В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Быстров: ОЭЗ - очаги экономического роста Назад
Максим Быстров: ОЭЗ - очаги экономического роста
ОЭЗ - очаги экономического роста

Максим БЫСТРОВ

Заместитель руководителя Федерального агентства
по управлению ОЭЗ

Особые экономические зоны - инструмент государственно-частного партнёрства, один из наиболее действенных и масштабных. ОЭЗ можно назвать "очагами роста", и кто-то помечтал вслух: хорошо, если бы таким очагом роста стала вся страна...
Господдержка на выбор

Прежде чем подробно остановиться на ОЭЗ, я хотел бы напомнить и о других формах государственно-частного сотрудничества.

Концессия - механизм, известный в России ещё со времён нэпа, а сегодня направленный прежде всего на развитие глобальной инфраструктуры, например, транспортной или жилищно-коммунального хозяйства. Представляется, что концессия эффективна главным образом именно в сфере ЖКХ, культуры, здравоохранения и других социально значимых областях.

Российская венчурная компания, напротив, дело для нас новое. Идея её создания связана с необходимостью стимулировать инновационный сектор экономики, который в нашей стране развит пока слабо, хотя потенциал очень мощный. Наш частный бизнес сегодня не готов к тому, чтобы вкладываться в рискованные проекты с отдалённым, а порой и непредсказуемым результатом. Поэтому венчурная компания представляет собой как раз тот механизм, который способен поддержать воплощение самых смелых идей.

Логика деятельности инвестиционного фонда проста: государство совместно с крупными частными компаниями, реализует крупные, масштабные проекты - чаще всего на условиях совместного финансирования. Важная особенность работы инвестиционного фонда - отбор бизнес-идей в соответствии с уровнем их проработанности и готовности проектной документации. То есть проводится своего рода конкурс для бизнеса, основным критерием которого выступает экономическая, бюджетная и финансовая эффективность проекта. И ещё один момент - и риски, и выгоды должны быть обязательно сбалансированы между бизнесом и государством.

Пока многие видят инвестиционный фонд просто строчкой в бюджете, однако "весит" эта строчка прилично - более 260 миллиардов рублей за 3 года, серьёзный ресурс, и использовать его надо с толком. Как уже сказано, большинство проектов претендует на совместное финансирование, суть которого заключается в том, что государство берёт на себя создание инфраструктуры - за счёт бюджетных средств (к слову сказать, тот же принцип действует и в особых экономических зонах). Впрочем, здесь существуют различные формы поддержки, в том числе направление средств в основной капитал юридических лиц (государство получает долю в акционерном обществе) или предоставление под инвестиционные проекты государственных гарантий. Должен сказать, что пока эти механизмы на практике не опробованы, потому что почти до конца прошлого года шла доработка нормативно-правовой базы. Но, думаю, теперь они заработают.

Что касается практических шагов, которые должен предпринять инициатор проекта для того, чтобы получить от инвестиционного фонда государственную поддержку в той или иной форме, то прежде всего ему нужно определить для себя: какая именно схема его устраивает. Конечно, каждый проект уникален, но если это не "прожект", а именно проект, то он структурируется, и всегда можно выбрать оптимальную форму поддержки. Разумеется, все заявки тщательно анализируются, изучается проектная документация, определяется актуальность и эффективность. Но в целом - получить помощь от фонда вполне реально.

Уже сегодня у нас семь проектов, отобранных и одобренных правительственной комиссией, причём четыре из них являются комбинацией концессии и поддержки инвестиционного фонда. Это транспортные проекты в Москве и Санкт-Петербурге. Остальные три проекта связаны с промышленным развитием: Нижнекамский "Нефтехим", комплексный и очень непростой проект в Приангарье и разработка полезных ископаемых в Чеченской республике, под которую строится железная дорога.
Как стать резидентом?

Итак, институт особых экономических зон, задуманных как "очаги роста", вступает в пору бурного развития. Но суть ОЭЗ не в том, что здесь создаются некие "тепличные условия" для инвесторов, а в отработке нормального администрирования, устранении лишних барьеров, введении принципа "одного окна", создании необходимой инфраструктуры. Подобный механизм успешно зарекомендовал себя во многих странах и уже по определению носит, конечно, локальный характер. Почему и конкурируют за него пока не бизнесы, а регионы России, заинтересованные в том, чтобы привлечь инвесторов для развития своей экономики. Несомненно, однако, и то, что сеть таких локальных зон может стать хорошей основой для решения глобальных задач и в первую очередь - развития в стране современной, эффективной инфраструктуры.

О приоритетах в этой работе лучше всего скажет уже перечень типов ОЭЗ, которых сейчас насчитывается три: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. В настоящий момент разрабатываются также принципы создания портовых зон.

С точки зрения логики работы, это - двухэтапная система. Сначала, как уже сказано, определяются регионы, претендующие на право получения статуса ОЭЗ, а уже потом начинается заполнение этих зон резидентами. И здесь срабатывают обычные конкурентные начала: тем, кто пришёл первыми, есть из чего выбирать, а потом начинается борьба "за место под солнцем". Существуют, впрочем, и изначальные ограничения видов деятельности: на территории ОЭЗ не допускается разработка месторождений, добыча и переработка полезных ископаемых (исключение составляют минеральные воды и другие лечебные ресурсы), а также производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей, мотоциклов и их комплектующих).

Помимо временного ограничения - срок существования ОЭЗ не превышает двадцати лет, есть и территориальные. Так, промышленно-производственная зона может занимать до 20 квадратных километров, а технико-внедренческая - не более трёх. Причём одна промышленная зона не может располагаться на территории нескольких государственных образований и не может занимать какое-либо из них полностью. Кроме того, в ОЭЗ не допускается размещение объектов жилищного фонда.

Теперь несколько слов о требованиях к резидентам ОЭЗ. Основные из них фиксируются в специальном соглашении, согласно которому резидент обязуется вести в особой экономической зоне предусмотренную договором деятельность. В том числе - в определённых объёмах и в обусловленные сроки инвестировать средства. Несоблюдение этого условия может стать причиной для расторжения договора. Резидент ОЭЗ обязан сделать капитальные вложения в сумме, эквивалентной как минимум 10 миллионам евро (нематериальные активы сюда не включаются), причём первый миллион - вложить в течение первого года.
Промышленный "микрокосм" -
или специализация?

На сегодняшний день в России две промышленно-производственных ОЭЗ - в Липецке и Татарстане, и развиваются они по-разному.

Начнём с липецкой особой экономической зоны, под которую отведено чуть больше десяти квадратных километров. Сегодня здесь завершаются конкурсы на разработку архитектурно-планировочных решений, ждёт утверждения областной администрацией проект планировки территории. Но уже во втором квартале начавшегося года должна вступить в строй первая очередь ОЭЗ, что вполне реально, поскольку определились уже первые четыре резидента.

Известно, что Липецкая область специализируется на производстве бытовой техники, поэтому вполне оправдано присутствие здесь итальянской компании, выпускающей комплектующие для холодильного оборудования. Вторая фирма специализируется на производстве облегченной стеклянной тары и намерена вложить в его развитие на территории ОЭЗ достаточно серьёзные деньги - 1,7 млрд. рублей. Третий резидент будет заниматься производством биоэтанола - нового перспективного топлива, и здесь инвестиции ещё больше - примерно 2,8 млрд. рублей. И, наконец, на предприятии четвёртого резидента собираются выпускать сэндвич-панели и металлоконструкции, вложив в это полмиллиарда рублей. Как видите, характер производства разноплановый, однако каждому из резидентов в липецкой ОЭЗ нашлось место, и каждый рассчитывает на успех.

Несколько иные принципы заложены в особую зону, расположенную на территории Татарстана, в Елабуге. Здесь, в Поволжье, в "российском Детройте" сосредоточены основные заводы по выпуску автокомплектующих, а в самом городе планировалось развитие автомобильного производства. Так что, как говорится, сам Бог велел специализировать эту зону на комплектующих для автомобильной промышленности и смежных отраслях.

Тем не менее, площадь зоны - ровно 20 квадратных километров, не больше, чем положено по закону. В Елабуге есть уже серьёзный резидент - компания "Северстальавто", намеренная специализироваться на выпуске коммерческих автомашин. Предполагаемый объём инвестиций - 4 миллиарда рублей, первая очередь только что вступила в строй. Кроме производства автомобилей, здесь планируется наладить выпуск дизельных двигателей - порядка ста тысяч в год.

Кстати, поясню, что в обоих регионах открыты филиалы ОАО "Особые экономические зоны", которые будут пополнять уставный фонд, формируемый из двух источников: головной компании "ОЭЗ" и средств региональных бюджетов, предназначенных для создания инфраструктуры зоны. Так что сразу после того, как будут утверждены планы развития территории, можно приступать к обустройству - деньги на это есть.
Инкубатор для Кулибиных

Характер технико-внедренческой зоны заметно отличается от промышленной, начиная с того, что ей отводится гораздо меньшая площадь - всего три квадратных километра. Но и задачи здесь иные - не массовое производство, а разработка новейших материалов и технологий, вплоть до выпуска опытных партий на экспериментальных предприятиях.

Совершенно естественно, что одна из таких зон расположена в традиционном отечественном центре высоких технологий - московском городе-спутнике Зеленогра&-де, где удалось сохранить интеллектуальный потенциал и не растерять традиций и кадров. Так что зеленоградская технико-внедренческая ОЭЗ создаётся не на пустом месте и будет специализироваться в первую очередь на микро- нано- и оптоэлектронике, новейших материалах и технологиях, в том числе биосенсорных, а также информационно-коммуникационных системах. Среди резидентов здесь следует назвать прежде всего фирму "Альфа-чип" и Зеленоградский инновационный технологический центр, идут переговоры с компанией "Сименс" и заводом "Микрон".

Другой подмосковный адрес тоже широко известен, причём не только в России, но и во всём мире - Дубна, знаменитый ядерный центр. И специализироваться эта ОЭЗ будет, конечно же, в своей области, однако не только в ядерных, но и в информационных технологиях. И здесь уже формируется круг резидентов, среди которых компании "Луксор-Дубна" и "Дубна-система".

Не надо думать, что технико-внедренческие ОЭЗ планируется концентрировать исключительно вокруг столицы, - в стране немало городов, располагающих мощным научным потенциалом, сохранивших квалифицированные кадры и продолжавших развиваться даже в пору экономического безвременья. Например, Томск, где создаётся ОЭЗ для развития коммуникационных, медицинских, биологических и других современных технологий, создания новых материалов и так далее. Один из резидентов этой зоны - институт "Томскнефтехим" - намерен специализироваться на производстве титано-магниевого катализатора для нефтехимии и сверхвысокомолекулярного полиэтилена. В санкт-петербургской ОЭЗ станут заниматься разработкой медицинской техники и точных аналитических приборов, средств связи и программных продуктов, электроники и новых материалов. Кстати, первый из резидентов этой зоны разрабатывает радиоэлектронное оборудование для вертолётов и самолётов...

Подобные примеры можно продолжать, но хотелось бы сказать главное: основная задача технико-внедренческой зоны - развитие инноваций и вывод их на этап производства. К сожалению, именно промышленное освоение новинок всегда было нашим "слабым местом", и эту дурную традицию необходимо менять на противоположную. Кулибиными и Ползуновыми российская земля богата издавна, но таланту требуются и условия, и поддержка, и... грамотный менеджмент.
"Курортная зона"

Третий тип существующих на сегодня в России особых экономических зон - туристско-рекреационные. И, надо сказать, уже на стадии проработки самой идеи нам пришлось несколько изменить принятые подходы к созданию ОЭЗ. Например, такие зоны могут создаваться не на одном, а на нескольких участках той или иной территории и распространяться на несколько муниципальных образований. Как уже говорилось, в таких зонах разрешена разработка источников минеральных вод, лечебных грязей и подобных природных ресурсов, допускается размещение жилья.

И ещё один важный момент - земельные участки в таких ОЭЗ могут находиться во владении или пользовании как юридических, так и частных лиц. Первоначально обсуждался принцип создания greenfield исключительно на территориях, принадлежащих государству или муниципалитетам, но затем мы поняли, что найти привлекательные участки, где не располагались бы уже, скажем, коттеджи или частные гостиницы, почти невозможно. Поэтому пришлось отойти от общего правила.

Остальные принципы остались неизменными: срок существования туристско-рекреационной зоны также не должен превышать двадцати лет. Льготы в целом - обычные для ОЭЗ, и основой зоны остаётся создание развитой современной инфраструктуры: инженерных сетей, транспортных и телекоммуникаций, социальной сферы. Особое требование к заявкам - положительное заключение экологической экспертизы.

В бюджете нынешнего года на развитие туристско-рекреационных зон запланировано пока чуть больше миллиарда рублей - сумма, конечно, не слишком значительная, но и работа лишь в самом начале. Только что завершился отбор претендентов на ОЭЗ. Должен сказать, что наибольшую активность здесь проявили не только признанные курортные зоны, такие как Краснодарский край или Алтай, славный своим уникальным озером Байкал, но и, например, Якутия.

Ближайшие три года уйдут на создание инфраструктуры, причём в каждой из зон на эти цели понадобится не менее 3-4 миллиардов, поэтому речь пойдёт о дополнительном финансировании. Однако уже на стадии отбора заявок мы внимательно смотрим на экономическое обоснование, отдавая предпочтение тем, где минимальный объём финансирования обещает максимальный эффект.
К вопросу о преференциях

А теперь немного о том, что же такое "особое" есть в особых экономических зонах, и почему оно должно привлечь инвесторов. Иными словами, поговорим подробнее о преимуществах ОЭЗ.

Начать следует с административного аспекта, как правило, доставляющего бизнесу много хлопот и порой - неприятных. Мы постарались, чтобы в рамках ОЭЗ пресловутых административных барьеров просто не было. И пока это удаётся: работа здесь ведётся по принципу одного окна, то есть администрация зоны принимает на себя все нюансы общения с многочисленными инстанциями, вплоть до пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Так что по этим поводам у предпринимателя "голова не болит". Столь же чётко решаются и вопросы землеотвода (если, предположим, резидент хочет сам строить здание для своего предприятия), проблемы включения в инфраструктуру и прочие.

Весьма привлекательны и налоговые преференции, распространяющиеся на отчисления в местный бюджет: налоги на прибыль, землю, имущество. Кроме того, в технико-внедренческих зонах на 15% снижается единый социальный налог, убытки списываются по мере их возникновения, и действует принцип ускоренной амортизации - вдвое по сравнению с обычным порядком. Замечу, кстати, что регион, претендующий на право создания на своей территории ОЭЗ, берёт на себя обязательство принять конкретный местный закон о налоговых льготах.

Немаловажное значение имеют и таможенные льготы, то есть возможность без уплаты таможенной пошлины завозить не только оборудование, необходимое предприятию, работающему в ОЭЗ, но и комплектующие. Иными словами, резидент ОЭЗ вправе воспользоваться режимом свободного таможенного склада. А вот если, предположим, он решил не использовать это оборудование или комплектующие в своём производстве, а реализовать их на таможенной территории России, придётся платить и пошлину, и налог. Так что здесь есть дополнительный стимул для того, чтобы выпускать собственную продукцию.


http://www.bdm.ru/arhiv/2007/01/30.htm

Док. 393735
Перв. публик.: 30.01.07
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 396

  • Быстров Максим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``