Сделки с электронной цифровой подписью нелегальны
Три месяца спустя после вступления в силу закона об электронной цифровой подписи сделки на финансовом рынке попадают в разряд незаконных. Истек срок издания подзаконных актов, которые обязано было подготовить Минсвязи. Без них положения закона на практике труднореализуемы, а сама практика нелегальна. Напомним, что федеральный закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП) вступил в силу 10 января 2002 г. Закон был создан для правового обеспечения использования ЭЦП, равнозначной собственноручной подписи человека при обмене электронными документами. Технология ЭЦП (электронная подпись в виде набора цифр, удостоверяющих личность ее владельца) применялась в отечественном коммерческом секторе и раньше. Однако, чтобы сделать ЭЦП юридически легальной, необходимо было предварительно заключить соглашение на бумаге о ее использовании. Новый же закон позволяет вступать в правовые отношения участникам того или иного договора без бумажного оформления. Для этого должны быть созданы специальные удостоверяющие центры, которые заверяют образцы подписей всех обратившихся к ним лиц. Однако таких центров в стране пока не существует.
В силу правового несовершенства закона об ЭЦП все совершенные до сегодняшнего дня электронные сделки можно признать незаконными. Нужно лишь применить соответствующие статьи закона (N 8, 17 и 4). Теоретически теперь при любом судебном разбирательстве, касающемся электронно-цифровой подписи, адвокат истца может попытаться доказать незаконность самой сделки, особенно если она его клиента почему-либо не удовлетворяет. Единственно легальной операцией останется приход в Сбербанк, заполнение квитанции на оплату коммунальных услуг, да и тут стоит попасть этой бумажке в электронную систему Сбербанка и пропутешествовать по корсчетам, как формально она тоже становится незаконной. Закон получился, мягко говоря, нелепым. Финансовый комитет Госдумы оказался отодвинут от работы над ним.
Ситуацию усугубило сильное лоббистское давление Минсвязи и ФАПСИ. Документ претерпел судьбу младенца у семи нянек. Упомяну некоторые наиболее существенные замечания. К примеру, положение о том, что владельцем сертификата ключа подписи является физическое лицо, противоречит сложившейся в большинстве корпоративных систем практике. Переход на новое законодательство требует перестройки всей системы сложившихся отношений, закрепленных в договорах. В законе предусматривается, что сертификат ключа подписи хранится в порядке, установленном законодательством. Но указанный порядок для физических лиц попросту не предусмотрен. По закону пользователям сертификата не сообщают об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с ЭЦП будет иметь юридическую силу. Забыли включить эту норму. Но как теперь прикажете пользоваться сертификатом?
По сути, за гранью закона оказалось все: средства в системах банк - клиент, движение денег и бумаг на биржах, в депозитариях, при клиринге, то есть финансовый оборот как минимум в сотни миллиардов долларов. Для восстановления легального денежного оборота необходимо принять ведомственные акты, проясняющие порядок действия закона. Должны появиться как минимум пять-семь удостоверяющих центров, получивших лицензии от госорганов и утвердивших порядок своей деятельности. На все про все - полгода как минимум. Но даже если такое чудо вдруг произойдет завтра, за рамками закона окажутся тысячи российских организаций, использующих технологии криптографического преобразования в своих двух- и многосторонних системах. Закон враз обязал их стать клиентами одного из удостоверяющих центров. И в этом состоит вторая проблема закона. Он не оставил рынку выбора, причесав всех под одну, и к тому же кривую, гребенку. В выигрыше оказались все, кроме непосредственных участников рынка.