В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Банкроты под рентгеном Назад
Банкроты под рентгеном
Государственная Дума приняла вчера в первом чтении поправки в закон о банкротстве кредитных организаций
О сути предлагаемых новаций рассказывает заместитель главы думского банковского комитета Владимир Тарачев.

Идеология новой концепции строится на проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка на как можно более ранней стадии. Их осуществляют акционеры и руководство банка под контролем ЦБ. Если все усилия не дали результатов, должен следовать незамедлительный отзыв лицензии. Причем банк должен закрываться еще до того, как возникли традиционные признаки банкротства. Мировой опыт показывает, что единственный способ вернуть средства его вкладчикам - скорейшее начало ликвидационных процедур. Восстановить банк, который уже утратил доверие тысяч клиентов, практически невозможно. Между отзывом лицензии и началом конкурсного производства пролегает сегодня временная пропасть.

По статистике, ликвидация банка в 40% случаев начинается лишь через год после его закрытия. А каждый месяц задержки - это проедание средств кредиторов от 5 до 10 млн рублей. Один из последних примеров - банк ИБК, крупная организация с активами в 6, 5 млрд руб. При явных признаках банкротства суд не может решить с ним вопрос по существу уже 10 месяцев. Но и после принятия решения о банкротстве банка проблемы для кредиторов не заканчиваются. По статистике, сам процесс занимает в среднем еще не менее двух лет. Такая затяжка приводит к обесцениванию активов, провоцирует многочисленные нарушения, а нередко и расхищение имущества. В результате вкладчикам, а особенно бюджету и промышленным предприятиям достается "с гулькин нос". Вот типичные примеры.

При банкротстве банка "Восток - Запад" юридические лица как кредиторы пятой очереди получили 4, 8% долга, при банкротстве Агропромбанка - 0, 2%, при банкротстве Мост-банка ни бюджет, ни юридические лица не получат ничего. Наиболее серьезные изменения в законе касаются процедур банкротства.

Во-первых, вводится институт корпоративного ликвидатора банков. Причина проста - индивидуальные предприниматели доказали неспособность защищать интересы всех кредиторов и свою организационную слабость. Практика показывает, что для начала банкротства даже среднего банка требуется мгновенно задействовать команду от 15 до 30 человек. Быстро и рационально организовать работу с десятками тысяч вкладчиков и должников один, даже гениальный человек, просто не в состоянии. В рамках перехода к банкротству банков корпоративными ликвидаторами предусмотрено следующее. Банки, которые привлекали вклады населения, будут ликвидироваться Агентством по реструктуризации кредитных организации. Именно в этих банках сосредоточены основные социальные риски и проблемы для кредиторов. АРКО как государственная некоммерческая организация будет работать без вознаграждения.

Такой подход поддерживается правительством и необходим для создания в России системы страхования вкладов, этот закон уже одобрен кабинетом и готовится для внесения в Думу. В остальных банках банкротством будут заниматься специализированные организации, аккредитованные при Банке России. Во-вторых, предлагается отказаться от излишних процедур в деле о банкротстве. Одна из них - наблюдение. В условиях нахождения в банке временной администрации Банка России это позволит на полгода сократить сроки начала расчетов с кредиторами. Третье направление - порядок продажи имущества в ходе конкурсного производства. Правила продажи и оценки имущества предлагается определить непосредственно в законе и сделать их только публичными. Ни у кого не должно остаться соблазна скупить часть активов по дешевке.

Мы также предлагаем запретить всяческие зачеты и отступные как лазейки для вывода активов. Четвертое: информация о ходе конкурсного производства делается прозрачной и открытой, что позволит публично контролировать действия конкурсного управляющего. Для повышения ответственности банкиров предлагается, в частности, ввести возможность запрета на занятие ими руководящих должностей на срок до пяти лет по решению суда. Такая мера может быть применена, если руководитель банка игнорирует требования закона о принятии мер по предотвращению банкротства. Кроме того, после возникновения оснований для предупреждения банкротства руководство банка будет обязано информировать Банк России о крупных сделках и сделках с заинтересованными лицами. Это необходимо для предотвращения вывода активов.

В части уточнения полномочий ЦБ предлагается ввести новый институт представителей Банка России. В рамках мер по предупреждению банкротства он получит право направить своего представителя для участия в заседаниях органов управления проблемного банка. Это необходимо для оценки реальной ситуации в банке "изнутри". Кроме того, с одного месяца до 14 дней сокращен период просрочки исполнения обязательств банка перед кредиторами, свидетельствующей о его неспособности удовлетворить предъявленные требования. По истечении этого срока Банк России получает право отзыва у банка лицензии.

"Время МН"

19.12.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/459163.html

Док. 393285
Перв. публик.: 19.12.02
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 328

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``