В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Владимира Тарачева на заседании Государственной Думы о проекте федерального закона `Об инвестиционных фондах` Назад
Выступление Владимира Тарачева на заседании Государственной Думы о проекте федерального закона `Об инвестиционных фондах`


Уважаемые коллеги! Уважаемый председатель!

Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "Об инвестиционных фондах". Он был внесен в Думу совместно Правительством и группой депутатов и принят в первом чтении 16 февраля прошлого года.

Ко второму чтению в комитет поступило почти двести поправок. В таблицу принятых включено 109 поправок, в таблице отклоненных - 85.

Уважаемые депутаты, обращаю Ваше внимание, что поправки поступили из 11 субъектов Федерации - Тюмени, Коми, Татарии, Краснодара и др. Это лишний раз доказывает, что закон актуален сейчас не только для Москвы и Петербурга, но и для регионов.

Напомню, что закон находится на особом контроле у президента, на необходимость его скорейшего принятия указано в президентском послании.

После принятия закона в первом чтении он направил в Думу свои замечания и предложения.

Большая часть поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, направлена на то, чтобы учесть позицию Президента.

В соответствии с предложениями Президента во втором чтении уточнена правовая конструкция паевого инвестиционного фонда. Дана (Статья 10 (старая 12)) редакция определения паевого фонда, где четко определена его конструкция. Она включает несколько основных элементов - управляющую компанию, договор доверительного управления с ней и ценную бумагу, пай - через приобретение которой происходит заключение этого договора.

В поправках четко определен статус имущества паевых инвестиционных фондов. Оно является общим имуществом инвесторов. Кроме того, в поправках определены правомочия инвесторов в отношении этого имущества.

Критике Президента подверглась конструкция договора коллективного инвестирования.

Президент настаивал на замене этого вида договора на договор доверительного управления имуществом, в соответствии с главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Комитет согласился с Президентом и снял все противоречия с ГК. В конструкцию ПИФа введен, как уже говорилось, договор доверительного управления. Таким образом текст проекта уточнен с учетом этого изменения. Фактически, переход к доверительному управлению был основным содержанием работы комитета. Это сразу позволило снять 90% замечаний.

Еще одна важная поправка, внесенная по предложению Президента, вводит в закон родовое понятие - инвестиционного фонда.

Уточнено определение акционерного инвестиционного фонда. Снято опасение депутатов в том, что под понятие акционерного фонда могут попасть холдинговые компании.

Комитет учел замечания президента о том, что управляющая компания может создаваться в организационно-правовых формах общества с дополнительной или общества с ограниченной ответственностью.

Подчеркну один принципиальный момент. Законопроект и предлагаемые поправки не ставят крест на иных формах инвестиций и не устанавливают монополию управляющих компаний на привлечение инвестиций. Законопроект не запрещает уже существующие механизмы организации инвестиционных процессов. Он не препятствует гражданам и юридическим лицам устанавливать иные условия инвестирования, заключая другие договоры.

Далее по поправкам.

Во втором чтении комитет дал более четкое определение имущества инвестиционного фонда. В новой статье (под номером 13 (поправка 27)) четко определено, что это могут быть только денежные средства, а для закрытого фонда - кроме денежных средств - также иное имущество, указанное в инвестиционной декларации. В целях обеспечения гарантий прав граждан мы - в поправках - предполагаем, что ущерб будет возмещать компенсационный фонд. Эти положения развивают идеи, которые Дума заложила два года назад в закон "О защите прав граждан на рынке ценных бумаг".

В поправках мы предлагаем снизить в два раза допустимый размер скидок и надбавок - до 1,5% от расчетной цены.

Сняты все претензии относительно пая как ценной бумаги. Уточнена редакция статьи 14, касающейся инвестиционных паев (поправка 28). В поправках указано, что пай является неэмиссионной ценной бумагой.

При доработке ко второму чтению также устранили противоречия проекта с другими законодательными актами, которые были отмечены. Исключили возможность создания спецдепозитария в форме некоммерческого партнерства. Убраны нормы об административной ответственности.

Более того, мы включили в закон переходные положения для чековых инвестиционных фондов. Они получили трехлетний период для преобразования. Напомню, что первые инвестиционные фонды начали создаваться девять лет назад. Функции управления и контроля в этих фондах были сосредоточены в одних руках. В результате управляющие имели по сути неограниченные возможности распоряжения активами. Это отчасти породило в 1994-97 годах множественные скандалы с обманутыми вкладчиками.

Главное, что сейчас в концепции закона заложен принцип разделения управления и контроля. Управляющая компания ежедневно отчитывается перед независимым контролером - спецдепозитарием. Закон запрещает существование бесконтрольных инвестиционных компаний.

{После вопроса о разделении паевых и акционерных инвестиционных фондов}.

Это старая песня. Мы осуждали этот вопрос еще в первом чтении. Позиция и правительства и президента была едина. Нужен и возможен общий закон. Принципы инвестирования для обоих фондов едины.

Главный из них, это принцип разделения управления и контроля. Управляющая компания ежедневно отчитывается перед независимым контролером - спецдепозитарием.

Закон запрещает существование бесконтрольных инвестиционных компаний. Кому-то это очень не нравиться. Противники закона, говорят: "Давайте разделим закон на две части. Про паевые фонды - примем сейчас. А про акционерные - будем долго дорабатывать". Я убежден - ни к чему хорошему это не приведет. Такое предложение дает еще одну лазейку отдельным недобросовестным управляющим акционерных фондов.

Конечно, их очень устраивает нынешняя ситуация ослабленного контроля.

Закон же заставит их жить по общим мировым стандартам.




http://www.tarachev.ru/

Док. 393491
Перв. публик.: 12.04.01
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 312

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``