священных книгах, ниспосланных Всевышним.

известия: Как Ислам относится к эвтаназии?

Талгат Таджуддин: Отрицательно. Жизнь дается Всевышним, и только он имеет право ее отнимать. Если даны страдания человеку, значит они предписаны Всевышним. И вмешательство человека недопустимо.

известия: Но ведь лечиться от болезней можно?

Талгат Таджуддин: Конечно. Всевышний создал болезни и лекарства от них - поэтому лечитесь. Пророк Мухаммад (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) говорил, что если в городе нет султана или правителя - не входите туда, а если нет врача, лекаря - убегайте оттуда.

известия: Аборты возможны?

Талгат Таджуддин: Аборты абсолютно нежелательны, но возможны по медицинским причинам, и только на сроке до 4 месяцев. Но вполне допустимым считается использование контрацептивов.

По ходу разговора

известия: Молва приписывает Вам шутку - будто бы на встрече с президентом Вы сказали, что Троица - это Рождество, Новый год и Курбан-Байрам?

Талгат Таджуддин: Вы же знаете русскую поговорку "Бог троицу любит". И так сошлось, что в этом году все три праздника отмечались примерно в одно время. Мы, мусульмане, все праздники отмечаем. И Новый год. Издавна мусульмане в России отмечали Рождество - Рашту его называли. Мы чтим Ису как Посланника Всевышнего.

известия: У Верховного муфтия бывает свободное время?

Талгат Таджуддин: Свободное время бывает редко, я провожу его с внуками, с семьей, на природе. Раньше верхом ездил, но сейчас годы не те. Иногда занимаюсь стендовой стрельбой по тарелкам.

известия: А отпуск как проводите?

Талгат Таджуддин: За 26 лет служения я в отпуске был всего 3 раза.

Биографическая справка

Талгат Таджуддин родился 12 октября 1948 г. в Казани. "Тадж-эд-дин" переводится с арабского как "корона религии". 13 октября 1966 г. поступил в медресе "Мир-Араб" в Бухаре, которое окончил в 1973 г. с отличием. В том же году Т.Таджуддина избирают вторым имам-хатыбом казанской Соборной мечети "Аль-Марджани". После стажировки он поступает в известный во всем мире исламский богословский университет "Аль-Азхар" в Каире. После окончания обучения в 1978 г. Т.Таджуддина избирают первым имам-хатыбом Казанской соборной мечети. 19 июня 1980 г. на съезде мусульман европейской части СССР и Сибири Т.Таджуддин был избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. В 1989 Т.Таджуддин организовал всероссийское празднование 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Приуралья и 200-летие ДУМЕС.

В мае 1990 г. на совещании глав духовных управлений мусульман СССР избран председателем Управления международных связей мусульманских организаций СССР. На V съезде мусульман европейской части СССР и Сибири, который состоялся 6-8 июня 1990 г. в Уфе, Т.Таджуддин был переизбран муфтием и председателем ДУМЕС, ему также было присвоено почетное духовное звание шейх-уль-ислам.

21 сентября 1998 г. президент РФ Борис Ельцин наградил Т.Таджуддина орденом Дружбы. Женат, имеет двух дочерей и трех сыновей. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, президиумов Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета СНГ.


http://www.izvestia.ru/person/article3092526/

Док. 394092
Перв. публик.: 03.05.06
Последн. ред.: 10.12.09
Число обращений: 339

  • Таджуддин Талгат (Таджуддинов Талгат Сафич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``