В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Банковский комитет Государственной Думы на своем заседании поддержал концепцию законопроекта `Об инсайдерской информации` и рекомендовал его авторам в течение двух недель уточнить редакции отдельных статей проекта Назад
Банковский комитет Государственной Думы на своем заседании поддержал концепцию законопроекта `Об инсайдерской информации` и рекомендовал его авторам в течение двух недель уточнить редакции отдельных статей проекта


Банковский комитет Государственной Думы на своем заседании поддержал концепцию законопроекта "Об инсайдерской информации" и рекомендовал его авторам в течение двух недель уточнить редакции отдельных статей проекта

В заключении комитета сказано:

Вопрос об установлении в рамках закона ответственности за незаконное использование инсайдерской информации является актуальным. Налагаемые законопроектом ограничения ведут к увеличению прозрачности российского рынка ценных бумаг и повышению доверия к нему потенциальных инвесторов. Опыт ряда европейских стран показал, что принятие соответствующего законодательства в среднесрочной перспективе способствует устойчивому росту национальных фондовых индексов и укреплению рынка капиталов.

Концепция законопроекта "Об инсайдерской информации" опирается на принципы, заложенные Директивой Европейского Сообщества от 13 ноября 1989 г. N 592 об использовании служебной информации, учитывает мировой опыт (закон Германии "О торговле ценными бумагами"; Wertpapierhandelsgesetz, WpHG) и может быть поддержана.

Целью федерального закона "Об инсайдерской информации" является обеспечение установленного порядка функционирования и ценообразования на рынке ценных бумаг, защиты прав и законных интересов лиц, совершающих сделки с ценными бумагами, и контроля за деятельностью инсайдеров на рынке ценных бумаг.

Проект федерального закона вводит определения основных терминов и понятий, согласованные с мировой практикой.

Законопроектом устанавливаются ограничения на совершение сделок с использованием инсайдерской информации; порядок раскрытия инсайдерской информации на рынке ценных бумаг и информации о сделках инсайдеров с ценными бумагами; вводятся специальные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и иным лицам, позволяющие создать условия препятствующие использованию инсайдерской информации; определяются полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по проведению расследований случаев использования инсайдерской информации и по осуществлению мониторинга за совершением сделок на рынке ценных бумаг с целью выявления незаконного распоряжения и использования инсайдерской информации; полномочия саморегулируемых организаций по осуществлению контроля своих членов и определения собственных стандартов в области контроля за инсайдерами; а также устанавливаются меры гражданской и административной ответственности за нарушение норм закона.

Заслуживает положительной оценки концептуальное положение законопроекта о расширении предмета его регулирования до правоотношений, складывающихся на рынках стандартных контрактов и срочных сделок. Сужение объекта регулирования проекта до отношений, возникающих при совершении сделок с эмиссионными ценными бумагами сделало бы невозможным введение всеобъемлющего контроля за операциями инсайдеров.

Мировая практика свидетельствует о том, что наиболее распространены и позволяют получить нарушителям максимальную прибыль операции, проводимые инсайдерами одновременно на нескольких сегментах финансового рынка, в том числе на срочном рынке, с использованием опционных и фьючерсных контрактов.

Вместе с тем следует учитывать, что понятие "рынок ценных бумаг" не определено в российском законодательстве, в том числе в федеральном законе "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 N 39-ФЗ. В силу особенностей российского законодательства фьючерсные и опционные контракты, базовым активом которых являются ценные бумаги, определены как инструменты срочного рынка, причем полномочиями по регулированию и контролю на этом рынке наделен федеральный орган исполнительной власти по антимонопольного политике.

В соответствии со статьей 3 проекта, инсайдерская информация - это любая информация об эмиссионных ценных бумагах и сделках с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, не известная третьим лицам, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих ценных бумаг. Содержащееся в законопроекте определение инсайдерской информации соответствует мировой практике. Инсайдерской, согласно Директиве ЕС, признается информация, которая не является общедоступной (публичной), относится к эмитентам ценных бумаг или самим ценным бумагам (в том числе производным ценным бумагам) и которая, будучи общедоступной, могла бы оказать существенное влияние на цены указанных ценных бумаг.

Вместе с тем данное в проекте определение требует редакционного уточнения с учетом особенностей российского законодательства. Вряд ли здесь следует употреблять термин "любая информация", поскольку речь идет лишь об информации, которая может оказать влияние на цены. Кроме того, признак "не известная третьим лицам", следует заменить на "не являющаяся общедоступной" или "не известная неопределенному кругу лиц", поскольку понятие третьего лица установлено в гражданском и процессуальном законодательстве применительно к субъектам, непосредственно не участвующим в правоотношении.

Название статьи 4 проекта, устанавливающей отдельные случаи, когда та или иная информация может быть отнесена к инсайдерской или не признается таковой, логически ошибочно, поскольку содержащиеся в ней положения не относятся непосредственно к определению инсайдерской информации. Указанная статья нуждается в редактировании, пункт 3 статьи 3 может быть включен в общее определение инсайдерской информации.

В статье 1 цель законопроекта должна быть сформулирована более четко и предметно. Такой целью должно быть предотвращение нарушения принципов свободного ценообразования на рынке ценных бумаг. Кроме того, следует рассмотреть возможность включения в законопроект положений, относящихся к манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Такие нарушения как правило оказываются тесным образом связаны с инсайдерскими правонарушениями.

Представляется, что пункт 1 статьи 2 проекта можно исключить, так как в нем кратко изложено содержание законопроекта, что не имеет регулятивного значения.

Следует отказаться от введения двух понятий "мониторинг за совершением сделок с ценными бумагами" и "мониторинг рынка пункте 2 статьи 8, и сохранить единообразие. Понятие "конфликт интересов" в пункте 2 статьи 12 требует раскрытия в тексте проекта.

В статье 3 проекта при определении понятия инсайдера представляется важным охватить не только круг лиц, имеющих в силу тех или иных обстоятельств непосредственный доступ к информации, но также любых других лиц, которым такая информация передана. С этой точки зрения, определение, содержащееся в статье 3 проекта, охватывает только круг так называемых первичных инсайдеров. В то же время согласно пункту 2 статьи 5 проекта ограничения, налагаемые на инсайдеров, распространяются также на лиц, не являющих инсайдерами, которым стала известна инсайдерская информация (вторичных инсайдеров). В проекте следует точнее определить обе указанные категории инсайдеров.

Пунктом 1 статьи 5 проекта устанавливается запрет на совершение инсайдерами и их аффилированными лицами сделок с использованием инсайдерской информации. Следует уточнить редакцию данного положения, сформулировав указанный запрет следующим образом: инсайдеры и их аффилированные лица не вправе использовать инсайдерскую информацию путем совершения сделок с ценными бумагами в целях получения дохода или предотвращения убытков. Такая редакция в большей степени отвечает принципам, закрепленным в Директиве ЕС N 592, где запрещающая норма изложена в самой общей формулировке: лицо, владеющее инсайдерской информацией, не вправе получать преимущество от обладания инсайдерской информацией путем приобретения или отчуждения ценных бумаг за свой счет или за счет третьей стороны, прямо или косвенно. Кроме того, уточненная редакция пункта 1 статьи 5 позволяет избежать дискуссии об обоснованности применения к инсайдерским сделкам норм ГК РФ о недействительности сделок (статья 168 ГК РФ): должны ли в данном случае применяться общие положения о ничтожности таких сделок, как не соответствующим требованиям закона.

Пункт 1 статьи 6 содержит норму, в соответствии с которой информация о совершаемых сделках с ценными бумагами может быть раскрыта организатором торговли, с участием которого осуществляется обращение ценных бумаг, но не указано, при каких условиях организатор торговли раскрывает такую информацию и когда должен воздержаться от такого раскрытия. В проекте следует уточнить порядок взаимодействия организаторов торговли с лицами, раскрывающими информацию.

Положения пункта 1 статьи 8, а также пунктов 3 и 4 статьи 11, касающиеся создания службы внутреннего контроля, не имеют непосредственного отношения к предмету проекта и могут быть исключены.

Следует уточнить формулировки статьи 8 законопроекта, касающиеся контроля федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг за рыночными сделками. При этом, поскольку речь идет о постоянном наблюдении, термин "контроль" целесообразно заменить термином "надзор". Объектом такого надзора являются не цены или объемы сделок, как установлено в проекте, а сами сделки.

Спорным может быть признано применение в статье 9 проекта формулировки "расследование в отношении инсайдеров". Использование термина "расследование" представляется неоправданным, поскольку в соответствии со статьями 117, 118, 125 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР расследование уполномочены вести лишь органы дознания и предварительного следствия, к которым ФКЦБ России не относится. Во избежание недоразумений термин "расследование" целесообразно заменить термином "исследование" или "проверка".

Недостатком является включение в проект норм об административной ответственности в статье 14. Данные положения подлежат внесению в Кодекс об административных правонарушениях РСФСР.

Отмеченные недостатки могут быть устранены путем внесения в законопроект поправок без изменения концепции законопроекта.



http://www.tarachev.ru/

Док. 393493
Перв. публик.: 12.04.01
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 332

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``