В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Тарачев: `Я был, есть и буду законодателем страхового рынка...` Назад
Владимир Тарачев: `Я был, есть и буду законодателем страхового рынка...`
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств принят, Концепция развития страхового дела в России рассмотрена. Но работа над нормативной базой продолжается.

С корреспондентом "ФР" беседует зам. председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев.

- Владимир Александрович, после того как вы отказались от выдвижения своей кандидатуры на пост президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС), изменился ли круг ваших обязанностей?

- Вотчина моя как была, так и осталась. За мной закреплены все финансовые рынки. В том числе я продолжаю курировать вопросы страхования. Я был, есть и буду законодателем страхового рынка. Некоторые журналисты не правы, когда приписывают победу прохождения "автогражданки" кому-то другому. У победы всегда много героев. Истинные знатоки этого вопроса в курсе, что именно Тарачев является одним из праотцов этого для кого-то необходимого, а для кого-то непопулярного закона. Не без моего участия было преодолено в 1999 году вето президента и внесены поправки, ограничивающие доступ иностранных страховщиков на российский рынок. Поэтому я считаю, что в истории отечественного страхования моя фамилия все-таки должна остаться. Последняя моя работа - достаточно большой блок поправок в действующий закон Об организации страхового дела в Российской Федерации.

- Чего именно касаются эти поправки?

- Они дают законодательное определение всем профессиональным участникам рынка: кто такой страховой брокер, актуарий, агент и т. д. Раньше их статус нигде не был зафиксирован. Поправки регламентируют права и обязанности, процедуры аккредитования и при необходимости - лицензирования. Будет подробно разъяснено, какие требования предъявляются, например, к брокерам и руководителям брокерских компаний, потому что пока они работают вне правового поля. Может быть, поэтому брокерское направление топчется на одном месте и не развивается. А ведь во всех западных странах эта профессия очень востребована. Принципиальное изменение закона заключается в том, что необходима смена статуса департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Должно быть ведомство, и об этом я много раз говорил. Следует вернуться к тому, что оно представляло собой 10 лет назад во времена г-на Ю.С. Бугаева. Руководитель ведомства имел статус федерального министра, поэтому и отношение было совсем другим. Сегодня в страхнадзоре нет даже юридического отдела, за юридической экспертизой обращаются в другой департамент Минфина. В обязательном порядке нужно иметь отдел или департамент стратегического развития страховой отрасли. Согласно Конституции и Федеральному закону "О правительстве", только президент имеет право устанавливать систему исполнительных органов власти. Если он сочтет необходимым создать "Минстрах", то организационные проблемы уладятся очень быстро. Трудности возникнут, когда потребуется увеличение бюджетных расходов. Но и они решаемы за счет средств поднадзорных - страховых компаний, которых у нас около 1200. Страховщики сами заинтересованы платить, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне. Пока они своего будущего не видят. Концепция развития страхования в Российской Федерации, подготовленная в стенах Минфина, к большому сожалению, широко не открывает им дверь в завтра.

- Есть ли в России прецеденты финансирования органов исполнительной власти за счет "поднадзорных"?

- В России - нет. Но в мире такая практика широко распространена. А что в этом плохого? Уменьшаются расходы федерального бюджета, страховщики дополнительными налогами не обременяются. Они будут платить только взносы, которые определит федеральный закон на содержание своего регулятора. И это можно сделать по всему фондовому рынку, кроме, наверное, банковской сферы. Отдельный закон о государственном страховом надзоре был подготовлен еще два года назад. Сегодня его механизм перенесен в поправки к действующему закону "Об организации страхового дела Российской Федерации. К сожалению, мы не находим понимания в правительстве. Вероятно, Минфину не хочется терять контроль над быстро развивающимся и объемным рынком страхования. Россия находится на 51-м месте в мире по доле собираемых страховых премий к валовому внутреннему продукту (3 процента). Это немного, но и немало. После того как пройдут эти поправки, я буду вносить следующие. Но о них пока без комментариев. Все больше созревает претензий к главе 48 "Страхование" Гражданского кодекса РФ - "конституции" страхового рынка.

- А можно по подробнее?..

- Говорить о ней - снова наступать на больную мозоль. Еще в прошлой Государственной Думе мы собирали рабочие группы для ее обсуждения. Эта глава безвозвратно отстала, ей уже десять лет. Страховой рынок России сильно изменился и продолжает развиваться. Принят закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В Концепции развития страхового рынка России предусмотрено принятие блока законов по обязательным видам: от пожара, ответственность работодателей, врачей, ответственность при эксплуатации опасного объекта. Когда их примут, настанет время кодификации законов, касающихся страхового рынка. Только тогда - это моя жесткая позиция - можно будет переделывать главу 48 ГК РФ. Пока руки до нее не доходят. Принят только первый закон, который "открыл дверь" в область обязательного страхования.

- Какой закон по обязательному страхованию стоит в очереди за "автогражданкой"?

- Я полагаю, следующим этапом станет "ответственность при эксплуатации опасного объекта": начиная гидроэлектростанцией и заканчивая Останкинской телебашней. Ведь она не была застрахована. Отдельного закона, обязывающего это делать, нет. На все чрезвычайные ситуации тратятся огромные бюджетные деньги. Принимать сразу несколько законов по обязательному страхованию нет смысла. Хорошо еще, что мы провели "автогражданку". Все было сделано практически "на грани фола". В первом чтении за законопроект проголосовал 231 депутат, то есть едва больше половины, и столько же в третьем. За год работы мы дополнительно не получили ни одного голоса. Поэтому закон вступает в силу только 1 июля 2003 года. Население с помощью СМИ успеет понять, что это не налог, а инструмент социальной защиты владельцев транспортных средств, пешеходов и т. д.

- Успеет ли Дума принять закон об обязательном страховании ответственности при эксплуатации опасного объекта? Осталось полтора года, и начнется подготовка депутатов к выборам.

- Совершенно с вами согласен, именно из этих соображений я сознательно снял свою кандидатуру на пост президента ВСС. Еще предстоит принять массу законов по страхованию, а сидя в двух креслах, сделать это просто невозможно. Есть еще и человеческий фактор. Когда президент ВСС, он же депутат, выходит на трибуну парламента с докладом о законе по страхованию, вероятность прохождения законопроекта достаточно низкая, ибо все депутаты знают, что он заведомо лоббирует интересы страховщиков. Я же отстаиваю интересы не страховых компаний, а населения, предприятий, поэтому мне легче проводить законы. По поводу вашего вопроса - если не успеем принять в этой Думе, ничего страшного, будем избираться в следующую и принимать там. Я уже семь лет депутат и могу сказать, что подобные законы проходят за два-три года, не меньше.

- Добьются ли страховщики участия в пенсионной реформе?

- В концепции есть пункт, в котором говорится, что страховая отрасль будет играть существенную роль в пенсионной реформе, и точка. Что это значит? Полтора месяца назад состоялась встреча с разработчиками пенсионной реформы Японии. Ведь пенсионеры - проблема многих стран мира, где количество работающих уменьшается, а вышедших на пенсию - увеличивается. В Японии треть пенсионных накопительных резервов управляется страховыми компаниями и неплохо. В редакции принятого в первом чтении Федерального закона "Об инвестировании средств обязательных пенсионных накоплений" наряду с НПФ предполагалось участие в пенсионной реформе и других институтов коллективного инвестирования (читай -страховых компаний). Однако на сегодняшний день требования правительства ужесточились и даже судьба НПФ висит на волоске.

- Готов ли страховой рынок к изменениям?

- Среди руководства департамента страхнадзора Минфина России есть мнение, что к обязательному страхованию гражданской ответственности нужно допустить иностранных страховщиков, так как наш рынок не сможет переварить всех денег и проблем, которые появятся с его введением. Действительно, пока отечественные страховщики не набьют шишек, пока в течение подготовительного года не сплетут паутину договоров между страховыми компаниями, не создадут информационную систему между ГИБДД и страховщиками, "автогражданка" не заработает. Во время этого "нормативного" строительства могут появиться ошибки и недостатки, которых мы не учли. Придется, возможно, что-то подправить в законе. Но я не знаю, чем именно руководствуются некоторые чиновники из страхнадзора, когда говорят, что надо полностью открыть отечественный рынок. Самое главное - мы не сможем их потом потеснить, за ними огромный опыт, и ни один автовладелец не пойдет в российскую страховую компанию. Нужно ли нам это?

- Как у вас строятся отношения с ВСС?

- Отношения, как и были, нормальные, рабочие. Я ведь остался членом Президиума ВСС.

Александр Моисеенко
"Финансовая Россия"

08.05.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/435148.html

Док. 393224
Перв. публик.: 08.05.02
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 332

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``