В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зампреду ЦБ припомнили ошибку Назад
Зампреду ЦБ припомнили ошибку
Депутаты не дали ему рекомендацию
Казавшаяся рутинной процедура обсуждения депутатами кандидатов в совет директоров Центробанка принесла сенсацию. Из семи кандидатов, предложенных председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым и согласованных с президентом Владимиром Путиным, бюджетный и банковский комитеты рекомендовали голосовать лишь за шестерых. В доверии было отказано зампреду ЦБ Виктору Мельникову, который год назад до последнего патрона сражался против либерализации валютного рынка.

По закону совет директоров ЦБ состоит из 12 человек. На прошлой неделе Сергей Игнатьев внес в Госдуму семь кандидатов: недавно назначенного зампреда ЦБ Константина Корищенко и шестерых членов совета, полномочия которых истекли 16 сентября. Это первые зампреды Арнольд Войлуков и Татьяна Парамонова, зампред Виктор Мельников, главный бухгалтер Людмила Гуденко, начальник ГУ ЦБ по Санкт-Петербургу Надежда Савинская и руководитель московского "главка" ЦБ Константин Шор.

Вчера на совместном заседании бюджетный и банковский комитеты Госдумы рекомендовали депутатам утвердить всех кандидатов, кроме Мельникова: из 23 членов бюджетного комитета за него проголосовали лишь шесть, из 11 членов банковского комитета - пять. Для большинства наблюдателей это оказалось неожиданным, ведь прежде чем внести список кандидатов в Думу, Игнатьев, как того требует процедура, согласовал его с президентом.

По словам депутатов, обсуждение проходило очень ровно - всем претендентам задавали "профильные" вопросы и внешне ничто не предвещало провала Мельникова. "Самое парадоксальное, что во время обсуждения никаких замечаний в адрес Мельникова высказано не было", - рассказывает зампред банковского комитета Владимир Тарачев. Он предположил, что на позицию других депутатов могло повлиять то, что Россия до сих пор значится в черном списке FATF, а за переговоры с этой международной организацией, борющейся с отмыванием денег, в ЦБ отвечал как раз Мельников.

Впрочем, самые наблюдательные сразу заподозрили неладное. Член бюджетного комитета Алексей Мельников отметил, что обычно очень уверенный зампред ЦБ вчера держался "весьма скованно" и, видимо, изначально предполагал неблагоприятный для него исход голосования. Об этом свидетельствует и публичное "покаяние" Мельникова, признавшегося в ошибочности своей позиции при обсуждении закона о снижении норматива обязательной продажи экспортной выручки с 75% до 50% год назад. Тогда Мельников, отвечавший в ЦБ за валютное регулирование и валютный контроль, предрекал финансовую катастрофу в случае снижения норматива. В частности, Мельников прогнозировал сокращение золотовалютных резервов на $7 млрд. Жизнь распорядилась иначе - с тех пор резервы выросли на те же $7 млрд, но депутаты припомнили Мельникову "жесткое оппонирование", по выражению его однофамильца из бюджетного комитета, при прошлогоднем обсуждении закона.

"Депутаты не забыли горячую дискуссию вокруг законопроекта и активное противодействие [Мельникова] позиции думцев, - считает Алексей Мельников. - Когда норматив все-таки снизили, выяснилось, что никакой особой угрозы состоянию золотовалютных резервов ЦБ не было. Мельников признал, что был тогда не прав, но депутаты не захотели видеть такого человека в совете директоров ЦБ".

С ним согласен и зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин, который связывает исход вчерашнего голосования со "столкновением позиций" при прошлогоднем обсуждении законопроекта по либерализации валютного контроля в Госдуме и Совете Федерации, "поведением Мельникова и его высказываниями" в адрес депутатов, которые их тогда, "мягко говоря, покоробили".

Об этом же говорит и глава комитета Михаил Задорнов: "Ясно, что он [Мельников] руководствовался установкой совета директоров ЦБ, но депутаты вспомнили, что это была и его личная позиция". В ЦБ вчера отказались комментировать позицию депутатов. Однако у Сергея Игнатьева есть еще два дня, чтобы исправить ситуацию. Депутаты вынесут окончательный вердикт завтра на пленарном заседании. Источник в администрации президента посоветовал "Ведомостям" исходить из того, что кандидатура Мельникова внесена главой ЦБ и согласована с президентом. "Не думаю, что руководители такого уровня способны столь быстро менять свои принципиальные позиции", - сказал собеседник "Ведомостей". Да и среди депутатов нет единства. Например, Штогрин голосовал за Мельникова, поскольку считает, что в ЦБ должен быть "баланс сил рыночников и государственников", к каковым он причисляет Мельникова.

Светлана Петрова, Александр Беккер
"Ведомости"

24.09.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/449445.html

Док. 393268
Перв. публик.: 24.09.02
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 324

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``